Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа
Электроустановками называют установки, в которых производится, преобразуется, распределяется и потребляется электроэнергия.
Электроустановки разделяют по назначению, роду тока и напряжению.
По назначению, как это видно из самого определения, электроустановки разделяют на генерирующие (вырабатывающие электроэнергию), потребительские (потребляющие электроэнергию) и преобразовательно-распределительные (для передачи, преобразования электроэнергии в удобный для потребителей вид и распределения ее между ними).
По роду тока выделяют электроустановки постоянного и переменного тока.
Введение.
Электроустановками называют установки,
в которых производится, преобразуется,
распределяется и потребляется электроэнергия.
Электроустановки разделяют по назначению,
роду тока и напряжению.
По назначению, как это видно из самого
определения, электроустановки разделяют
на генерирующие (вырабатывающие электроэнергию),
потребительские (потребляющие электроэнергию)
и преобразовательно-
По роду тока выделяют электроустановки
постоянного и переменного тока.
По напряжению различают электроустановки
напряжением до 1000 В и выше 1000 В. Электроустановки
напряжением до 1000 В обычно разделяют
на силовые и осветительные.
Электроэнергию вырабатывают электрические
генераторы, устанавливаемые на электрических
станциях. В зависимости от вида энергии,
из которой вырабатывается электроэнергия,
электрические станции делят на две группы:
тепловые электростанции (ТЭС) и гидроэлектростанции
(ГЭС). На мощных районных тепловых электростанциях
(ГРЭС) вырабатывается преимущественно
электрическая энергия. На них устанавливают
мощные агрегаты с конденсационными паровыми
турбинами, отработанный пар в которых
поступает в специальные аппараты «конденсаторы»,
где он охлаждается и конденсируется.
Поэтому такие тепловые электростанции
принято также называть конденсационными
электростанциями (КЭС).
В местах, где кроме электроэнергии требуется
большое количество тепловой энергии
(промышленные центры, отдельные крупные
предприятия), строят теплоэлектроцентрали
(ТЭЦ). На них устанавливают агрегаты с
теплофикационными турбинами, позволяющими
отбирать часть пара для обеспечения потребителей
тепловой энергией.
Тепловые электростанции могут работать
на угле, мазуте и газе. В отдельную группу
выделяют атомные электростанции (АЭС),
которые используют ядерное топливо.
Потребительские электроустановки —
это множество приемников электроэнергии,
устанавливаемых у потребителей электроэнергии.
При этом потребителями электроэнергии
являются все отрасли народного хозяйства
(промышленность, транспорт, сельское
хозяйство и др.). а также культурно-бытовые
здания, больницы, научные учреждения
и учебные заведения. Приемники электроэнергии
разнообразны. К ним относят: электрические
двигатели, служащие приводом разнообразного
станочного оборудования и электрического
транспорта; электротехнологическое оборудование
(сварочные машины и аппараты, электрические
печи, электролизеры, станки для электроискровой
обработки металлов и др.) электробытовые
приборы (электрические плиты, полотеры,
пылесосы, стиральные машины, радиоприемники,
телевизоры и др.); электромедицинские
приборы и аппараты (рентгеновские аппараты,
аппараты для электротерапии и электродиагностики
и др.); приборы и установки для научных
учреждений (электронные микроскопы и
осциллографы, радиотелескопы, синхрофазотроны)
и, наконец, множество разнообразных электрических
источников света.
Для передачи и распределения электроэнергии
служат Электрические сети, связывающие
электрические станции между собой и с
потребителями электроэнергии.
В электрические сети входят линии электропередачи,
распределительные сети и электропроводки.
Линии электропередачи связывают электростанции
между собой и с центрами питания потребителей
электроэнергии. В распределительных
сетях происходит распределение электроэнергии
между отдельными потребителями и ее преобразование.
Поэтому распределительные сети характеризуются
большой разветвленностью и включают
в себя множество электрических подстанций
и распределительных устройств. На электрических
подстанциях осуществляется преобразование
электрической энергии по напряжению
(повышение или понижение напряжения)
или по роду тока (преобразование переменного
тока в постоянный и наоборот).
