Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:03, курсовая работа
Условно считаем, что сила Fn, действующая в зацеплении сосредоточена по середине длины зуба (ширина колеса). Пренебрегаем трением, тогда проекции силы Fn на три взаимно перпендикулярных направлениях соответственно определяется зависимостями
Задание 16/5
Рассчитать и спроектировать привод от электродвигателя на вал – механическая лебедка
Исходные данные:
Мощность на выходном валу: , кВт = 5,2
Частота вращения на выходном валу: , мин-1 = 22
Частота вращения вала электродвигателя: , мин-1 = 750
Срок службы: L, лет = 10
Число смен = 1
Коэффициент перегрузки:
Характер нагрузки – постоянная.
Определим потребляемую мощность электродвигателя:
Определим общее КПД:
где - мощность на выходном валу редуктора
- общий коэффициент полезного действия ступеней привода, равный произведению КПД отдельных ступеней.
Для расчета выбираем значение КПД из промежутков приведенных выше:
(потери в опорах учтены
в КПД передач привода)
Найдем потребляемую мощность электродвигателя:
Выбираем по расчетной мощности =6,182кВт асинхронный электродвигатель серии 4А по ГОСТ 1953-81 закрытого обдуваемого исполнения.
Тип двигателя: 4А160М8У3
Мощность: Pэл.дв = 7,5 кВт
Частота вращение: nэл.дв. = 730 мин-1
1.2 Определим передаточное отношение привода и его разбивку по ступеням.
Принимаем передаточное число цепной передачи , тогда передаточное число редуктора:
Определяем передаточное число быстроходной ступени редуктора:
Определяем передаточное число тихоходной ступени редуктора:
Принимаем стандартное передаточное отношение по ГОСТ 2185-60:
Определяем передаточное число цепной передачи:
1.3 Определим мощности, частоту вращения и крутящие моменты на валах редуктора.
1.3.1. Рассчитываем мощность на валах редуктора:
1.3.3 Определяем крутящие моменты на валах редуктора:
Таблицы искомых значений
Параметры |
Переходной |
Промежуточный |
Тихоходный |
Мощность, кВт |
5,471 |
5,362 |
5,255 |
Частота вращения, мин-1 |
351,468 |
78,104 |
22 |
Крутящий момент, Нм |
148,657 |
655,627 |
2281,148 |
параметр |
Гибкая |
Быстроходная |
Тихоходная |
Передаточное отношение |
2,077 |
4,5 |
3,55 |
2. Расчет тихоходной ступени редуктора
Исходные данные:
Передаточное число ступени: =3,55
Крутящий момент на тихоходному валу: Т3=2281,148 Нм
Частота вращения выходного вала: n3=22 мин-1
Срок службы в годах: L=10
Количество смен: 1
Коэффициент нагрузки:
Характер нагрузки – постоянная.
2.1Выбор материалов и термической обработки
шестерни и колеса
Выбираем материалы для
Принимаем:
—для шестерни Сталь 50
—для колеса сталь Сталь 40
Принимаем термообработку: поверхностная закалка зубьев токами высокой частоты с предварительным улучшением.
2.2Механические свойства принятых материалов.
2.2.1. Шестерня – Сталь 50
Твердость поверхности – HRC = 56
Определяем предел контактной выносливости:
σон.ш.=17HRC+200, МПа
σон.ш.=17·55+200=1135 МПа
Определяем предел выносливости материала в сердцевине:
σо.ш.=1,8НВ, МПа
σо.ш.=1,8·250=450 МПа
Определяем предел текучести материала:
σт.ш.=530 МПа
2.2.2. Колесо – Сталь 40
Твердость поверхности – HRC = 52
Определяем предел контактной выносливости:
σон.к.=17·HRC+200, МПа
σон.к.=17·52+200=1084 МПа
Определяем предел выносливости материала в сердцевине:
σо.к.=1,8·НВ, МПа
σо.к.=1,8·226=406,80 Мпа
Определяем предел текучести материала:
σт.к.=400 МПа
2.3 Определение допустимых напряжений для зубьев шестерни и колеса
2.3.1 Определение допускаемого контактных напряжений:
где ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности. Принимаем
Rz10, тогда ZR=0,95;
Sн = 1.2 – коэффициент безопасности.
За расчетное значение контактных напряжений принимаем как среднеарифметическое:
Для проверки пластинчатой деформации
при кратковременных
2.3.2 Определим допускаемые напряжения на изгибе:
YR = 0.85 -коэффициент зависит от шероховатости поверхности (0,8÷0,85)
Yy = 1.3 -коэффициент учитывающий механические упрочнения (1,1÷1,3)
YM=1 -при da ≤ 400 мм и mn ≤ 10 мм.
