Технология
как часть общечеловеческой культуры
- Культура - исключительно
многообразное понятие. Этот научный
термин появился в Древнем Риме,
где слово "cultura" обозначало возделывание
земли, воспитание, образование. Войдя
в обыденную человеческую речь, в ходе
частого употребления это слово утратило
свой первоначальный смысл и стало обозначать
самые разные стороны человеческого поведения,
а также видов деятельности.
Этапы развития
понятия культура.
Этапы
(век, год) |
учёный |
открытие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
История
термина
Античность
В Древней Греции
близким к термину культура
являлась пайдейя, которая выражала понятие
«внутренней культуры», или, иначе говоря,
«культуры души».
В латинских источниках
впервые слово встречается в
трактате о земледелии Марка
Порция Катона
Старшего (234—149
до н.э) De agri cultura — самом раннем памятнике
латинской прозы.
- Марк Туллий
Цицерон
- Римский оратор
и философ Марк
Туллий Цицерон
(106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских
беседах» употребил слово культура
в переносном значении, назвав философию
«культурой души» («cultura animae»), иначе, он
считал, что человек, занимающийся философией,
обладает культурой духа и ума.
В
Европе в XVII—XVIII веках
- В значении самостоятельного
понятие культура появилось в трудах
немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот
термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку
«естественному», необразованному.
- В философский,
а затем научный и повседневный обиход
первым слово культура запустил немецкий
просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу
«Опыт истории культуры человеческого
рода».
И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце
80-х годов XVIII века в научный обиход термин
культура, прямо намекал на его латинское
происхождение и на этимологическую связь
со словом «земледелие». В восьмой книге
своего труда «Идеи к философии истории
человечества» (1784—1791) он, характеризуя
«воспитание человеческого рода» как
«процесс и генетический, и органический»,
писал[6]:
«Мы
можем как угодно назвать
этот генезис человека
во втором смысле, мы
можем назвать его культурой,
то есть возделыванием
почвы, а можем вспомнить
образ света и назвать просвещением, тогда
цепь культуры и света
протянется до самых
краев земли.»
В
России в XVIII—XIX веках
- Слово культура
вошло в русский лишь с середины 30-х годов
XIX века. Наличие данного слова в русском
лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка
для любителя чтения русских книг, газет
и журналов»[7]. Названный словарь
выделял два значения лексемы: во-первых,
«хлебопашество, земледелие», во-вторых,
«образованность».[8]
В
России в XIX—XX веках
Николай
Бердяев
:
Культура связана
с культом, она из религиозного культа
развивается, она есть результат
дифференциации культа, разворачивания
его содержания в разные стороны.
Философская мысль, научное познание,
архитектура, живопись, скульптура, музыка,
поэзия, мораль — все заключено
органически целостно в церковном
культе. Есть Культура духа, всякая Культура
имеет духовную основу — она есть продукт
творческой работы духа над природными
стихиями.[12]
Расширил
и углубил толкование слова
культура, его современник, русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный
деятель — Николай
Константинович Рерих
(1874—1947), посвятивший большую часть своей
жизни развитию, распространению и защите
культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием
Света», а в статье «Синтез» даже разложил
лексему на части: «Культ» и «Ур»:
Культ всегда останется почитанием Благого
Начала, а слово Ур нам напоминает старый
восточный корень, обозначающий Свет,
Огонь.[13]
Андрей
Белый
(1880—1934) — русский писатель, поэт, критик, стиховед, один из ведущих
деятелей русского символизма двадцатого
века серьёзно пытался осмыслить культуру
как категорию. Понятие „культура“ отличается
необыкновенной сложностью; легче определить
понятие „наука“, „искусство“, „быт“; культура —
цельность, органическое соединение многих
сторон человеческой деятельности; проблемы
культуры в собственном смысле возникают
уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть
стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество
самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется
ростом человеческого самосознания; она есть рассказ
о росте нашего „Я“; она — индивидуальна
и универсальна одновременно; она предполагает
пересечение индивидуума и универса; пересечение
это есть наше „Я“; единственно
данная нам интуиция; культура всегда
есть культура какого-то „Я“»[16]
.
