Стандартизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение региональной стандартизации.
Исходя, из данной цели можно выделить следующие задачи:
1. Изучить сущность и основные понятия стандартизации.
2. Рассмотреть нормативные документы по стандартизации.
3. Изучить существующие проблемы стандартизации.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты стандартизации в СКСТ как фактор повышения качества продукта. 6
1.1 Понятие и сущность стандартизации. 6
1.2 Нормативные документы по стандартизации. 10
2. Проблемы стандартизации и их решения 14
2.1 Роль стандартизации в современных условиях 14
2.2 Особенности региональной стандартизации 17
Заключение 24
Список источников 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.53 Кб (Скачать)

Помимо  стандарта существует документ технических  условий, который устанавливает  технические требования к продукции, услуге, процессу.

1. Упорядочение  объектов стандартизации. Данный  метод направлен на сокращение  многообразия, т. е. приведение  объектов к типовым. В свою  очередь, в упорядочении выделяются  свои методы.

2. Параметрическая  стандартизация. Для того чтобы  осуществить оптимизацию, необходимо  установить параметры продукции,  т. е. количественные характеристики  её свойств. Главные параметры  продукции – это характеристики, определяющие назначение и условия  использования продукции. Например:

– размерные  параметры (размер одежды, размер прибора);

– весовые  параметры (масса);

– параметры  производительности (производительность станков);

– энергетические параметры (мощность двигателя).

3. Комплексная  стандартизация. Подразумевает под  собой установление и применение  системы взаимоувязанных требований, как к самому объекту стандартизации, так и к отдельным его элементам.  Например, по отношению к продукции – это требования к качеству готовой продукции и к качеству сырья для её изготовления, а также условий хранения и потребления.

4. Опережающая  стандартизация. Данный метод предусматривает  установление повышенных по отношению  к достигнутому на практике  уровню норм и требований к  объектам стандартизации, которые  должны стать оптимальными в  последующее время. Необходимость  в данном методе связана с  тем, чтобы предотвратить технические  барьеры, не тормозить технический  прогресс, поскольку для того, чтобы  разработать новый стандарт, потребуется  определенное время, которое может  сказаться на простое производства. В связи с этим необходима  опережающая стандартизация для  перспективных видов продукции.  Таковы основные методы, используемые  в деятельности по стандартизации.

Уведомление об утверждении национального стандарта публикуется Ростехрегулированием в ПИО и ИС в течение 10 дней со дня утверждения национального стандарта.1

При отклонении национального стандарта Ростехрегулирование готовит мотивированное решение и направляет его со всеми документами разработчику. Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в том же порядке, что и при разработке и утверждении национальных стандартов.

Ростехрегулирование до дня вступления в силу технического регламента опубликовывает в ПИО и ИС и утверждает перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

 

 

 

 

 

_________________

1 Федеральный закон "О техническом регулировании" От 27.12.2002 n 184-фз. Глава 3. Стандартизация. Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов

2. Проблемы  стандартизации и их решения

 

2.1 Роль стандартизации в современных условиях.

В современных условиях роль стандартизации существенно повышается и это связано с усилением конкуренции, глобализацией бизнеса, ускорением научно-технического прогресса, возрастанием экологических проблем. Учитывая сказанное выше, можно считать, что основной целью стандартизации является защита интересов потребителей, производителей и государства в части качества продукции и процессов и качества жизни людей. В соответствии с Законом “О техническом регулировании” стандартизация проводится в целях:

• повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов;

• обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств и т. д.;

• содействия соблюдению требований технических регламентов;

• создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействия проведению работ по унификации.1 Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:  

1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

2. Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц.

3. Применение международного стандарта как основы разработки

___________

1 Федеральный закон «О Техническом регулировании»

национального стандарта.

4. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг.

5. Недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Объектами стандартизации служат продукция (сырье и природное топливо; материалы и продукты; готовые изделия), услуги (материальные; социально-культурные), включая отдельные аспекты однородных групп продукции и услуг, а также процессы. 

Каковы  современные проблемы стандартизации?

Низкий  динамизм стандартизации. При парке  в 24600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5 -4 тыс. стандартов. В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь  утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной  перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует  система 5-10 летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются  прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы  прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма - недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты  даже не переведены.

Слабая  работа в области технологической  стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий  пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую  программу преимущественно среди  предприятий малого бизнеса.

Низкое  качество работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов  слабо знакомы с теорией и  практикой международной и отечественной  стандартизации.

Таким образом, в современных условиях у стандартов две функции:

-    Прежде всего, стандарты должны быть взяты за основу при разработке технических регламентов.

-     Стандарты могут служить той доказательной базой, которая позволяет выполнять требования ТР. Каждый ТР публикует перечень стандартов, которые можно использовать для соблюдения требований регламентов, тогда, применяя такой стандарт, автоматически выполняются требования регламента.

