Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:12, реферат
Физическая активность — одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение больных к закаливанию организма естественными факторами природы.
Дозировка прогулок
по ровному месту определяется в
основном расстоянием, продолжительностью
и темпом ходьбы. Дозировка терренкура
определяется длительностью, рельефом
дорожки, количеством остановок
для отдыха и номером маршрута.
Маршруты ближнего туризма дозируются
их продолжительностью, рельефом местности
и темпом ходьбы, а также соотношением
продолжительности ходьбы и отдыха на
привалах. Дозировка оздоровительного
бега (трусцой) предусматривает сочетание
бега, ходьбы и дыхательных упражнений
с учетом постепенного возрастания продолжительности
бега. Дозировка нагрузки при купании
и плавании зависит от температуры воды
и воздуха, активности занимающегося и
продолжительности процедуры. Прогулочная
гребля дозируется чередованием движений
гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов
и использованием привалов для отдыха
на берегу. При прогулках на лыжах и катании
на коньках дозировка нагрузки определяется
продолжительностью и темпом передвижения,
а также паузами для отдыха.
Курс ЛФК подразделяют
на 3 периода: 1) вводный (3—10 дней);
2) основной, или
тренировочный (время
3) заключительный
(3—5 дней).
Различают индивидуальный,
групповой и самостоятельный
методы проведения лечебной гимнастики.
Объем лечебной гимнастики должен соответствовать
режиму движений больного.
При построении
процедур лечебной гимнастики следует
учитывать, что она состоит из
трех разделов: вводного, основного
и заключительного. В отдельных
случаях лечебная гимнастика может
включать 2—5 разделов, отражающих общие
и частные особенности методики. Физиологическая
кривая нагрузки строится по принципу
многовершинной кривой. В первой половине
курса лечения увеличение и уменьшение
нагрузки выражены меньше, чем во второй
половине. В течение первой четверти процедуры
нагрузка возрастает, а на протяжении
последней четверти снижается. На основной
раздел процедуры в первой половине курса
лечения приходится 50% времени предназначенного
для проведения всей процедуры, а во второй
половине курса лечения несколько больше.
Для более правильного
использования физических упражнений
при построении методики лечебной гимнастики
рекомендуют учитывать
Методика применения
дыхательных упражнений имеет важное
значение в практике ЛФК. Дыхательные
упражнения, не предъявляя больших требований
к больному, стимулируют функцию внешнего
дыхания. В лечебной гимнастике дыхательные
упражнения применяют с целью: 1) обучения
больного правильному дыханию; 2) снижения
физической нагрузки (метод дозировки);
3) специального (направленного) воздействия
на дыхательный аппарат, Единственно правильный
тип дыхания — полное дыхание, когда в
акте дыхания участвует весь дыхательный
аппарат.
Одним из методических
условий применения дыхательных
упражнений является использование
оптимального соотношения гимнастических
и дыхательных упражнений. Чем
тяжелее состояние больного, тем
чаще между гимнастическими
Применять упражнения
в глубоком дыхании следует после
выраженных физических нагрузок. Задержка
дыхания на вдохе не оправдана, а
на выдохе допустима на 1—3 с, чтобы
стимулировать последующий
2.2 Функциональные
пробы и методы контроля при
физической реабилитации
Эффективность
занятий ЛФК находится в прямой
связи с адекватностью
Для оценки функционального
состояния организма большое
значение имеет опрос больного, который
позволяет определить его двигательные
возможности и выявить признаки хронической
коронарной или сердечной недостаточности
на основании переносимости им повседневных
нагрузок.
Вольным, у которых
повседневные физические нагрузки, медленная
ходьба вызывают боль в сердце, одышку,
слабость и сердцебиения, тесты с физической
нагрузкой не проводятся и их двигательные
возможности оцениваются как низкие -
по данным опроса. Больным, которые легко
выполняют весь объем нагрузок в пределах
повседневной жизни, а боли в сердце, одышка
и слабость появляются лишь при быстрой
ходьбе или беге средней интенсивности
либо же отсутствуют при любых физических
нагрузках, для оценки функционального
состояния и резервов кардиореспираторной
системы проводятся тесты с физической
нагрузкой.
Тесты с физической
нагрузкой позволяют определить
физическую работоспособность и решить
вопрос о допустимой общей нагрузке при
занятиях различными видами ЛФК. Функциональные
тесты выявляют степень нарушения функции
того или иного органа, с помощью функциональных
тестов выбирают частную методику лечебной
гимнастики, дозируют специальные упражнения.
