Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:12, реферат
После Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство и большевистская партия, преодолевая тяжелые последствия царизма и военную разруху, приступили прежде всего к обеспечению трудящихся хлебом. Борьба за хлеб была борьбой за социализм. Первостепенное значение приобретали правильное использование хлебных ресурсов, правильная организация переработки муки и распределение хлеба.
Анализ
показателей валового объема производства
хлебных изделий, а также потребления
хлебной продукции в Республике Беларусь
на душу населения за период с 1990 по 2007
года прослеживает их отрицательную динамику:
производство сократилось на 62,8 %, а душевое
потребление – на 52,1 % (Таблица 1.1, Таблица
1.2) [2].
Таблица 1.1 – Производство хлеба и хлебобулочных изделий (тыс. тонн)
|
В 80-е - 90-е годы потребление хлеба на душу населения составляло порядка 400 г, а в некоторых районах доходило до 800 и даже 1,000 г. Сегодня же картина абсолютно иная — порядка 166,6 г. В качестве исходной базы при определении оптимального уровня собственного производства хлебопродуктов правомерно ориентироваться на уровень душевого производства (максимальный вариант) или медицинские нормы потребления (минимальный вариант). Научно обоснованная норма потребления хлеба в год для Республики Беларусь составляет 105 кг [2].
Таблица
1.2 – Потребление хлебной
|
Эти процессы
объясняются несколькими
Продукция хлебопекарной промышленности является важной составной частью внешней торговли. В 2007 году экспорт хлебобулочных и кондитерских изделий составил 1,136 млн. $, или 117 % к уровню 2006 года. Продукция поставлялась в основном в прилегающие регионы России [3, с. 11].
Проблемы хлебопеков сходны: как изыскать дополнительные финансовые средства на переоснащение, реконструкцию производства; какие новые виды продукции выпускать, чтобы они пользовались повышенным спросом; где приобретать муку стабильного качества, а также другое сырье по приемлемой цене и др. Большое внимание в последнее время хлебопеки уделяют патентованию своих разработок [1, с. 57]. В связи с ограничением рентабельности у большинства предприятий нет достаточных средств не только для оснащения новой техникой, но и ремонта изношенного оборудования. Величина износа на хлебозаводах и пекарнях составляет от 50% до 70%. Предприятиям хлебопекарной отрасли постоянно приходится изыскивать источники дополнительного финансирования для решения производственных задач. В нашей республики такими источниками являются: инновационный фонд Департамента по хлебопродуктам и инновационный фонд Белкоопсоюза, созданные при непосредственном участии хлебопекарных предприятий, местные бюджеты, фонд энергосбережения, значительные финансовые средства которого направляются на приобретение новых печей, так как их замена может обеспечить ощутимую экономию энергоресурсов, а также фонды занятости населения и охраны окружающей среды.
В последние годы все большее участие в финансировании хлебопекарных предприятий принимают банки республики, выдавая долгосрочные кредиты, а иногда и оборудование в лизинг. Снижение ставки рефинансирования до уровня 37% должно заинтересовать предприятия отрасли и позволить им воспользоваться условиями банков. Осуществляя реконструкцию и обновление своих предприятий, хлебопеки стараются максимально экономить и использовать собственные ресурсы, так как это влияет в конечном итоге на стоимость производственной продукции.[ 7;с7]
Основной
причиной снижения объемов производства
и загрузки мощностей является низкая
конкурентоспособность
Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью,- обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые бы соответствовали его каждодневным запросам. Потребление хлебобулочных изделий зависит от ряда факторов, основными из которых являются традиции и привычки покупателей, цена, уровень денежных доходов населения, взаимосвязь с потреблением других продуктов питания. Степень влияния каждого из этих фактов колеблется в зависимости от места расположения предприятия, состояния конкурентной среды, соотношения цен на определенные продукты питания и является важным критерием, формирующим величину объма производства и ассортимент хлебобулочных изделий. [7;с 6]
В связи с этим программа развития отрасли на 2005-2010 гг. предусматривает в качестве первостепенной цели - укрепление позиции организаций предприятий на рынке. Для достижения цели необходимо расширять институциональную базу рынка, развивать оптовую и розничную торговлю, искать возможности расширения и укрепления внешнеэкономических связей, повысить качество и улучшить товарный вид выпускаемой продукции, снизить себестоимость продукции.
