Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:28, курсовая работа
Главный механизм станка состоит из пяти подвижных звеньев. Подвижное соединение звеньев осуществляется кинематическими парами пятого класса.
Структурный анализ главного механизма
Кинематическое исследование рычажного механизма
Зубчатая передача
Силовой расчёт рычажного механизма
Выбор электродвигателя
Исследование движения машинного агрегата под действием заданных сил
Синтез кулачкового механизма
Список литературы
Министерство образования и науки Украины
Национальный технический университет
"Харьковский политехнический институт"
Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту
по дисциплине:
«Теория механизмов и машин»
Выполнила
студентка группы МШ-47б
Тимоховская А.А.
Проверила
Зарубина А.А.
Харьков 2009 г.
Содержание:
Список литературы
Исходные данные:
nД= 2870 об/мин;
n1= 215об/мин;
lOA= 0,05 м;
lBD= 0.37 м;
lBC= 0. 18 м;
= 0.185 м;
= 0.090м;
yД= 0 м;
xД= - 0.16 м;
xC= 0.20град;
m2= 4кг;
m3= 26кг;
m4= 4кг;
m5= 45 кг;
= 0.002 кг·м2;
= 0.04 кг·м2;
= 0.001 кг·м2;
Pm= 18.0 кН;
Главный механизм станка состоит из пяти подвижных звеньев. Подвижное соединение звеньев осуществляется кинематическими парами пятого класса.
Выпишем кинематические пары:
O 1-0
A 1-2, 2-3
B 3-4
C 4-5, 5-0
D 3-0
Подсчитаем степень подвижности механизма по формуле Чебышева:
,
где n= 5 – число подвижных звеньев, а p5= 7 – число кинематических пар 5-го класса.
Структурная схема механизма представлена на рис.1:
Рис.1
Для проведения кинематического и силового расчета механизма выделим структурные группы. В порядке присоединения к ведущему звену 1 это будут следующие группы:
звенья 2-3 - 1-я в порядке присоединения структурная группа, 2-ой класс, 2-ой порядок, 3-го вида;
звенья 4-5- 2-я в порядке присоединения структурная группа, 2-ой класс, 2-ой порядок, 2-го вида.
2. Кинематическое исследование рычажного механизма
1 этап: Определение перемещения
Выполняем графически построением планов положений механизмов. Для этого выбираем масштаб
μl=0,0012 м/мм
Подсчитываем размеры звеньев на чертеже:
xc=166мм
На листе 1 построим 8 положений механизма и график перемещений звена 5 .
2 этап: Определение скоростей
Для определения скоростей запишем уравнение скоростей по группам Ассура.
Группа 2-3:
Группа 4-5:
Сведения о векторах скоростей приведём в таблице 1:
Вектор |
Величина |
Направление |
Отрезок на плане скоростей |
|
W1×lOA=1,06 |
╨ OA W1 |
pa2= 60 мм |
V3-2 |
неизвестно |
// DB |
----------------------- |
VD |
0 |
------ |
------ |
|
неизвестно |
╨ DВ |
----------------------- |
VB |
по правилу подобия |
=77мм | |
VCB |
неизвестно |
╨ CB |
----------------------- |
V5-0 |
неизвестно |
// оси X |
----------------------- |
VCO |
0 |
------ |
------ |
Угловая скорость начального звена:
Масштаб плана скоростей:
Результаты кинематического анализа приведём в таблице 2:
Параметр |
1 |
2 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
DA, мм |
126 |
157 |
175 |
160 |
124 |
103 |
90 |
102 |
pa3, мм |
0 |
44 |
60 |
39 |
0 |
42 |
60 |
43 |
pb, мм |
0 |
86 |
106 |
75 |
- |
126 |
205 |
130 |
pc, мм |
0 |
83 |
106 |
73 |
0 |
123 |
205 |
130 |
Vc |
0 |
1,58 |
2,01 |
1,39 |
0 |
2,3 |
3,9 |
2,5 |
VS3 |
0 |
1,27 |
1,5 |
1,23 |
0 |
1,52 |
3,8 |
2,07 |
pS4 |
0 |
83 |
106 |
74 |
0 |
124 |
205 |
130 |
VS4 |
0 |
1,6 |
2,01 |
1,4 |
0 |
2,4 |
3,9 |
2,5 |
W2=W3 |
0 |
4,52 |
5,37 |
4,41 |
0 |
5,46 |
13,6 |
7,41 |
cb |
0 |
22 |
106 |
21 |
0 |
26 |
205 |
18 |
W4 |
0 |
4,11 |
0 |
4 |
0 |
5,54 |
0 |
4,11 |
3 этап: Определение линейных ускорений шарнирных точек и угловых ускорений звеньев.