Выбор функционального
теста и модели нагрузки определяется:
1) характером
заболевания, степенью
2) наличием сопутствующих
заболеваний;
3) степенью физической
тренированности;
4)возрастом и
полом;
5)этапом физической
реабилитации (стационар, поликлиника);
6) конечными
целями ЛФК, курса физических
тренировок.
Тесты с физической
нагрузкой.
В основе тестирования
с использованием физических нагрузок
в ЛФК лежат различные принципы. Программа
физического тестирования предназначена:
I) для оценки функционального состояния
и резервов сердечнососудистой и дыхательной
системы с целью определения общей нагрузки
при назначении ЛФК и выбора программы
физической тренировки; 2) оценки физической
работоспособности для определения пригодности
больного к различным видам деятельности;
3) оценки эффективности программ физической
реабилитации у выздоравливающих после
перенесенных острых заболеваний и у больных
с хроническими заболеваниями внутренних
органов.
Применяют 2 вида
тестов с физической нагрузкой: 1) тесты,
при проведении которых изменения
и сроки восстановления показателей
кардиореспираторной системы
К первому виду
тестов относят различные динамические
пробы с подскоками, приседаниями, бегом
и ходьбой на месте, при проведении которых
учитывают изменения и сроки восстановления
частоты пульса, дыхания, АД. Хотя эти тесты
и не решают ни одну из перечисленных выше
задач физического тестирования, однако
из-за простоты их и доступности широко
используются в практике.
Основная задача
тестов на восстановление — определение
реакции сердечнососудистой системы
на физическую нагрузку. Наиболее стандартизирована
проба Мартине с 20 приседаниями за
30 с. Эту пробу проводят у лиц с заболеваниями
внутренних органов в стадии полной компенсации,
при определении медицинской группы для
занятий физкультурой в учебных заведениях,
при допуске к занятиям в группах общей
физической подготовки и в группах «Здоровье».
С помощью пробы удается определить время
восстановления функций системы кровообращения
и дыхания после конкретной нагрузки.
При этом более короткий восстановительный
период (до 3 мин) свидетельствует о лучшей
физической подготовке, при выполнении
нагрузки у физически подготовленного
больного частота пульса меньше. Частоту
пульса и АД сравнивают с исходными показателями:
чем незначительнее расхождение, тем лучше
функция сердечнососудистой системы.
Проба с 20 приседаниями оценивается с
учетом изменений частоты сердечных сокращений
(ЧСС) в первые 10 с первой минуты после
нагрузки и АД в процентах к исходной величине,
а также сравнивается соответствие процента
учащения сердечных сокращений со степенью
изменений всех основных параметров, характеризующих
АД.
Типы реакции
больных на физическую нагрузку принято
делить на физиологические, промежуточные
и патологические (неблагоприятные). Патологические
реакции на нагрузку при регулярной физической
тренировке могут переходить в физиологические.
Учащение пульса в пределах 50—75%, повышение
систолического давления не более чем
на 15—30% с уменьшением минимального на
10—25% и увеличением пульсового давления
не более чем на 50—70% характеризует нормотонический
тип реакции. Эта реакция физиологическая
и она расценивается как благоприятная.
Процент учащения пульса при этой реакции
соответствует пульсовому давлению, которое
отражает изменение систолического и
диастолического давления и косвенно
характеризует увеличение ударного объема
сердца.
Заключение
Лечебная физическая
культура — научная дисциплина.
ЛФК как раздел клинической медицины изучает
рациональное применение физической культуры
и изменения, возникающие у больных под
влиянием физических упражнений.
Интеграция социальных,
биологических, физиологических, гигиенических
и педагогических знаний с современными
достижениями клинической медицины легла
в основу теоретических позиций ЛФК и
логически объединяется с дифференцированной
разработкой ее методов.
Биологической
основой ЛФК является движение —
важнейший естественно-
Физиологическая
основа ЛФК предусматривает
Гигиенические
основы ЛФК определяются ее оздоровительным
воздействием на больных. При этом учитывают
достижения гигиены физических упражнений
и спорта, а также' гигиенических основ
тренировки. Гигиенические аспекты ЛФК
усиливают связь ее с формированием здорового
образа жизни.
Педагогические
и методические принципы обучения в
ЛФК применяют с учетом состояния больных.
Используют основы обучения физическим
упражнениям, развитие двигательных навыков
и воспитание физических качеств. Учитывают
значение дозированной физической тренировки
и ее направленность (общая и специальная
тренировка).
В оценке терапевтического
влияния физических упражнений следует
учитывать, что их лечебное действие
основано на способности стимулировать
физиологические процессы в организме.
Стимулирующее влияние
Именно поэтому
так важно осуществлять индивидуальный
подбор физических упражнений на основе
результатов проведённых