Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:19, доклад
Представлены основные этапы развития машиностроения на современном этапе . Рассмотрены особеннности разития отдельных подотраслей и предприятий.
Развитие машиностроения тверской области
Машиностроение охватывает предприятия нескольких специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. Кроме того, в составе машиностроения и "малая" металлургия — производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. На него приходится около 1/4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и 25% общего объема выпускаемой промышленностью продукции (1989 г.).
В нашей области машиностроение
возникло благодаря выгодному экономико-
Для машиностроения области характерен высокий уровень специализации производства, предприятия обладают широкими связями по сбыту готовой продукции. Преобладают предприятия предметной специализации, т.е. с выпуском готовой продукции — экскаваторов, башенных кранов, вагонов, станков, льнокомбайнов, оборудования для предприятий ряда отраслей и др. Значительно меньше предприятий подетальной специализации — с производством запасных частей, металлических конструкций и др. В машиностроении области мало предприятий технологической специализации. Отсутствует производство литых заготовок (литья). Этим занимаются все крупные предприятия машиностроения, в основном обеспечивая собственные нужды. Несколько предприятий производят металлические конструкции и кузнечно-прессовые изделия (табл. 14.3).
В области работают предприятия нескольких отраслей машиностроения.
1. Транспортное машиностроение
представлено двумя
Старейшее предприятие отрасли — Тверской вагоностроительный завод (1895 г., основан французской фирмой "Диль и Бака-лан "). На нем работает более 10 тыс. рабочих и служащих. Завод выпускает грузовые и пассажирские вагоны. Чугунное литье и штамповки, изготовленные на заводе, по кооперации поставляются многим машиностроительным предприятиям Твери и о б- . ласти. Сопутствующими производствами (преимущественно на отходах основного производства — пиломатериалах, пластиках, искусственных кожах и др.) на предприятии является производство пиломатериалов и мебели (набор мягкой мебели, набор мебели для кухни, полки для книг, театральные кресла идр.).
2. Коммунальное и дорожно-
Тверской экскаваторный завод (1934 г.) выпускает ежегодно более 4 тыс. экскаваторов с гидравлическим приводом. Они отправляются на стройки во многие регионы страны. Стальное и чугунное литье, штамповки здесь производят для себя и поставляют некоторым предприятиям машиностроения области. На заводе призводятся также товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (колосниковые решетки, чугунные печки и др.).
В области расположено несколько крупных предприятий станкостроения: завод штампов им. 1 Мая (Тверь) с производством кузнечных штампов для машиностроительных заводов страны; Савеловский станкостроительный завод (Кимры) производит металлорежущие станки с числовым программным управлением; заводы "Гидропресс" с производством кузнечно-прессо-вых машин (Нелидово) и "Станконормаль" в Нелидове и Белом. Производством кузнечно-прессовых машин для предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения страны занимается Бежецкий опытно-механический завод.
Сельскохозяйственным
Отдельную группу предприятий
машиностроения образуют предприятия
электротехнического
6. Производство различного технологического оборудования обеспечивает нужды отраслей как самой области, так и за ее пределами. Таким образом, машиностроение тесно связано с другими производствами, поставляя оборудование и детали предприятиям текстильной и химической (завод "Калининмашдеталь"), швейной промышленности (Ржев), а также промышленности строительных материалов (ремонтно-механический завод в Твери, завод "Строммашина" в Бологом), торфоразработок ("Тор ф- маш" в Нелидове), деревообрабатывающей (Кимры). В Торжке имеется завод противопожарной техники, в Ржеве — завод автотракторного электрооборудования.
Тверская фабрика
7. Ремонтные работы осуществляют
специализированные
Для машиностроения области характерно развитие как внутриотраслевых, так и межотраслевых связей (рис. 14.1). Между предприятиями машиностроения существуют кооперационные связи (связи по совместному изготовлению готовой продукции), по поставкам некоторых видов оборудования и запасных частей к нему, ремонту, поставкам стального и цветного литья (эти поставки в основном осуществляют предприятия Твери), сварных металлических конструкций (Тверь) — стрел землеройных машин, рам и ковшов для экскаваторов, сварных конструкций башенных кранов, льноуборочных машин, рам вагонов и тележек. Тесные связи существуют между производственными объединениями Светотехника" (Лихославль) и вагоностроения (Тверь).
Широкие связи имеет машиностроение с предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности — по поставкам пиломатериалов для обшивки вагонов. Тверской вагонзавод получает пиломатериалы (так называемую "вагонку") со всех деревообрабатывающих предприятий области.
Рис. 14.1. Схема взаимосвязей промышленного комплекса области
Этапы формирования промкомплекса: А — производства, возникшие в дореволюционный период; Б — производства, возникшие а довоенный период; В — производства, возникшие в послевоенный период; Г — производственные связи.
Отрасли производства: 1 — строительство; 2 — сельское хозяйство; 3 — топливная промышленность; 4 — электроэнергетика; 5 — добыча минеральных строительных материалов; б — производство стеновых материалов; 7 — производство керамики; 8 — производство извести; 9 — стекольная промышленность; 10 — производство облицовочных материалов; 11 — производство сборного железобетона; 12 — фарфоро-фаянсовая промышленность; 13 — "малая" металлургия; 14 — станкостроение; 15 — транспортное машиностроение; 16 — электротехническое машиностроение; 17 производство технологического оборудования; 18 — строительное, дорожное, коммунальное машиностроение; 19 — сельскохозяйственное машиностроение; 20 лесная и деревообрабатывающая промышленность; 21 — целлюлозо-бумажная промышленность; 22 — производство стеклопластиков и стекловолокна; 23 — производство искусственных кож; 24 — производство химических волокон; 25 — швейное производство; 26 — хлопчатобумажное производство; 27 — шелкоткацкое производство; 28 — производство шерстяных тканей; 29 — трикотажное производство; 30 — кожевенно-обувное производство; 31 — полиграфическая промышленность; 32 — производство полиграфических красок 33 — галантерейная промышленность; 34 — производство комбикормов; 35 — пищевая промышленность; 36 —медицинская промышленность.
Для нужд вагонзавода в 1946
году был построен специальный цех,
теперь это самостоятельное
Основными центрами машиностроения области являются города Тверь, Ржев, Нелидово, Торжок, Лихославль, Бежецк. Внутриобластные кооперационные связи машиностроения в основном "исходят" из Твери или направлены на нее. В целом производственные связи в машиностроении носят ограниченный характер, так как основная часть продукции этой отрасли вывозится за пределы области - в различные регионы страны и за рубеж.
Информация о работе Развитие машиностроения в Тверской области