Рассчитать и спроектировать привод от электродвигателя на вал – механическая лебедка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Условно считаем, что сила Fn, действующая в зацеплении сосредоточена по середине длины зуба (ширина колеса). Пренебрегаем трением, тогда проекции силы Fn на три взаимно перпендикулярных направлениях соответственно определяется зависимостями

Работа содержит 1 файл

РГЗ ОК Раздел №1-2.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

Задание 16/5


Рассчитать и спроектировать привод от электродвигателя на вал – механическая лебедка

Исходные данные:

Мощность на выходном валу:  , кВт = 5,2

Частота вращения на выходном валу: , мин-1 = 22

Частота вращения вала электродвигателя: , мин-1 = 750

Срок службы: L, лет = 10

Число смен = 1

Коэффициент перегрузки:

Характер нагрузки – постоянная.

 

 

 

 

 

 

 


  1. Кинематический расчет привода

 

    1. Выбор электродвигателя.

 

Определим потребляемую мощность электродвигателя:

 

Определим общее КПД:

где - мощность на выходном валу редуктора

      - общий коэффициент полезного действия ступеней привода, равный произведению КПД отдельных ступеней.

 

Для расчета выбираем значение КПД  из промежутков приведенных выше:

                                                                        

                              

   (потери в опорах учтены в КПД передач привода)                          

 

 

Найдем потребляемую мощность электродвигателя:

Выбираем по расчетной мощности =6,182кВт асинхронный электродвигатель серии 4А по ГОСТ 1953-81 закрытого обдуваемого исполнения.

 

Тип двигателя:       4А160М8У3

Мощность:              Pэл.дв = 7,5 кВт

Частота вращение: nэл.дв. = 730 мин-1

 

 

 

1.2 Определим передаточное отношение привода и его разбивку           по ступеням.


Принимаем передаточное число цепной передачи , тогда передаточное число редуктора:

Определяем передаточное число быстроходной ступени редуктора:

Определяем передаточное число тихоходной ступени редуктора:

Принимаем стандартное передаточное отношение по ГОСТ 2185-60:

4,5            
3,55

 

Определяем передаточное число цепной передачи:

 

1.3 Определим мощности, частоту вращения и крутящие моменты на валах редуктора.

 

1.3.1. Рассчитываем мощность на валах редуктора:

 

 

      1. Определяем частоту вращения валов редуктора:

 

 

1.3.3  Определяем крутящие моменты на валах редуктора:

      

                     

 

 

                     


Таблицы искомых значений

 

Вал

 

Параметры

 

Переходной

 

Промежуточный

 

Тихоходный

Мощность,

кВт

 

5,471

 

5,362

 

5,255

Частота

вращения,

мин-1

 

351,468

 

78,104

 

22

Крутящий момент, Нм

 

148,657

 

655,627

 

2281,148


 

        ступень

параметр

Гибкая 

Быстроходная 

Тихоходная 

Передаточное 

отношение

 

2,077

 

4,5

 

3,55


2.  Расчет тихоходной ступени редуктора

Исходные данные:

Передаточное число ступени: =3,55

Крутящий момент на тихоходному  валу: Т3=2281,148 Нм

Частота вращения выходного вала: n3=22 мин-1

Срок службы в годах: L=10

Количество смен: 1

Коэффициент нагрузки:

Характер нагрузки – постоянная.

 

2.1Выбор материалов  и термической обработки

 шестерни и колеса

 

Выбираем материалы для шестерни и колеса, и назначаем термическую  обработку в соответствии с рекомендациями раздела 1.2 и данными таблицы Ι.Ι.

 

Принимаем:

—для шестерни Сталь 50

—для колеса сталь Сталь 40

Принимаем термообработку: поверхностная  закалка зубьев токами высокой частоты с предварительным улучшением.

 

2.2Механические  свойства принятых материалов.

2.2.1. Шестерня – Сталь 50

Твердость поверхности – HRC = 56

 

Определяем предел контактной выносливости:

σон.ш.=17HRC+200, МПа

σон.ш.=17·55+200=1135 МПа

Определяем предел выносливости материала  в сердцевине:

σо.ш.=1,8НВ, МПа

σо.ш.=1,8·250=450 МПа


Определяем предел текучести  материала:

σт.ш.=530 МПа

2.2.2. Колесо – Сталь 40

Твердость поверхности – HRC = 52

 

Определяем предел контактной выносливости:

σон.к.=17·HRC+200, МПа

σон.к.=17·52+200=1084 МПа

Определяем предел выносливости материала в сердцевине:

σо.к.=1,8·НВ, МПа

σо.к.=1,8·226=406,80 Мпа

 

Определяем предел текучести материала:

σт.к.=400 МПа

 

2.3 Определение допустимых напряжений для зубьев шестерни и колеса

 

2.3.1 Определение допускаемого контактных напряжений:

где ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности. Принимаем

        Rz10, тогда ZR=0,95;     

       Sн = 1.2 – коэффициент безопасности.


