Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:04, реферат
Основная цель биотехнологии - промышленное использование биологических процессов и агентов на основе получения высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами. Биотехнология возникла на стыке биологических, химических и технических наук. Отрасли народного хозяйства, применяющие методы биотехнологии.
Экосистемная биотехнология.
Это направление
используется не только в
организмы,
а устанавливает новые
Биотехнология и гуманистика. Гуманистика - подход к пониманию живого через его уподобление человеку, по аналогии с ним (см. раздел 2). В этой связи отметим, что биотехнология может быть нацелена не только на получение материальных благ: лекарственных препаратов, пищевых добавок, топлива и др. Речь может идти также об улучшении, реконструкции, преобразовании человеческих душ с помощью живого. Подобная "гуманистическая биотехнология" фактически имеет многовековую историю. Ее истоки относятся к тем давним временам, когда первобытный человек постоянно испытывал благотворное, целительное воздействие контакта с многими растениями и животными на свою психику. Это общение описано в художественных произведениях ("Холстомер" Л.Н. Толстого написан от имени животного) и религиозных текстах (Рождение Будды было предварено явлением к его матери высшего духа в виде белого слона). Есть и научные исследования, говорящие о педагогической ценности контакта детей с живыми существами, которые тем легче приобретают характер эмпатии (внутреннего понимания), чем моложе ребенок. Контакт с животными благотворен для слабоумных и шизоидных детей, которые часто испытывают особую любовь к животным со взаимностью. Примером реально практиковавшейся "гуманистической биотехнологии" последних лет может служить проект по снабжению одиноких людей с США кошками, которые стабилизируют их психику лучше, чем психофармакологические средства.
Итак, современная
биотехнология имеет
генноинженерных разработках (см. 7.3.), и альтернативные похходы к живому (элементы восточных технологий, экосистемные проекты), которые способствуют внедрению принципов коэволюции и гуманистики и косвенно поддерживают натурализм в понимании человека в его взаимоотношениях со всем биосом.
Организационная
структура сообщества биотехнологов: поприще для сетевых социально-
Междисциплинарный характер многих биотехнологических разработок - предпосылка применения в биотехнологии сетевых социальных структур (в том числе и типа "хирам"). Реально существующие в разных странах мира биотехнологические центры (подобный центр под именем DNAX рассмотрен нами в разделе 4) не соответствуют канонам бюрократических структур с единым управляющим центром, они скорее представляют собой децентрализованную команду из специалистов различного профиля. Подобные команды напоминают - в той или иной мере - первобытные группы охотников-собирателей не только своей неиерархичностью и спонтанностью, но и нередко поисковым характером задач с нечеткой формулировкой и не вполне предсказуемым результатом, заставляющих вспомнить о трудных буднях первобытных кочевников.
Во многих случаях ученые, приобретшие некоторые навыки бизнеса, сотрудничают с профессиональными бизнесменами, имеющими некоторое представление о биологии. Например, сооснователями крупнейшей американской компании Genentech были капиталист и ученый (Нобелевский лауреат). В состав крупных биотехнологических центров, помимо ученых и бизнесменов, входят представители политических кругов, отвечающие за координацию и финансирование биотехнологического бизнеса. В этом случае возникает ряд этических проблем, для улаживания которых могут потребоваться новые политические и юридические регулятивы:
нормы научной и деловой этики не совпадают. Следует ли биотехнологу публиковать свои данные, в соответствии с научной этикой, или он должен держать их в тайне, чтобы никто другой не смог подать заявку на их патентование?
семинары исследовательских
Постановкой этих непростых и не имеющих лекого ответа дилемм мы как бы подготовляем почву для еще более "проблемных" граней биополитики, связанных с новинками современной генетики.
Биотехнология - промышленное использование биологических процессов и
агентов на основе получения форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами. Биотехнология находится в сфере интересов биополитиков, поскольку способствует охране биоса и реализации других граней biopolicy
влияет на философско-этический базис биополитики (двоякое влияние: усиление редукционизма в связи с генноинженерными разработками и в то же время укрепление биоцентрического подхода в связи с экосистемной биотехнологией, "восточными технологиями" и гуманистикой);
способствует
созданию организационных структур типа
социальных сетей.