Понятно, что при этом роль стандартов существенно  возрастает. В основе технического регулирования был, есть и остается стандарт. ТР есть ничто иное, как  стандарт высшего уровня, принимаемый  законодателями и правительством.

Одна  из основных задач, которые стоят  перед стандартизацией в настоящее  время - это реформирование национальной системы стандартизации. Сейчас уже  разработан проект документа «Национальная система стандартизации». Проект реформы национальной системы стандартизации разработан на основе анализа научно-методических материалов и организационных структур национальной и зарубежной стандартизации, а также нормативного обеспечения участия России в ВТО. При этом были рассмотрены вопросы методологии и организации работ по национальной стандартизации ряда зарубежных стран, в том числе США, Великобритании, ФРГ, Франции, Украины.

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности  региональной стандартизации

Деятельность  Европейского Содружества (ЕС) в области  стандартизации направлена на выполнение положений Римского договора 1957 г. о  создании единого европейского рынка. Договор предписывает сближение  законодательных, распорядительных и  административных решений стран-членов. Для начала работ по сближению  национальных стандартов в рамках устранения технических барьеров в торговле была характерна попытка их гармонизации. Однако вскоре стала очевидной невозможность  решения проблемы таким путем, вследствие чего осуществляется переход на создание единых европейских стандартов - евронорм. Но главным направлением, реально устраняющим технические барьеры в торговле, признано принятие Директив ЕС прямого действия, т.е. содержащих законодательные положения и требования к параметрам конкретных видов товаров или процессов (процедур). Если в них имеются ссылки на евронорму или технический регламент, это переводит указанные нормативные документы в ранг обязательных к выполнению.1

Таким образом, был сделан переход от гармонизации отдельных национальных стандартов и технических регламентов к  гармонизации законодательных положений (технического законодательства). Совет  ЕС определил основной принцип гармонизации стандартов и сертификации -гармонизация законоположений ограничивается установлением требований безопасности в рамках директив. При разработке евронорм широко используются национальные стандарты стран членов, особенно германские (стандарты DIN), французские (APNOR), а также международные. Если указанные нормативные документы отвечают требованиям интеграции западноевропейских стран, их применяют в качестве европейских стандартов.

Европейский комитет по стандартизации СЕН (CEN) (до 1970 г. Европейский комитет по координации стандартов) существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. СЕН - закрытая организация, объединяющая только государства - участники ЕС и ЕАСТ.

Основная  цель СЕН - содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться  в своих директивах ЕС, ЕАСТ и  другие межправительственные организации. Путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

Один  из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО. Выбор  приоритетного направления должен быть обоснован экономической необходимостью, диктуемой степенью влияния будущего стандарта на развитие взаимовыгодных связей, невозможностью применения международного или другого стандарта для  данной цели, предложением стран-участниц СЕН или рекомендациями органов  ЕС и ЕАСТ.

Программные комитеты составляют программу стандартизации, принимают стандарты ИСО и  МЭК в качестве европейских стандартов или документов для гармонизации; разрабатывают европейские стандарты  либо ожидают получения результатов  в ИСО и МЭК. С этими организациями  поддерживается постоянная связь, и  принимая евростандарт, комитет сообщает о результатах своей работы в  ИСО или МЭК.

 

Технические комитеты также опираются в работе на международные стандарты, поддерживают контакты с региональными организациями, учитывают результаты деятельности других технических комитетов, которые  занимаются смежными проблемами. После  того как задача, поставленная перед  комитетом, выполнена, он может быть либо расформирован Техническим  бюро, либо сохраняет формальную ответственность  за пересмотр стандарта.

Процедура принятия стандарта включает одобрение  проекта рабочей группой технического комитета, рассылку проекта техническим  бюро всем странам-членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный  срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта  подано не более 20% голосов.

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике СЕНЭЛЕК (CENELEK) создан в 1971 г. объединением двух европейских организаций -- Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран-членов ЕАСТ и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран--членов ЕС (в то время  ЕЭС).

Члены СЕНЭЛЕК -- 17 стран Европы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция. Все они представлены национальными электротехническими  комитетами и являются членами МЭК (Кроме Люксембурга).

Основная  цель СЕНЭЛЕК - разработка стандартов на электротехническую продукцию в  тесном сотрудничестве с ЕС и ЕАСТ. Стандарты СЕНЭЛЕК рассматриваются  как необходимое средство для  создания единого европейского рынка. Сущность главного направления работы СЕНЭЛЕК состоит в устранении любых технических различий между  национальными стандартами стран-членов, между процедурами сертификации соответствия изделий требованиям  стандартов и недопущении тем  самым возникновения технических  барьеров в торговле товарами электротехнических отраслей.

Информация о работе Стандартизация