Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа
В глубокой древности было известно о существовании нефти. Знали и слово “нефть”. Еще древние греческие летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество, использовавшееся и как цемент, называли нафтой. За 6-4 тыс. лет до н. э. на берегу реки Евфрат (Ирак) велась добыча нефти. К далекому прошлому относятся и первые сведения о нефти в Средней Азии. О добыче «черного масла» в Ферганской впадине было известно еще во время похода Александра Македонского через Среднюю Азию в Индию. Во время путешествия Колумба в Америку было описано озеро на острове Тринидад, в котором местные жители собирали асфальт, а из него изготавливали цемент. В Северной Америке примитивная добыча нефти велась в XVII в. В России в начале XVIII в. Петр I приказал добывать нефть на Апшеронском полуострове (Азербайджан). Однако намерение Петра I не было осуществлено. Только после присоединения Бакинского ханства к России началась кустарная разработка нефтяных источников.
· значительная интенсификация
геологоразведочных работ, чтобы обеспечить
необходимый прирост добычи из не
открытых пока месторождений. Государственная
программа лицензирования недр должна
с учетом вероятных рисков обеспечить
достижение необходимых для устойчивого
развития отрасли уровней
повышение коэффициентов
нефтеотдачи в целях более
полного извлечения углеводородов
и увеличения уровней текущей
добычи разрабатываемых месторождений.
Инновационная программа
· создание и освоение
технологий и оборудования, обеспечивающих
высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых
запасов нефти и, в первую очередь,
для условий низкопроницаемых коллекторов,
остаточных запасов нефти обводненных
зон, высоковязких нефтей, запасов нефти
в подгазовых зонах;
· разработка и
освоение технологических комплексов
по бурению и добыче на шельфе арктических,
дальневосточных и южных морей;
· совершенствование
и освоение технологий сооружения и
эксплуатации нефтепромысловых объектов
в сложных природно-
· совершенствование
существующих и создание новых методов
воздействия на пласты и увеличения
нефтеотдачи;
· развитие технологий
компьютерного проектирования и
моделирования процесса разработки
нефтяных месторождений;
создание новых "многофакторных"
технологий, основанных на использовании
физических, термодинамических, гидродинамических,
механических, физико-химических эффектов.
Долгосрочная государственная политика
в сфере добычи нефти должна быть
направлена на создание стабильных условий,
обеспечивающих устойчивое развитие отрасли,
и предусматривать:
· совершенствование
системы недропользования в целях
повышения заинтересованности недропользователя
вкладывать собственные средства в
воспроизводство минерально-
· ограничение
минимального и максимального уровня
добычи нефти на каждом участке недр;
· ужесточение
требований и условий выдачи лицензий
и обеспечение действенного контроля
за эффективной разработкой
совершенствование
системы налогообложения
Нефтеперерабатывающая
промышленность Для обеспечения
перспективного внутреннего спроса
на нефтепродукты и их экспорта предусматривается
развитие нефтеперерабатывающей отрасли,
и прежде всего на основе повышения
эффективности использования
Рис. 4. Переработка
нефти, млн. т
Начиная с 2005 - 2006 годов
по мере увеличения экспорта нефти
и консолидации российскими нефтяными
компаниями активов ряда зарубежных
нефтеперерабатывающих заводов
будет происходить снижение экспорта
нефтепродуктов, прежде всего "полупродуктов"
(прямогонного мазута, ряда марок дизельного
и бункерного топлива). Основное направление
развития нефтепереработки – модернизация
и реконструкция действующих
нефтеперерабатывающих заводов
с опережающим строительством мощностей
по углублению переработки нефти, повышению
качества нефтепродуктов и производству
катализаторов. Реконструкция и
модернизация НПЗ предусматривает
опережающее развитие технологических
комплексов по углублению переработки
нефти и повышению качества продукции
с использованием таких процессов,
как каталитический крекинг, гидрокрекинг,
коксование остатков, висбкрекинг, а
также внедрение современных
технологий по каталитическому риформингу
бензинов, гидроочистке дизельных топлив
и топлив для реактивных двигателей,
изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации
и деароматизации, получению кислородосодержащих
высокоактивных добавок. Необходимо ликвидировать
отставание в производстве современных
моторных масел, для чего предусматривается
развивать производство высокоиндексных
базовых масел и эффективных присадок
к маслам различного назначения. В целях
приближения производства нефтепродуктов
к их потребителям возможно строительство
новых высокоэффективных нефтеперерабатывающих
заводов средней мощности в районах концентрированного
потребления нефтепродуктов, а в удаленных
северных и восточных районах допустимо
развитие сертифицированных малых заводов
с полным циклом переработки нефти. Целевой
задачей отрасли является также обеспечение
необходимым сырьем нефтехимической промышленности,
стоимость продукции которой на порядок
выше стоимости продукции собственно
нефтепереработки. Рост потребности химической
и нефтехимической промышленности в углеводородном
сырье даже в условиях широкого внедрения
ресурсосберегающих технологий уже к
2010 году составит 2 - 2,5 раза. Значительное
повышение качества нефтепродуктов и
доведение его до экологически обоснованных
стандартов – одно из важнейших условий
выведения нефтеперерабатывающей отрасли
на современный технический уровень, достижение
которого обеспечит потребности страны
в качественном моторном топливе, смазочных
маслах, сырье для нефтехимии и других
нефтепродуктах. Требования к качеству
производимых нефтепродуктов должны быть
закреплены законодательно. Повышение
требований к качеству нефтепродуктов
и модернизация предприятий нефтепереработки
обеспечат улучшение экологической обстановки,
снижение удельных энергетических затрат
при производстве продукции. Так, только
прекращение производства дизельного
топлива с содержанием серы выше 0,2 процента
и рост потребления малосернистого дизельного
топлива в России (уже в 2005 году на 9 млн.