Биоэтика
и ее взаимоотношения с
Как отмечено выше, многие биополитические аспекты генетических разработок (особенно клонирование, генетическая терапия) имеют важную этическую грань. Этическая компонента несомненно присутствует и в задаче добиться справедливого ("этичного") распределения генноинженерных ресурсов между Югом и Севером. Такая этическая компонента очевидна и в ряде других ситуаций, которые мы рассморим ниже. Поэтому современные генетические технологии находятся в поле зрения не только биополитиков, но и биоэтиков. Грань между практическим направлением в биополитике (biopolicy) и биоэтикой вообще достаточно тонка и подвижна, в силу тесного переплетения политических и этических аспектов генетических технологий, равно как и других социально важных граней наук о живом. Биоэтика включает в себя целый спектр проблем помимо генетических технологий, как-то:
проблемы биомедицинской
этики, возникающие при
жизни больного с целью
проблемы гуманного отношения к животным (научный эксперимент, тестирование лекарственного препарата, студенческая лабораторная работа и др.). Биоэтика в данном аспекте означает шаг в сторону биоцентрической парадигмы, ибо на место равнодушия к страданиям животных "ради высоких научных целей" ставится задача минимизовать эти страдания, все более приближаясь к принципу ненасилия (ахимса в индуистской терминологии) по отношению к ним (Лукьянов и др., 1996). Биоэтики руководствуются в отношении животных "принципом трех R": replacement (замена болезненных для животных экспериментов опытами, не причиняющими им страданий); reduction (уменьшение числа опытов с животными); наконец refinement (улучшение методики с целью облегчения страданий подопытных животных).
Проблематика охраны биоса, будучи частью биополитики, в то же время также допускает биоэтическую трактовку. Сама А. Влавианос-Арванитис использует термин "этика окружающей среды", имея в виду, что "защита био-окружения в каждой стране должна быть долгом ее граждан" (Влавианос-Арванитис, Олескин, 1993). Есть и другие общественные деятели и организации, выступающие под флагом "этики окружающей среды", "экологической этики", "эко-этики". В частности, в рамках экологической этики предлагается расширить сферу действия человеческой морали, включив в нее всех членов биологического сообщества от "индивидуальных животных и растений до их видов, а также рек, ландшафтов и всей экосистемы планеты" (Ермолаева, 1997).
В данной книге по биополитике мы не ставим задачу подробно разобраться со смыслом понятия "биоэтика" и излагать в деталях биоэтическую проблематику (см. на эту тему доступные работы последних лет, например, Малков, Огурцов, 1992; Лукьянов и др. 1996; Юдин, 1998; Юдин, Тищенко, 1998). Однако отметим, что иногда в понятие "биоэтика" вкладывается содержание, практически охватывающее всю биополитику. А.Влавианос-Арванитис тяготеет к противоположной крайности и рассматривает биоэтику как раздел биополитики. Автор книги не поддерживает обе крайности, считая что и биополитика, и биоэтика имеют право на самостоятельное существование. У биоэтики и биополитики, при всех их частных пересечениях, разный концептуальный фундамент. Биополитика, как было продемонстрировано выше, тесно связана с социальными науками и особенно с политологией, в недрах коей она и зародилась; биоэтика, представляя часть прикладной этики, опирается на мощный пласт этических учений как составной части философии. "Биоэтика - философски-прикладная область знания, охватывающая моральные проблемы, имеющие давнюю историю, такие как отношение человека к диким и домашним животным, а также проблемы, возникшие недавно в связи с бурным развитием биотехнологии и биомедицинских исследований" (Лукьянов и др., 1996, С. 6).
Вопрос о границе
между биоэтикой и
Некоторые из биоэтических проблем, как и в случае генетических технологий (7.3.), приобретают ярко выраженную биополитическую окраску. Биоэтические идеи становятся лозунгами политической борьбы, вокруг которых сплачиваются массы активистов. Характерный пример представляет политическая борьба между сторонниками и противниками аборта (движениями "Pro-choice" и "Pro-life", соответственно) в США, в результате которой на президентских выборах 1996 г. кандидат Роберт Доул потерял много голосов избирателей. Распространение СПИДа в последние десятилетия в различных странах породило как этические проблемы (статус больного СПИДом, отношение к сексуальным меньшинствам), так и необходимость принятия политических мер, например, по обеспечению контроля крови, используемой для переливания, на ВИЧ-инфекцию. Политика в отошении СПИДа и связанных с ним проблем до сих пор существенно разнится в различных странах и даже в различных частях одной страны (в Баварии она боле жесткая, чем в остальных землях Германии,, J. Schubert, 1997).