Развитие нефтяной промышленности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В глубокой древности было известно о существовании нефти. Знали и слово “нефть”. Еще древние греческие летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество, использовавшееся и как цемент, называли нафтой. За 6-4 тыс. лет до н. э. на берегу реки Евфрат (Ирак) велась добыча нефти. К далекому прошлому относятся и первые сведения о нефти в Средней Азии. О добыче «черного масла» в Ферганской впадине было известно еще во время похода Александра Македонского через Среднюю Азию в Индию. Во время путешествия Колумба в Америку было описано озеро на острове Тринидад, в котором местные жители собирали асфальт, а из него изготавливали цемент. В Северной Америке примитивная добыча нефти велась в XVII в. В России в начале XVIII в. Петр I приказал добывать нефть на Апшеронском полуострове (Азербайджан). Однако намерение Петра I не было осуществлено. Только после присоединения Бакинского ханства к России началась кустарная разработка нефтяных источников.

Работа содержит 1 файл

Развитие нефтяной промышленности.docx

— 51.63 Кб (Скачать)

·  значительная интенсификация геологоразведочных работ, чтобы обеспечить необходимый прирост добычи из не открытых пока месторождений. Государственная  программа лицензирования недр должна с учетом вероятных рисков обеспечить достижение необходимых для устойчивого  развития отрасли уровней геологоразведочных работ и объёмов инвестиций в  них;  

повышение коэффициентов  нефтеотдачи в целях более  полного извлечения углеводородов  и увеличения уровней текущей  добычи разрабатываемых месторождений. Инновационная программа отрасли  должна обеспечить условия для максимального  использования достижений научно-технического прогресса в отрасли. Основными  направлениями научно-технического прогресса в добыче нефти являются:  

·  создание и освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых  запасов нефти и, в первую очередь, для условий низкопроницаемых коллекторов, остаточных запасов нефти обводненных  зон, высоковязких нефтей, запасов нефти  в подгазовых зонах;  

·  разработка и  освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей;  

·  совершенствование  и освоение технологий сооружения и  эксплуатации нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических  условиях;  

·  совершенствование  существующих и создание новых методов  воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи;  

·  развитие технологий компьютерного проектирования и  моделирования процесса разработки нефтяных месторождений;  

создание новых "многофакторных" технологий, основанных на использовании  физических, термодинамических, гидродинамических, механических, физико-химических эффектов. Долгосрочная государственная политика в сфере добычи нефти должна быть направлена на создание стабильных условий, обеспечивающих устойчивое развитие отрасли, и предусматривать:  

·  совершенствование  системы недропользования в целях  повышения заинтересованности недропользователя  вкладывать собственные средства в  воспроизводство минерально-сырьевой базы;  

·  ограничение  минимального и максимального уровня добычи нефти на каждом участке недр;  

·  ужесточение  требований и условий выдачи лицензий и обеспечение действенного контроля за эффективной разработкой месторождений;  

совершенствование системы налогообложения нефтяного  комплекса (введение в перспективе  гибкой системы налогообложения, ориентированной  на рентный подход). Достижение намечаемых уровней добычи нефти в стране и соответствующего развития геологоразведочных работ и транспортной инфраструктуры (включая строительство новых магистральных нефтепроводов и экспортных морских терминалов на Востоке и Севере России) требует роста инвестиций. Основным источником капитальных вложений в течение всего рассматриваемого периода будут собственные средства компаний. При освоении новых районов добычи предполагается также привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования. В перспективе до 25-30% общего объёма инвестиций может составить заёмный и акционерный капитал.  

Нефтеперерабатывающая промышленность Для обеспечения  перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты и их экспорта предусматривается  развитие нефтеперерабатывающей отрасли, и прежде всего на основе повышения  эффективности использования нефтяного  сырья. Приоритетом станет повышение  качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка  при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороны  страны. При всех вариантах развития, кроме критического, ожидается рост объёмов переработки нефти (рис.4). К 2010 году он может достигнуть 190 - 200 млн. т/год и к 2020 году – 190 - 215 млн. т/год с одновременным увеличением  глубины переработки до 75% в 2010 году и до 80-85% к 2020 году. Объём производства моторных топлив (автомобильного бензина, дизельного топлива, авиакеросина) может  увеличиться до 100 - 110 млн. т в 2010 году и до 115 - 135 млн. т в 2020 году. Выход  светлых нефтепродуктов увеличится с 54% в 2002 году до 66-68% в 2020 году. При критическом  варианте развития объём переработки  нефти будет снижаться и может  составить в 2020 году немногим более 170 млн. т.  
 