т) снизят суммарные выбросы в атмосферу
оксидов серы от использования моторного
топлива более чем в два раза. Приоритетными
направлениями научно-технического прогресса
в нефтепереработке являются:
· разработка и
создание катализаторов для
· повышение качества
дизельного топлива и авиационного
керосина на основе глубокой гидроочистки
и гидроароматизации;
· получение малосернистого
котельного топлива и малосернистого
сырья для деструктивной
· разработка технологии
и модульного оборудования для переработки
тяжёлых нефтяных остатков за счет
термического воздействия до 430°С без
водорода;
разработка технологии
производства кокса игольчатой структуры
и гидрогенизационных технологий для
производства базовых компонентов
масел, освоение процессов изокрекинга
и изодепарафинизации. Инновационная
программа должна обеспечить условия
для реализации этих приоритетных направлений.
Достижение намечаемых параметров развития
нефтеперерабатывающей промышленности
потребует соответствующего роста инвестиций,
основными источниками которых будут
собственные средства нефтяных компаний.
Развитие транспортной
инфраструктуры нефтяного комплекса
Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры
нефтяного комплекса России обусловлено
следующими основными факторами:
· необходимостью
иметь собственные
· целесообразностью
формирования новых экспортных маршрутов
российской нефти и нефтепродуктов;
· появлением новых
центров добычи нефти на востоке
страны (Восточная Сибирь, Республика
Саха (Якутия), шельф острова Сахалин);
· снижением добычи
нефти в европейской части
страны, в первую очередь в Волго-Уральском
и Северо-Кавказском регионах;
· появлением крупных
центров добычи нефти в Каспийском
регионе с последующей
· необходимостью
иметь резерв нефтетранспортных
мощностей для обеспечения
необходимостью расширения
наиболее эффективного нефтепродуктопроводного
транспорта. Наиболее полно действие
всех этих факторов проявится при
благоприятных вариантах
· Северо-Балтийское
направление – строительство
второй очереди Балтийской трубопроводной
системы с увеличением мощности
направления до 62 млн. т нефти
в год и создание в условиях
благоприятного и оптимистического
вариантов социально-
· Каспийско - Черноморско
- Средиземноморское направление
– развитие маршрутов транзита нефти
прикаспийских стран СНГ путем
увеличения пропускной способности
трубопровода Атырау - Самара до 25 - 30 млн.
т нефти в год и нефтеналивных
морских терминалов в Новороссийске
и Туапсе до 59 млн. т нефти в
год, а также достижение проектной
мощности нефтепровода Каспийского
трубопроводного консорциума (67 млн.
т в год);
· Центрально-Европейское
направление – соединение трубопроводных
систем "Дружба" и "Адрия" с
целью поэтапного (5 - 10 - 15 млн. т в
год) увеличения экспорта нефти из России
и стран СНГ через
· Восточно-Сибирское
направление – обеспечение
· Дальневосточное
направление – создание оптимальной
транспортной инфраструктуры, отвечающей
требованиям рационального
Реализация части
этих направлений потребует
· создание высоконадежных
ресурсосберегающих экологически чистых
технологий, оборудования и приборов
для обеспечения высокого качества
работ при строительстве, эксплуатации
и реконструкции систем трубопроводного
транспорта;
разработка новых
технических средств
Заключение
В настоящее время
человечество переживает углеводородную
эру. Нефтяная отрасль является главной
для мировой экономики. В нашей
стране эта зависимость особенно
высока. Если продолжать хищническую
эксплуатацию месторождений вкупе
с большими потерями при транспортировке
и нерациональной нефтепереработкой,
то будущее нефтяной промышленности
представляется весьма мрачным. Уже
сегодня сокращение темпов производства
составляет в среднем 12 - 15% в год,
что чревато полным развалом стратегически
важной для державы отрасли. Дальнейшее
экстенсивное развитие нефтяной промышленности
уже невозможно. Например, большие
объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны
из-за сложного геологического строения,
требуют огромных инвестиций в добычу.
Следовательно, будут прирастать слабо.
В середине 2006 г. Россия
стала лидировать в мире по объемам
нефтедобычи, обойдя бессменного лидера
предыдущих двадцати лет - Саудовскую
Аравию. За достижением много факторов.
Добыча в Аравии искусственно занижается
по требованию ОПЕК. А в России находится
на пределе: пользуясь отличной ценовой
конъюнктурой, россияне стараются экспортировать
возможно большие объемы нефти из
страны. К осени 2007 г. Россия уже в
течение года занимала первую строчку
в мировом рейтинге. Однако огромное число
нерешенных проблем российской нефтяной
индустрии ставят под вопрос ее долгосрочное
лидерство в мире.