Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:41, реферат
В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («Гидро-ОГК») – на основе гидрогенерирующих активов страны. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
Таким образом, в основе принятого варианта реформирования лежит принцип «горизонтального» разделения электроэнергетики, при котором на месте «классических» вертикально-интегрированных компаний – АО-энерго - образуются генерирующие, сбытовые, сетевые, сервисные и др. компании
Введение………………………………………………………..………….2
1. Современные системы электроэнергетики.
1.1. Мировые тенденции в электроэнергетике………………….………6
1.2. Единая энергетическая система России и ее кризис………….……9
2. Реформа электроэнергетики: цели и задачи.
2.1. Официальная концепция реформы………………………………….15
2.2. Целевая структура отрасли электроэнергетики
и конкурентные рынки электроэнергии в 2008 г………………..……..21
2.3. Оценка проводимой реформы электроэнергетики……………….26
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы и источников………………………………..………
По окончании переходного периода продажа электроэнергии на розничных рынках будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено в части регулирования деятельности субъектов естественной монополии (к которым будут отнесены Федеральная сетевая компания и Системный оператор). Государственное регулирование сохраняется по отношению к следующим объектам:
Кроме того, при проявлении монопольных или олигопольных тенденций, требующих вмешательства государства в ценовую ситуацию на рынке, будет осуществляться регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней цен на электрическую энергию и цен (тарифов) на располагаемую генерирующую мощность.
4. Ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства.
С момента окончания переходного периода осуществляется окончательное формирование правомочий Федеральной сетевой компании по распоряжению и управлению объектами, входящими в единую национальную электрическую сеть. В частности, вступает в действие механизм ограничения прав собственников объектов электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную электрическую сеть. С этого момента заключение всех договоров на передачу электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть (независимо от того, в чьей собственности они находятся), осуществляется Федеральной сетевой компанией.
5. Формирование механизмов, обеспечивающих в условиях конкуренции надёжное энергоснабжение потребителей.
Обеспечению прав потребителей электроэнергии на надёжное энергоснабжение будет содействовать формирование системы гарантированной поставки. Данную систему образуют организации, которым будет присвоен статус гарантирующего поставщика и функцией которых является обеспечение поставок электроэнергии любому обратившемуся лицу. Институт гарантирующих поставщиков будет действовать в течение 3-х лет с момента окончания переходного периода.
Таким образом, в частности, в течение трех лет с момента окончания переходного периода будет гарантирована возможность обеспечения поставок электроэнергии населению не по рыночной цене, сложившейся на оптовом рынке, а по цене гарантирующего поставщика, которая будет складываться из стоимости электроэнергии, установленной Правительством, и регулируемой сбытовой надбавки. В результате цена на электроэнергию для населения не будет зависеть от возможных колебаний цены на оптовом рынке.
2.2. Целевая структура отрасли электроэнергетики и конкурентные рынки электроэнергии в 2008 г.
Предполагается, что к середине 2008 г. будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии. В этом же 2008 г. году закончатся основные преобразования, начатые РАО «ЕЭС России» в 2006 г. (выделение компаний из РАО «ЕЭС России»), включая обеспечение прямого участия акционеров РАО «ЕЭС России» в выделенных компаниях. В 2008 г. должна быть обеспечена независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем снижения доли государственного владения [7].
В итоге реструктуризации холдинга РАО «ЕЭС России» и других предприятий отрасли должны сложиться следующие субъекты и структура собственности:
1. Инфраструктурные организации.
Организация по управлению Единой национальной электрической сетью - Федеральная сетевая компания (ФСК) – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС. Основные активы ОАО «ФСК ЕЭС» – практически все магистральные сети РФ (на сегодняшний день находящиеся в собственности холдинга РАО «ЕЭС России»). Созданная в 2002 г. как 100%-ная дочерняя компания РАО «ЕЭС России», в 2008 г. ФСК будет являться самостоятельной компанией, 75% плюс одна голосующая акция которой будут принадлежать государству.
Второй инфраструктурной организацией является Системный оператор, который осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России и уполномочен на выдачу обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления команд. Созданное как 100%-ное дочернее общество РАО «ЕЭС России», в 2008 г. Системный оператор будет самостоятельной компанией, владеющей диспетчерскими активами, 75% плюс 1 акция которой будут также принадлежать государству.