S – коэффициент безопасности равный произведению SF = S1·S2·S3
S1 = 1,75 ; S2 = 1-штамповка; S3 = 1- отсутствие коррозий и высоких
температур .
Поскольку прочность зубчатой пары лимитирует прочность зубьев колеса, в качестве расчетного допускаемого напряжения на изгиб, принимаем значение для материала колеса: [σF]к=185,966 МПа.
Определяем допускаемое наибольшее напряжение изгиба при кратковременной перегрузке определяем в соответствии с разделом 1.3.2 учитывая пластичность материала в сердцевине зубьев:
[σF]max = 0.8·σT, Мпа
[σF]max = 0.8·400 = 320 МПа
2.4 Учет числа циклов нагружений
Определим базовое число циклов нагружений:
Определим действительное число нагружений:
Nц = n3 · 60 · (кол-во смен) · 8 · (кол-во лет) · 260;
Nц = 22 · 60 · 1 · 8 · 10 · 275 =
Определяем коэффициент режима работы:
Так как фактическое число циклов нагружений < - базового числа циклов нагружений, следует увеличить допускаемое контактное напряжение на колесе на величину коэффициента режима работы Кр=1,2.
2.5 Особенности конструкции проектируемой
передачи
Передача выполняется
2.6 Проектный расчет ступени – расчет по контактным напряжениям
Определяем межосевое расстояние аw34:
где T3 - крутящий момент на выходном валу редуктора;
T3 = 2281,148 (Н∙м);
К -коэффициент нагрузки; принимаем равным 1.3;
К = 1,3;
[σH] -допускаемое контактное напряжение (см.п.2.4);
[σH] = 967,604МПа;
UТ -передаточное число тихоходной ступени;
U=3,55;
Ψва -коэффициент ширины зуба (принимаем в соответствии с разделом 1.2) Ψва=0.315;
Кαн -коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями:
V ≈ 3 м/с Кαн = 1.12
Принимаем стандартное межосевое расстояние по ГОСТ 2185-66:
Выбираем нормальный модуль зацепления в соответствии с рекомендациями раздела 1.9:
Принимаем стандартный модуль по ГОСТ 9563-60:
mn = 3,5 мм
Определим угол наклона зубьев β и соответствующий окружной модуль зубьев mt.
Зададимся углом наклона зуба β=14º
(т.к. угол β должен находится в пределах 8-18º)
Определяем число зубьев колес ступени Z3 и Z4 :
Округляем расчетное значение Z3 до ближайшего целого.
Принимаем число зубьев шестерни Z3 = 24 шт.
Тогда число зубьев колеса Z4 = UТ·Z3 = 3,55·24 = 85,2 шт.
Уточняем торцевой модуль:
Определяем угол наклона зубьев β:
Определим диаметры делительных окружностей зубчатых колес:
Принимаем: =88 мм =312 мм
Проверка:
Определяем ширину винца колеса:
Увеличиваем ширину винца колеса до кратности 5:
Определяем коэффициент
где Kβ - коэффициент концентрации нагрузки (таб. 1.5) Принимаем Kβ=1,148;
Кv - коэффициент динамической нагрузки (таб. 1.6);
Определяем окружную скорость колёс пары:
Принимаем 9 степень точности для косозубых колес, так как окружная скорость меньше 5 м/с.
Коэффициент динамической нагрузки принимаем по таблице 1.6 =1,15.
Кнов.=1,148
Уточняем межосевое расстояние:
Так как полученное расчётное значение межосевого расстояния с учетом уточненного коэффициента нагрузки =186,413мм< =200мм условия прочности соблюдаются.
Определим действующие контактные напряжения:
Так как фактическое контактное напряжение σН = 860,076 МПа < [σН] = 967,604 МПа, условия прочности выполняются.
Определяем максимальное допускаемое напряжение, используемое при проверке пластической деформации зубьев при кратковременных перегрузках:
Так как фактическое максимальное контактное напряжение =967,604 МПа больше [ ] = 1121,405 МПа, то условия прочности выполняются
При проектном расчете по контактным напряжениям превышения допускаемых напряжений нет, следовательно, полученные геометрические параметры зацеплений соответствуют условию прочности.
Межосевое расстояние: аw34 = 200 мм
Диаметр делительной окружности:
- шестерни: d3 = 88 мм
- колеса: d4 = 312 мм
Модуль зубьев в нормальном сечении: mn = 4 мм
Число зубьев шестерни: Z3 = 24
Число зубьев колеса: Z4 = 85
Угол наклона зубьев: β = 17,5º
Ширина венца колеса: в4 = 63 мм
2.7 Проверочные расчеты ступеней (расчет по напряжениям изгиба)