Распределительные устройства (РУ) служат
для распределения проходящей через них
электроэнергии между отдельными потребителями
и содержат всегда сборные шины, к которым
подводится питание со множеством ответвлений
для питания отдельных потребителей.
Электропроводки обычно используют для
распределения электроэнергии между отдельными
электроприемниками в установках напряжением
до 1000 В.
Основная часть.
Устройство трансформаторов.
Устройство трансформатора. Магнитопровод. Трансформаторы в зависимости от конфигурации магнитопровода подразделяют на стержневые, броневые и тороидальные.
В стержневом трансформаторе (рис. 213, а) обмотки 2 охватывают стержни магнитопровода 1; в броневом (рис. 213,б), наоборот, магнитопровод 1 охватывает частично обмотки 2 и как бы
бронирует их; в тороидальном (рис. 213, в) обмотки 2 намотаны на магнитопровод 1 равномерно по всей окружности.
Трансформаторы большой и средней мощности обычно выполняют
стержневыми. Их конструкция более простая
и позволяет легче осуществлять изоляцию
и ремонт обмоток. Достоинством их являются
также лучшие условия охлаждения, поэтому
они требуют меньшего расхода обмоточных
проводов. Однофазные трансформаторы
малой мощности чаще всего выполняют броневыми
и тороидальными, так как они имеют меньшую
массу и стоимость по сравнению со стержневыми
трансформаторами из-за меньшего числа
катушек и упрощения процесса сборки и
изготовления. Тяговые трансформаторы
с регулированием напряжения на стороне
низшего напряжения — стержневого типа,
а с регулированием на стороне высшего
напряжения — броневого типа.
Магнитопроводы трансформаторов (рис. 214) для уменьшения потерь от вихревых
токов собирают из листов электротехнической
стали толщиной 0,35 или 0,5
. Обычно применяют
В силовых трансформаторах
В трансформаторах малой мощности магнитопроводы собирают из штампованных листов П- и Ш-образной формы или из штампованных колец (рис. 216, а—в).
Большое распространение получили также магнитопроводы (рис. 216,г—ж), навитые из узкой ленты электротехнической стали (обычно из холоднокатаной стали) или из специальных железо-никелевых сплавов.
Обмотки. Первичную и вторичную обмотки для лучшей магнитной связи располагают как можно ближе друг к другу: на каждом стержне 1магнитопровода размещают либо обе обмотки 2 и 3
концентрически одну поверх другой (рис. 217,а), либо обмотки 2 и 3 выполняют в виде чередующихся дисковых секций — катушек (рис. 217,б). В первом случае обмотки называют концентрическими, во втором — чередующимися, или дисковыми. В силовых трансформаторах обычно применяют концентрические обмотки, причем ближе к стержням обычно располагают обмотку низшего напряжения, требующую меньшей изоляции относительно магнито-провода трансформатора, снаружи — обмотку высшего напряжения.
В трансформаторах броневого типа иногда применяют дисковые обмотки. По краям стержня устанавливают катушки, принадлежащие обмотке низшего напряжения. Отдельные катушки соединяют последовательно или параллельно. В трансформаторах э. п. с, у которых вторичная обмотка имеет ряд выводов для изменения напряжения, подаваемого к тяговым двигателям, на каждом стержне располагают по три концентрических обмотки (рис. 217, в). Ближе к стержню размещают нерегулируемую часть 4 вторичной обмотки, в середине — первичную обмотку 5 высшего напряжения и поверх нее — регулируемую часть 6 вторичной обмотки. Размещение регулируемой части этой обмотки снаружи упрощает выполнение выводов от отдельных ее витков.
В трансформаторах малой мощности используют многослойные обмотки из провода круглого сечения с эмалевой или хлопчатобумажной изоляцией, который наматывают на каркас из электрокартона; между слоями проводов прокладывают изоляцию из специальной бумаги или ткани, пропитанной лаком.
В мощных трансформаторах, устанавливаемых на э. п. с, тяговых подстанциях и пр., применяют непрерывные спиральные
(рис. 218, а) и винтовые параллельные (рис. 218,б) обмотки, обладающие высокой механической прочностью и надежностью. Непрерывную спиральную обмотку используют в качестве первичной (высшего напряжения) и регулируемой части вторичной обмотки (низшего напряжения). Эта обмотка состоит из ряда последовательно соединенных плоских катушек, имеющих одинаковые размеры. Катушки расположены друг над другом. Между ними устанавливают прокладки и рейки из электрокартона, которые образуют горизонтальные и вертикальные каналы для прохода охлаждающей жидкости (масла).