Обобщенное
определение культуры
- Культурой называется
позитивный опыт и знания человека
или группы людей, ассимилированный
в одной из сфер жизни (в человеке,
в политике, в искусстве и т. д.).
- Культура —
искусственная среда (В. П. Комаров,
Факультет Системы управления, информатики,
электроэнергетики, МАИ). Под словом «культура»
воспринимается абсолютно всё, созданное
человеком. Любой предмет, созданный человеком
является частью культуры.
Примеры.
- Таким образом,
культура (оцениваемое как опыт и
знания) при ассимиляции в сферу
архитектуры становится элементом
материальной культуры — строением.
Строение, как объект материального
мира, влияет на человека через его
органы чувств.
- При ассимиляции
опыта и знания народа одним человеком
(изучение математики, истории, политики
и т. п.) мы получаем человека имеющего
математическую культуру, политическую
культуру и т. д.
Понятие
"Технология"
- Технология (от
греч. techne — искусство, мастерство, умение
и греч. logos — изучение) — совокупность
методов и инструментов для достижения
желаемого результата; метод преобразования
данного в необходимое; способ производства.
- Технология —
в широком смысле — объём знаний, которые
можно использовать для производства
товаров и услуг из экономических ресурсов.
- Технология —
в узком смысле — способ преобразования
вещества, энергии, информации в процессе
изготовления продукции, обработки и переработки
материалов, сборки готовых изделий, контроля
качества, управления. Технология включает
в себе методы, приемы, режим работы, последовательность
операций и процедур, она тесно связана
с применяемыми средствами, оборудованием,
инструментами, используемыми материалами.
- Технология
это наука об умении что то делать.
- Технология
– наука, изучающая
последовательность
действий по превращению исходного
сырья в готовую продукцию. Технология
– наука, изучающая процессы изготовления
продукции или процессы создания потребительской
стоимости. Технология
как наука базируется
на многих областях знаний. Для изготовления
продукта необходимо знание о сырье, средствах
производства (область
технических наук); для организации
производства (снабжение, учет, анализ,
контроль) – область
экономических наук, трудовые процессы
– область общественных
и социальных наук.
Виды технологии
в зависимости от сферы применения:
- 1.
Практическая –
реализуемая на практике, которая всегда
- 2.
Теоретическая
– научных исследований, не всегда реализуется
на практике.
Практические
технологии подразделяются:
-
а) материальные
технологии (технологии
материального производства),
необходимые для изготовления
конкретного продукта.
В основном это машинные
технологии, основанные
на воздействии машин
и человеческого труда
на сырье с целью получения
необходимого продукта.
Реализуются данные
технологии на заводах,
фабриках, совхозах
и т.д.
- б)
социальные технологии,
к которым относятся
технологии сферы обслуживания,
образования, науки
и т.д. От материальных
технологий они отличаются
тем, что их продукт
–нематериален, представляемый
в виде услуги (работа
учителя, игра актера
и т.д.). В ней отсутствует
машина посредник. Здесь
человек исполнитель
и человек потребитель
услуги. Социальные
технологии отличаются
ярко выраженной индивидуальностью,
неповторимостью (одну
и туже роль разные актеры
исполняют по разному).
- в)
духовные технологии
– технологии искусства,
литературы, культуры
и т.д. Они характеризуются
ещё большей индивидуальностью,
зависимостью результатов
от объективных качеств
человека. Иногда духовную
технологию не выделяют
в самостоятельную группу,
а объединяют с социальной.
Признаки
практической технологии:
- 1.
Объективность (материальная
обусловленность) технологии,
т.е. процесс изготовления
любого продукта основан
на использовании естественных
процессов (физических,
химических, биологических
и т.д.). Человек как бы "подсматривает"
или познает эти объективные
процессы и использует
их в искусственно созданных
условиях производства.
- 2.
Динамичность
развития (все течет
и изменяется), всегда
есть начало и конец
технологии. Для зарождения,
функционирования и
развития технологии
необходимы финансовые (денежные)
вложения, труд и т.д.
- 3.
Логичность –
строгая последовательность
действий по получению
заранее ожидаемого
результата (продукта).
- Технология
развивающийся организм,
имеющая этапы становления
или жизни, который можно
сравнить с этапами
жизни человека. 1 –
этап зарождения; 2
– этап бурного роста; 3
– этап зрелости; 4 –
этап забвения.