Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:47, контрольная работа
Цель расчета:
определение диаметра трубопровода, выбор насосного оборудования, расчет толщины стенки трубопровода, определение числа перекачивающих станций (ПС);
расстановка ПС по трассе нефтепровода;
расчет эксплуатационных режимов нефтепровода.
mу – коэффициент условий работы;
k1 – коэффициент надежности по материалу;
kн – коэффициент надежности по назначению;
Коэффициенты np, mу, k1, и kн находятся из [2].
Вычисленное значение толщины стенки трубопровода dо округляется в большую сторону до стандартной величины d из рассматриваемого сортамента труб.
Внутренний диаметр трубопровода определяется по формуле
D = Dн – 2d. (1.14)
Гидравлический расчет нефтепровода выполняется для каждого конкурирующего варианта. Результатом гидравлического расчета является определение потерь напора в трубопроводе.
Потери напора в трубопроводе
Фактическая средняя скорость течения нефти (м/с) определяется по формуле
(1.15)
где Q=QЧ/3600 – расчетная производительность перекачки, м3/с;
D – внутренний диаметр, м.
Потери напора на трение в трубопроводе определяют по формуле Дарси-Вейсбаха
, (1.16)
либо по обобщенной формуле лейбензона
, (1.17)
где Lр – расчетная длина нефтепровода (равна полной длине трубопровода при отсутствии перевальных точек), м;
n – расчетная кинематическая вязкость нефти, м/с2;
l – коэффициент гидравлического сопротивления;
b, m – коэффициенты обобщенной формулы Лейбензона.
Значения l, b и m зависят от режима течения жидкости и шероховатости внутренней поверхности трубы. Режим течения жидкости характеризуется безразмерным параметром Рейнольдса
, (1.18)
При значениях Re<2320 наблюдается ламинарный режим течения жидкости. Область турбулентного течения подразделяется на три зоны:
Значения переходных чисел Рейнольдса Re1 и Re2 определяют по формулам
где – относительная шероховатость трубы;
kЭ – эквивалентная (абсолютная) шероховатость стенки трубы, зависящая от материала и способа изготовления трубы, а также от ее состояния. Для нефтепроводов после нескольких лет эксплуатации можно принять kЭ=0,2 мм.
Расчет коэффициентов l, b и m выполняется по формулам, приведенным в табл. 5.
Таблица 5
Значения коэффициентов l, b и m для различных
режимов течения жидкости
Режим течения |
l |
m |
b, с2/м | |
ламинарный |
64/Re |
1 |
4,15 | |
турбулент-ный |
гидравлически гладкие трубы |
0,3164/Re0,25 |
0,25 |
0,0246 |
смешанное трение |
0,123 |
|||
квадратичное трение |
0 |
0,0826·l |
Суммарные потери напора в трубопроводе составляют
H = 1,02ht + Dz + NЭ× hост. (1.19)
где 1,02 – коэффициент, учитывающий надбавку на местные сопротивления в линейной части нефтепровода;
Dz=zК-zН – разность геодезических отметок, м;
NЭ – число эксплуатационных участков (назначается согласно протяженности эксплуатационного участка в пределах 400…600 км [1]);
hост – остаточный напор в конце эксплуатационного участка, hост =30…40 м.
Величину гидравлического уклона магистрали можно найти из выражения
, (1.20)
На основании уравнения баланса напоров, необходимое число перекачивающих станций составит
. (1.21)
Как правило, значение n0 оказывается дробным и его следует округлить до ближайшего целого числа.
При округлении числа станций n в меньшую сторону (n<n0) гидравлическое сопротивление трубопровода можно снизить прокладкой дополнительного лупинга длиной lЛ
, (1.22)
где . (1.23)
При равенстве D = DЛ величина .
В случае округления числа станций в большую сторону (n>n0) целесообразно предусмотреть вариант циклической перекачки. Параметры циклической перекачки определяются из решения системы уравнений
(1.24)
где VГ – годовой объем перекачки, VГ=GГ/r .
Строится совмещенная характеристика трубопровода и перекачивающих станций.
Значения Q1 и Q2 определяются из совмещенной характеристики (рис.2) либо аналитически.
Решение системы (1.24) сводится к вычислению T1 и T2
. (1.25)
2. Расстановка перекачивающих станций по трассе нефтепровода
Расстановка перекачивающих станций выполняется графически на сжатом профиле трассы. Рассмотрим реализацию этого метода для случая округления числа перекачивающих станций в большую сторону на примере одного эксплуатационного участка (рис. 3).
Рис. 3. Расстановка перекачивающих станций по трассе нефтепровода постоянного диаметра
При округлении числа перекачивающих станций в меньшую сторону рассчитывается длина лупинга и гидравлический уклон на участке с лупингом. Дополнительно строится гидравлический треугольник abd. Его гипотенуза bd определяет положение линии гидравлического уклона на участке с лупингом iЛ (рис. 4).
Рис. 4. Расстановка перекачивающих станций и лупингов по трассе нефтепровода
Из точек С1 и B1 строится параллелограмм C1F1B1K1, стороны F1B1 и C1K1 которого параллельны линии bd, а стороны C1F1 и B1K1 – параллельны линии bc гидравлических треугольников abc и abd. При этом горизонтальные проекции отрезков C1F1 и B1K1 равны протяженности лупинга в горизонтальном масштабе.
Как видно из рисунка, при размещении всего лупинга в начале нефтепровода, линия падения напора будет изображаться ломаной C1F1B1, а в случае расположения его в конце нефтепровода – ломаной B1K1C1 . По правилу параллелограмма лупинг можно размещать в любом месте трассы, поскольку все варианты гидравлически равнозначны. Лупинг также можно разбивать на части. Однако предпочтительнее размещать лупинг (или его части) в конце трубопровода (перегонов между перекачивающими станциями).
Расстановка перекачивающих станций по трассе в случае прокладки лупинга выполняется в следующем порядке. Из точек C2 и C3 строятся части аналогичных C1F1B1K1 параллелограммов до пересечения с профилем трассы. Таким образом, вторую перекачивающую станцию можно разместить в зоне возможного расположения B2K2, а третью – в зоне B3K3. Предположим, что исходя из конкретных условий, станции решено расположить в точках X и Y.
Проводя из точки X линию, параллельную iЛ, до пересечения с линией C2B2, определяется протяженность лупинга lЛ1. Аналогичные построения выполняются для размещения остальных лупингов и станций. Сумма длин отрезков lЛ1, lЛ2 и lЛ3 должна равняться расчетной длине лупинга lЛ, найденной из выражения (1.22).
Литература
Информация о работе Технологический расчет магистрального нефтепровода