Третьим и последним типом инфраструктурных организаций являются Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), активами которых включают линии электропередачи низкого напряжения, не относящиеся к магистральным, и не находящиеся, таким образом, в собственности ФСК. После обособления пяти МРСК от РАО «ЕЭС России», доля государства в них составит более 52%.
2. Генерирующие компании.
Оптовые генерирующие компании (ОГК) со средней установленной мощностью около 9 ГВт, созданные на базе крупных тепло- и гидрогенерирующих активов, являются наиболее крупными производителями электроэнергии на оптовом рынке. Уже созданы семь оптовых генерирующих компаний: шесть ОГК сформированы на базе теплогенерирующих активов (ТЭС), одна Гидро-ОГК - на базе гидрогенерирующих активов (ГЭС). В целях ограничения монопольного влияния на оптовый конкурентный рынок электроэнергии тепловые ОГК формируются по экстерриториальному принципу, Гидро-ОГК - преимущественно по каскадам ГЭС.
Первоначально ОГК были созданы в форме семи холдинговых компаний (100% дочерних обществ РАО «ЕЭС России»). После выделения из РАО «ЕЭС России», целевой задачей является снижение доли государства в шести тепловых ОГК в 2008 г. до нуля. Доля участия государства в капитале Гидро-ОГК будет сохранена на уровне более 50%.
Помимо ОГК, созданных на базе активов
холдинга РАО «ЕЭС России», на рынке
также будут действовать
Территориальные генерирующие компании (ТГК) – это компании, созданные на базе генерирующих активов АО-энерго (за исключением станций, вошедших в ОГК), укрупненные по региональному признаку. Все четырнадцать ТГК, в отличие от ОГК, обладают разной установленной мощностью, которая варьируется от 1 до 11 ГВт. Ряд ТГК, помимо генерирующих станций, будет также включать активы тепловых сетей и котельных. Кроме того, возможна интеграция с муниципальными предприятиями в сфере теплоснабжения. ТГК также могут впоследствии иметь в своем составе сбытовые подразделения, образуемые в порядке диверсификации бизнеса в целях финансового хеджирования при колебаниях цен на рынке электро- и теплоэнергии.
3. Сбытовые компании.
В результате реорганизации АО-энерго созданы сбытовые компании, которые, как предполагается, будут исполнять функции гарантирующих поставщиков. В случае неприсвоения данным компаниям статуса гарантирующего поставщика, они будут заниматься конкурентной сбытовой деятельностью. Конкурентные сбытовые компании будут также создаваться независимыми организациями и будут осуществлять деятельность по продаже электроэнергии конечным потребителям.
4. Сервисные и научно-проектные организации.
Целевая
структура
Рынки электроэнергии. Авторы реформы отмечают, что необходимость принимать в качестве ограничений на рынке специфику распределения электроэнергии в энергетической системе, а также достаточно сильная взаимосвязь между различными территориями России, необходимость и эффективность централизованного ведения режимов обуславливают формирование единого, централизованного оптового рынка электроэнергии на Европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях). Оптовый рынок основан на коммерческих, свободных и конкурентных отношениях по купле-продаже между продавцами и покупателями электроэнергии. Через этот рынок торгуются все объемы электроэнергии, произведенные на указанных территориях.
Рынок торговли электроэнергией состоит из трех, разделенных по времени, но связанных по формированию окончательных (фактических) объемов производства и потребления электроэнергии, секторов:
В процессе купли-продажи электроэнергии на всех указанных секторах оптового рынка электроэнергии учитываются не только коммерческие предпочтения участников, но и их исполнимость при ведении режимов, а также зависимые от режимов потери электроэнергии при её передаче. Это дает наиболее точное определение ценности электроэнергии в каждой точке производства и потребления электроэнергии.
Кроме указанных
трех секторов оптового рынка, в случае
необходимости дополнительного
стимулирования инвестиционного процесса
в генерирующем секторе отрасли,
а также сглаживания ценовых
колебаний может вводиться
Основными
инфраструктурными
Все поставщики электроэнергии должны участвовать в рынке и предоставлять всю рабочую мощность принадлежащих им генерирующих агрегатов. Покупателями электроэнергии на оптовом рынке являются любые конечные потребители и энергосбытовые компании, отвечающие требованиям по минимальному объему покупки электроэнергии, а также гарантирующие поставщики.
Конкурентный розничный рынок электроэнергии должен иметь следующие основные черты: