Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:17, реферат
Хотел человек пошутить, сказал чепуху и сам не знал, что вышла правда. Из колодцев, конечно, башен не делают. Но бывали такие примеры в истории больших изобретений, что невольно приходят на ум минарет и колодец Ходжи. Имеется привычная, давно всем известная вещь. Поглядят на нее с необычной стороны, вывернут наизнанку, и нежданно является могучее изобретение.
Введение 2
1. Различные примеры применения задачи «навыворот». 3
1.1. Водяное колесо. 3
1.2. Обратимость электрической машины. 5
1.3. Паровая машина 7
Заключение 23
Список использованной литературы 26
и построил станки для обработки цилиндров и иных частей машины, для которых требовалась «машинная на водяных колесах работа». Великий русский теплотехник показал себя великим машиностроителем.
Но тогда времена были тугие, и в тогдашней крепостной России машины не очень были нужны. Ползунов умер, кашляя кровью, так и не дождавшись пуска. Машину пустили без него и вскоре остановили.
А чужестранцы Паллас и Фальк, побывавшие в Барнауле и видевшие машину, распустили о ней недобрые слухи, все перепутав, вплоть до имени ее изобретателя. Затем Ирман и Меллер, управляющие алтайскими рудниками, стерли ее с лица земли.
Долго валялись в камышах на берегу пруда позеленевшие медные цилиндры. Шумит высокая трава, шумит в народе слава о машине, и сейчас еще старожилы старики показывают лужайку — ползуновское пепелище!
Идеи Ползунова были преданы забвенью, и Уатт пятнадцать лет бродил в потемках, пока додумался до того же, до чего дошел Ползунов.
Уатт продолжил и развил идеи Ползунова.
Он сумел разглядеть то общее, что роднит между собой почти все машины. Одни из них гудели, другие стрекотали, третьи ухали, но во всех них жила одна бесшумная душа — вращение. Вертелись колеса, зубчатые, конические, всякие; поворачивались на осях рычаги, словно спицы колес без ободьев.
Вращение было душой машины, и это понял, наконец, Джемс Уатт.
Заключение
История сохранила занятные свидетельства,
как весь ход развития техники подталкивал
к этой идее упиравшегося Уатта. Английский
исследователь Матчосс доказывает, что
когда Уатт усовершенствовал ньюкоменовскую
машину, то он «был удовлетворен своей
машиной» и думать не желал об универсальном
двигателе. «Он хотел направить всю свою
энергию на распространение насосной
машины и снова и снова советовал своему
другу Болтону оставить новые проблемы
для молодых людей, которым нечего терять:
ни денег, ни репутации». Уатт предлагал
Болтону организовать производство насосных
машин для трех графств, но Болтон возражал
ему: «Фабриковать только для трех графств—
это игра, не стоящая свеч; действительно
стоило бы труда только одно — фабриковать
для всего мира».
Американский исследователь Диккинсон подтверждает, что Уатт «...недальновидно верил в то, что насосная машина еще представляет наиболее доходное поле деятельности». Его компаньон Болтон был другого мнения. Он писал Уатту: «В Лондоне, Манчестере, Бирмингаме люди сходят с ума по паровой мельнице. Я не тороплю Вас, но думаю, что через месяц-два мы должны взять патент на какой-нибудь метод для получения вращательного движения». Поясним, что под словом «мельница» в то время понимались все виды фабрик, приводимых в движение водяным колесом.
Уатт отмахивался" от советов Болтона, ворчал и жаловался, что в мире «...воистину бодрствует дьявол вращательного движения». Он ворчал не зря. Взять патент на какой-нибудь «метод для получения вращательного движения» было в то время уже непростым делом. Пока Уатт возился с проблемами экономии топлива в насосных установках, самое простое решение — кривошипно-шатунный механизм был уже кем-то запатентован.
Пришлось правой рукой хватать себя за левое ухо. Уатт применил с одной стороны коромысла сложное «планетное и солнечное колесо», а с другой стороны «параллелограмм» — настолько хитроумный, что полную его теорию дал лишь сто лет спустя гениальный русский математик Чебышев. Письма английского изобретателя свидетельствуют, что Уатт был буквально влюблен в свой ненаглядный параллелограмм и считал его самым своим великим изобретением.
Коромысло, унаследованное от насосных машин, в течение двух десятилетий продолжало раскачиваться над машиной Уатта. Почему оно было так дорого Уатту, почему он не соединил шток поршня с планетарной передачей напрямик, остается до сих пор загадкой для самых проницательных историков техники. Так анатомы никак не могут понять, какую роль в слепой кишке играет возможный очаг аппендицита — червеобразный отросток.
Но как бы то ни было, машина работала, колесо вертелось, и Уатт сказал промышленникам:
«Вот
вам вращающееся колесо. Оно вращается
само и не требует ни ветра, ни потока воды.
Оно будет вертеться везде, где это нужно,
только подавай топливо. А вы уж сами приводите
от него в движение какие хотите машины!»
Так закончилось еще одно удивительное превращение. Превращение насоса в паровую машину.
Мы привыкли к стремительному ходу техники. Вчера не было авиации — сегодня самолеты гудят над головой. Вчера не было радио — сегодня громкоговорители вещают на площадях. И даже странным кажется, что так медленно делались в старину изобретения.
Все
было у людей: и котел, и цилиндр, и поршень
— и не порознь, а вместе, в одной машине.
Но шестьдесят лет прошло, пока додумались
люди, что пар из котла может двигать поршень
и вместе с ним любые другие машины. И нужен
был гений Ползунова и Уатта, чтобы открыть
это.
Информация о работе Различные примеры применения задачи «навыворот»