 

Рис. 4. Переработка  нефти, млн. т 

Начиная с 2005 - 2006 годов  по мере увеличения экспорта нефти  и консолидации российскими нефтяными  компаниями активов ряда зарубежных нефтеперерабатывающих заводов  будет происходить снижение экспорта нефтепродуктов, прежде всего "полупродуктов" (прямогонного мазута, ряда марок дизельного и бункерного топлива). Основное направление  развития нефтепереработки – модернизация и реконструкция действующих  нефтеперерабатывающих заводов  с опережающим строительством мощностей  по углублению переработки нефти, повышению  качества нефтепродуктов и производству катализаторов. Реконструкция и  модернизация НПЗ предусматривает  опережающее развитие технологических  комплексов по углублению переработки  нефти и повышению качества продукции  с использованием таких процессов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, а  также внедрение современных  технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородосодержащих  высокоактивных добавок. Необходимо ликвидировать  отставание в производстве современных  моторных масел, для чего предусматривается  развивать производство высокоиндексных  базовых масел и эффективных присадок к маслам различного назначения. В целях приближения производства нефтепродуктов к их потребителям возможно строительство новых высокоэффективных нефтеперерабатывающих заводов средней мощности в районах концентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных и восточных районах допустимо развитие сертифицированных малых заводов с полным циклом переработки нефти. Целевой задачей отрасли является также обеспечение необходимым сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Рост потребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырье даже в условиях широкого внедрения ресурсосберегающих технологий уже к 2010 году составит 2 - 2,5 раза. Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обоснованных стандартов – одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах. Требования к качеству производимых нефтепродуктов должны быть закреплены законодательно. Повышение требований к качеству нефтепродуктов и модернизация предприятий нефтепереработки обеспечат улучшение экологической обстановки, снижение удельных энергетических затрат при производстве продукции. Так, только прекращение производства дизельного топлива с содержанием серы выше 0,2 процента и рост потребления малосернистого дизельного топлива в России (уже в 2005 году на 9 млн. т) снизят суммарные выбросы в атмосферу оксидов серы от использования моторного топлива более чем в два раза. Приоритетными направлениями научно-технического прогресса в нефтепереработке являются:  

·  разработка и  создание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокой гидрообессеривающей  активностью и гидрокрекирующей способностью, высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, новых  видов высокооктановых кислородсодержащих добавок к бензинам, а также  разработка технологий их производства;  

·  повышение качества дизельного топлива и авиационного керосина на основе глубокой гидроочистки и гидроароматизации;  

·  получение малосернистого котельного топлива и малосернистого сырья для деструктивной переработки;  

·  разработка технологии и модульного оборудования для переработки  тяжёлых нефтяных остатков за счет термического воздействия до 430°С без  водорода;  

разработка технологии производства кокса игольчатой структуры  и гидрогенизационных технологий для  производства базовых компонентов  масел, освоение процессов изокрекинга  и изодепарафинизации. Инновационная  программа должна обеспечить условия  для реализации этих приоритетных направлений. Достижение намечаемых параметров развития нефтеперерабатывающей промышленности потребует соответствующего роста инвестиций, основными источниками которых будут собственные средства нефтяных компаний.  

Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса  Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса России обусловлено  следующими основными факторами:  

·  необходимостью иметь собственные нефтеналивные  терминалы для морских поставок нефти на экспорт;  

·  целесообразностью  формирования новых экспортных маршрутов  российской нефти и нефтепродуктов;  

·  появлением новых  центров добычи нефти на востоке  страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин);  

·  снижением добычи нефти в европейской части  страны, в первую очередь в Волго-Уральском  и Северо-Кавказском регионах;  

·  появлением крупных  центров добычи нефти в Каспийском регионе с последующей транспортировкой нефти по российской системе магистральных  трубопроводов;  

·  необходимостью иметь резерв нефтетранспортных  мощностей для обеспечения транзита нефти по российской системе трубопроводов;  

необходимостью расширения наиболее эффективного нефтепродуктопроводного  транспорта. Наиболее полно действие всех этих факторов проявится при  благоприятных вариантах развития экономики России и конъюнктуры  международных нефтяных рынков. Предусматриваются  следующие основные направления  развития систем транспортировки нефти:  

·  Северо-Балтийское направление – строительство  второй очереди Балтийской трубопроводной системы с увеличением мощности направления до 62 млн. т нефти  в год и создание в условиях благоприятного и оптимистического вариантов социально-экономического развития новой трубопроводной системы для экспорта нефти с перевалочным комплексом на Кольском полуострове (до 120 млн. т нефти в год);  