Запишем векторные уравнения ускорений по группам Ассура:
Сведения о векторах приведём в таблице 3:
Вектор |
Величина |
Направление |
Отрезок на плане скоростей |
|
=41,14 |
от А к О |
Πa2= 60 мм |
|
=12,68 |
V3-2 пов. на 90º в сторону |
=14 |
|
неизвестно |
// звену AD |
----------------------- |
aD |
0 |
------ |
------ |
|
=9,91 |
от A к D |
=7 |
|
неизвестно |
╨ AD |
----------------------- |
aB |
по подобию |
=44 | |
|
=5,06 |
от C к B |
|
|
неизвестно |
╨ CB |
----------------------- |
aCO |
0 |
------ |
------ |
|
|
------ |
------ |
|
неизвестно |
// оси Х |
----------------------- |
* Π – полюс плана ускорений
Масштаб плана ускорений:
3. Зубчатая передача
Рис. 8
Кинематическая схема зубчатой передачи представлена на рис. 8.
;
;
;
;
m = 5 мм;
;
;
Z2’=27
Определяем общее передаточное отношение зубчатого механизма:
Механизм состоит из последовательно соединенного планетарного механизма с передаточным отношением и трехзвенной передачи с неподвижными осями ( ), рис. 8.
Общее передаточное отношение редуктора
где - передаточное отношение планетарного редуктора
откуда
Принимаем
Проверим для планетарной передачи условия:
5(18=36)= 5(81-27);
270=270;
где k = 3 - число блоков сателлитов (k = 3); - коэффициент высоты головки зуба,
где Q - любое целое число, L - наибольший общий делитель чисел .и z2’
L = 9.
Q = 52 – целое число, следовательно условие сборки выполнено.
Геометрический расчет зубчатого зацепления, состоящего из зубчатых колес, имеющих z4 = 9, z5 = 17, m = 5мм.
Считаем, что зубчатые колеса — прямозубые эвольвентные цилиндрические, нарезанные стандартным реечным инструментом.
Определяем:
для колеса z4 = 9
для колеса z5 = 17, x5 = 0, так как z5 = zmin = 17, ;
по значению найдем угол (таблица инвалют ( ) ;
(c* = 0,25 - коэффициент радиального зазора);
(проверка: ; 67,08= 23,22 + 43,85 = 67,07мм;
(проверка: ;
29,58+47,23+1,25=47,23+18,61+
На листе 2 в масштабе 10:1 построена картина зубчатого зацепления в соответствии с методикой, изложенной в [4, с.49]. На линии зацепления показана активная часть линии зацепления (ab).
Так как рабочие участки профилей зубьев перекатываются друг по другу со скольжением, то на этих участках возникают силы трения, что приводит к изнашиванию профилей. Характеристикой вредного влияния скольжения являются коэффициенты и удельного скольжения, которые можно рассчитать по формулам:
где
; - длина теоретической части линии зацепления с основной окружностью , отсчитываемое в направлении к точке (можно использовать отрезки, на которые делили для построения эвольвенты).
Результаты расчета и приведены в табл. 5.
Таблица 4
x |
0 |
25 |
50 |
75 |
N1P |
127 |
156 |
184 |
213 |
242 |
e/271 |
-4,12 |
-1,29 |
-0,36 |
0 |
0,41 |
0,62 |
0,75 |
0,86 |
0,94 |
1 | ||
1 |
0,81 |
0,57 |
0, 27 |
0 |
0,68 |
1,59 |
3,04 |
6,61 |
14,94 |
-∞ |