Для повышения электрической
Винтовую параллельную обмотку используют в качестве нерегулируемой части вторичной обмотки. Ее витки наматывают по винтовой линии в осевом направлении подобно резьбе винта. Обмотку выполняют из нескольких параллельных проводов прямоугольного сечения, прилегающих друг к другу в радиальном направлении. Между отдельными витками и группами проводов располагают каналы для прохода охлаждающей жидкости.
Число параллельных проводов определяется током, проходящим по обмотке.
Система охлаждения. Способ охлаждения трансформатора зависит от его номинальной мощности. При увеличении мощности трансформатора необходимо увеличивать и интенсивность его охлаждения.
Трансформаторы малой мощности
обычно выполняют с естественным
воздушным охлаждением и
В трансформаторах средней и
большой мощности сердечник с
обмотками целиком погружают
в бак, наполненный тщательно
очищенным минеральным (трансформаторным)
маслом (рис. 219, а). Такой способ отвода
тепла называют естественным масляным
охлаждением. Трансформаторное масло
обладает более высокой
На э. п. с. переменного тока применяют трансформаторы с масляным охлаждением и принудительной циркуляцией масла через теплообменник, охлаждаемый воздухом (рис. 219,б). Такая система охлаждения позволяет существенно повысить индукцию в сердечнике и плотность тока в обмотках, т. е. уменьшить массу и габаритные размеры трансформатора.
В систему охлаждения обычно вводят струйное реле, которое не допускает включения трансформатора, если через него не циркулирует масло.
Масло в трансформаторе во время работы нагревается и расширяется. При уменьшении нагрузки оно, охлаждаясь, возвращается к первоначальному объему. Поэтому масляные трансформаторы снабжают дополнительным баком — расширителем, соединенным с внутренней полостью бака.При нагревании трансформатора масло переходит в расширитель. Применение расширителя позволяет значительно сократить поверхность соприкосновения масла с воздухом, что уменьшает его загрязнение и увлажнение.
При работе трансформатора масло, нагреваясь,
разлагается и загрязняется, поэтому
его периодически очищают или
заменяют. Масляные трансформаторы во
избежание опасности пожара и
взрыва устанавливают в специально
огражденных помещениях. Наибольшая
температура обмоток
Для защиты от возможной аварии трансформаторы средней и большой мощности снабжают специальными газовыми реле. Газовое реле устанавливают в трубопроводе между основным баком и расширителем. При значительном выделении взрывоопасных газов, образующихся в результате разложения масла, газовое реле автоматически выключает трансформатор, предупреждая развитие аварии. В трансформаторах мощностью более 1000 кВ*А устанавливают также выхлопную трубу, закрытую стеклянной мембраной. При образовании большого количества газов они выдавливают мембрану и выходят в атмосферу — этим предотвращается деформация бака.
Многообмоточные трансформаторы. Наиболее распространены двухобмоточные однофазные трансформаторы (рис. 220, а). При необходимости получения от одного трансформатора нескольких различных напряжений u21, u22, u23 (рис. 220, б) используют многообмоточные трансформаторы, у которых на магнитопроводе расположено несколько вторичных обмоток с различным числом витков. Например, тяговые трансформаторы электровозов имеют обычно четыре обмотки: первичную (высшего напряжения) и три вторичные (низшего напряжения). Одна из них (тяговая) служит для питания через выпрямитель цепи тяговых двигателей, вторая — для питания электрических потребителей собственных нужд (цепей вспомогательных машин, управления, освещения и пр.) и третья — для питания электрических печей отопления пассажирских вагонов. Если на электровозе предусмотрено рекуперативное торможение, то в ряде случаев применяют специальную вторичную обмотку для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в этом режиме. На некоторых электровозах каждый тяговый двигатель питается от собственного выпрямительного блока и в трансформаторе предусматривают соответствующее число вторичных обмоток.