·  Каспийско - Черноморско - Средиземноморское направление  – развитие маршрутов транзита нефти  прикаспийских стран СНГ путем  увеличения пропускной способности  трубопровода Атырау - Самара до 25 - 30 млн. т нефти в год и нефтеналивных  морских терминалов в Новороссийске  и Туапсе до 59 млн. т нефти в  год, а также достижение проектной  мощности нефтепровода Каспийского  трубопроводного консорциума (67 млн. т в год);  

·  Центрально-Европейское  направление – соединение трубопроводных систем "Дружба" и "Адрия" с  целью поэтапного (5 - 10 - 15 млн. т в  год) увеличения экспорта нефти из России и стран СНГ через нефтеперевалочный  терминал в порту Омишаль (Хорватия). Объединение трубопроводных систем Центральной и Восточной Европы в "единую систему";  

·  Восточно-Сибирское  направление – обеспечение формирования в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона  определяет необходимость создания нефтепроводной системы Ангарск - Находка (мощностью до 80 млн. т в год) с  ответвлением на Китай (г. Дацин);  

·  Дальневосточное  направление – создание оптимальной  транспортной инфраструктуры, отвечающей требованиям рационального пользования  недрами, в том числе в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", с учетом перспектив освоения нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин.  

Реализация части  этих направлений потребует сооружения новых и развития действующих  морских нефтеэкспортных терминалов. Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих  заводов предусматривается строительство  нефтепродуктопроводов Сызрань  – Саратов – Волгоград –  Новороссийск, Андреевка – Альметьевск, а также Кстово – Ярославль  – Кириши – Приморск и перевалочного  комплекса в городе Приморске. Решения  по конкретным направлениям развития транспортировки нефти и нефтепродуктов будут приниматься Правительством Российской Федерации с учётом необходимости  загрузки существующей транспортной инфраструктуры. В целях снижения зависимости  страны от внешних рисков, а также  повышения возможности транспортировки  нефти стран Содружества Независимых  Государств через территорию России целесообразно осуществлять государственную  поддержку проектов, направленных на создание транспортной инфраструктуры в направлении российских морских  терминалов для экспорта энергоресурсов. Приоритетными направлениями научно-технического развития в области трубопроводного  транспорта являются:  

·  создание высоконадежных ресурсосберегающих экологически чистых технологий, оборудования и приборов для обеспечения высокого качества работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции систем трубопроводного  транспорта;  

разработка новых  технических средств обнаружения, локализации и ликвидации аварий на трубопроводном транспорте. Возможным  направлением совершенствования экономических  отношений в сфере транспортировки  нефти по системе магистральных  трубопроводов является внедрение "банка качества нефти", позволяющего осуществлять компенсацию компаниям  потерь от смешения нефти из различных  месторождений при её транспортировке. Реализация проектов реконструкции  и развития трубопроводных систем для  транспортировки нефти и нефтепродуктов обусловливает существенный рост объемов  инвестиций, источниками которых  будут собственные средства открытых акционерных обществ "АК "Транснефть" и "АК "Транснефтепродукт" и  средства инвесторов, с обеспечением путем установления регулируемых цен (тарифов) экономически обоснованной доходности инвестируемого капитала. Предусматривается  дальнейшее совершенствование государственного регулирования деятельности организаций  транспортных трубопроводных систем страны (нефтяной и нефтепродуктовой) как  субъектов естественных монополий. Регулируемые государством тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов должны учитывать как фактор обеспечения  конкурентоспособности жидкого  топлива, так и необходимость  формирования финансовых ресурсов, достаточных  для реализации принятых инвестиционных решений [16]. 
 

Заключение 

В настоящее время  человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной  для мировой экономики. В нашей  стране эта зависимость особенно высока. Если продолжать хищническую  эксплуатацию месторождений вкупе  с большими потерями при транспортировке  и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже  сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически  важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие  объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно, будут прирастать слабо. 

В середине 2006 г. Россия стала лидировать в мире по объемам  нефтедобычи, обойдя бессменного лидера предыдущих двадцати лет - Саудовскую Аравию. За достижением много факторов. Добыча в Аравии искусственно занижается по требованию ОПЕК. А в России находится  на пределе: пользуясь отличной ценовой  конъюнктурой, россияне стараются экспортировать возможно большие объемы нефти из страны. К осени 2007 г. Россия уже в  течение года занимала первую строчку в мировом рейтинге. Однако огромное число нерешенных проблем российской нефтяной индустрии ставят под вопрос ее долгосрочное лидерство в мире. 

Информация о работе Развитие нефтяной промышленности в РФ