Для реализации поставленных задач требуется выполнить корректировку на основании регионального аспекта: максимально загрузить наиболее технически и технологически оснащенные предприятия в соответствии с региональным признаком, развивать рыночную инфраструктуру, произвести укрупнение предприятий с целью увеличения каналов сбыта, пересмотреть сырьевые и сбытовые зоны. Техническое и технологическое перевооружение и дозагрузка головных организаций, замена устаревшего фасовочного и упаковочного оборудования, организация упаковки продукции в современную тару укрепят производственную базу субъектов.
Наряду с вышеперечисленными мероприятиями, необходимо также осуществить меры, которые обеспечат соответствие предложения высококачественной продукции платежеспособному спросу населения и скорейшее продвижение ее на рынок, что предполагает широкое развитие фирменной торговли [8, с. 34-35].
Государство жестко регулирует деятельность хлебопекарной промышленности: например, цены на муку для хлебопечения, рентабельность производства, распределяет дотации, сырьевые ресурсы. В результате хлебозаводы не имеют возможности и средств приобретать муку высших сортов импортного производства, отличающуюся высоким качеством, что в результате сказывается на качестве продукции.
Постановлением Министерства экономики устанавливаются предельные нормативы рентабельности при формировании отпускных цен (в % к себестоимости) на хлеб, хлебобулочные изделия, муку, диетическое питание.
Регулируя
ценообразование в
Считаем, что расширение сферы регулируемых цен является угрозой свободе предпринимательства и частной собственности. Опыт регулирования цен в республике показал, что предприятия стараются:
сокращать производство товаров с регулируемыми ценами, переключаясь на производство других товаров;
завышать затраты по товарам с регулируемыми ценами;
переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.
Основное сырье для хлебозаводов – мука. Качество муки имеет решающее значение для качества хлеба. В данное время почти все хлебозаводы получают пшеничную муку с клейковиной 23% (в прошлые годы – 28%), то есть качество муки ухудшилось. Произрастающая в Республике Беларусь пшеница не соответствует нормам ГОСТа, по которым содержание клейковины должно быть не ниже 28%. Чтобы продлить молодость хлеба, сегодня на хлебозаводах применяется технология упаковки хлеба. Перспективная задача – довести процент упакованного хлеба до 80%, оставшиеся – 20% будут предназначены для тех слоев белорусского населения, кому хлеб в полиэтилене не по карману.
Второе радикальное решение – массовый переход на заварные сорта хлеба, которые сохраняют свежесть до 2-3 суток вместо традиционных 24 часов. В будущем долю заварных хлебов намечено довести до 80%.
Необходимо
также диверсифицировать
В республике
принят ряд законодательных, нормативных,
а также программных
Предприятия перерабатывающей промышленности должны быть ориентированы на эффективное сочетание крупных и средних предприятий. Это связано с тем, что каждая из указанных групп имеет свои преимущества и недостатки. Так, крупная переработка менее материалоёмка и затратоёмка, лучше приспособлена к использованию достижений научно-технического прогресса, производится широкий ассортимент продуктов. Крупные предприятия имеют возможность создавать отделы маркетинга. Основным недостатком крупных перерабатывающих предприятий является их статичность, то есть они очень медленно реагируют на изменения, происходящие на рынке, из-за невозможности в краткие сроки проводить реконструкцию оборудования и переход на другие виды продукции. Предприятия малой мощности, в свою очередь, не могут себе позволить ведение значительных маркетинговых исследований, проводить рекламные компании, но довольно быстро реагируют на изменение спроса, без большого ущерба перестраивают свое производство на новый вид продукции, не испытывают больших трудностей с обеспечением сырьем.
Решение
проблем необходимо осуществлять, создавая
условия для комплексного развития
организаций мукомольно-
Одним из
направлений совершенствования
управления предприятиями является
приватизация и развитие многообразных
форм собственности и
В связи с тем, что мощности большинства предприятий недозагружены, основной упор необходимо сделать на техническое перевооружение, модернизацию оборудования, укрупнение и объединение предприятий с учетом создавшейся ситуации на рынке.
Таким образом,
хлебобулочные изделия
Информация о работе Развитие хлебопекарной промышленности СССР