За расчетное значение контактных напряжений принимаем как среднеарифметическое:

 

 

 

Для проверки пластинчатой деформации при кратковременных перегрузках  за расчётное допускаемое напряжение принимаем его максимальное значение:

 

2.3.2 Определим допускаемые напряжения на изгибе:

YR = 0.85   -коэффициент зависит от шероховатости поверхности (0,8÷0,85)

Yy = 1.3     -коэффициент учитывающий механические упрочнения (1,1÷1,3)

YM=1       -при da ≤ 400 мм и mn ≤ 10 мм.

S – коэффициент безопасности равный произведению SF = S1·S2·S3

         S1 = 1,75 ; S2 = 1-штамповка; S3 = 1- отсутствие коррозий и высоких                 

      температур .

Поскольку прочность зубчатой пары лимитирует прочность зубьев колеса, в качестве расчетного допускаемого напряжения на изгиб, принимаем значение для материала колеса:        [σF]к=185,966 МПа.

 

Определяем допускаемое наибольшее напряжение изгиба при кратковременной перегрузке определяем в соответствии с разделом 1.3.2 учитывая пластичность материала в сердцевине зубьев:

F]max = 0.8·σT, Мпа

F]max = 0.8·400 = 320 МПа


2.4  Учет числа циклов нагружений

Определим базовое число циклов нагружений:

Определим действительное число нагружений:

Nц = n3 · 60 · (кол-во смен) · 8 · (кол-во лет) · 260;

Nц = 22 · 60 · 1 · 8 · 10 · 275 =

Определяем коэффициент режима работы:

 

Так как фактическое число циклов нагружений  < - базового числа циклов нагружений, следует увеличить допускаемое контактное напряжение на колесе на величину коэффициента режима работы Кр=1,2.

 

 

2.5  Особенности конструкции проектируемой

передачи

 

Передача выполняется эвольвентной, цилиндрической, без смещения (нормальное или нулевое), косозубой.  

 

2.6 Проектный расчет ступени – расчет по контактным напряжениям

 

 

Определяем межосевое расстояние аw34:

 

 

где T - крутящий момент на выходном валу редуктора;

       T3 = 2281,148 (Н∙м);

       К  -коэффициент нагрузки; принимаем равным 1.3;

       К = 1,3;

H]  -допускаемое контактное напряжение (см.п.2.4);

H] = 967,604МПа;

UТ -передаточное число тихоходной ступени;

U=3,55;

Ψва   -коэффициент ширины зуба (принимаем в соответствии с разделом 1.2) Ψва=0.315;

Кαн    -коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями:

V ≈  3 м/с             Кαн = 1.12


 

Принимаем стандартное межосевое расстояние по ГОСТ 2185-66:

=200мм


Выбираем нормальный модуль зацепления в соответствии с рекомендациями раздела 1.9:

 

Принимаем стандартный модуль по ГОСТ 9563-60:

mn = 3,5 мм

 

Определим угол наклона зубьев β и соответствующий окружной модуль зубьев mt.

Зададимся углом наклона зуба β=14º

(т.к. угол β должен находится  в пределах 8-18º)

 


Определяем  число зубьев колес ступени Z3 и Z4 :

 

Округляем расчетное значение Z3 до ближайшего целого.

Принимаем число зубьев шестерни Z3 = 24 шт.

 

Тогда число зубьев колеса Z4 = UТ·Z3 = 3,55·24 = 85,2 шт.

Уточняем торцевой модуль:

 

Определяем угол наклона зубьев β:

 

 

Определим диаметры делительных окружностей  зубчатых колес:

 

 

Принимаем: =88 мм  =312 мм

 

Проверка:

Определяем ширину винца колеса:

 

Увеличиваем ширину винца колеса до кратности 5:

 

Определяем коэффициент нагрузки:


 

где Kβ - коэффициент концентрации нагрузки (таб. 1.5) Принимаем Kβ=1,148;

       Кv - коэффициент динамической нагрузки (таб. 1.6);

 

Определяем окружную скорость колёс  пары:

Принимаем 9 степень точности для  косозубых колес, так как окружная скорость меньше 5 м/с.

 

Коэффициент динамической нагрузки принимаем по таблице 1.6 =1,15.

 

Кнов.=1,148

1,15=1,329

 

Уточняем межосевое расстояние:

 

Так как полученное расчётное значение межосевого расстояния с учетом уточненного коэффициента нагрузки =186,413мм< =200мм условия прочности соблюдаются.

 

Определим действующие контактные напряжения:

 


 

Так как фактическое контактное напряжение σН = 860,076 МПа < [σН] = 967,604 МПа, условия прочности выполняются.

 

Определяем максимальное допускаемое  напряжение, используемое при проверке пластической деформации зубьев при кратковременных перегрузках:

=
, Мпа

=
= 1121,405 Мпа

Так как фактическое максимальное контактное напряжение  =967,604 МПа больше  [ ] = 1121,405 МПа, то условия прочности выполняются

При проектном расчете по контактным напряжениям превышения допускаемых  напряжений нет, следовательно, полученные геометрические параметры зацеплений соответствуют условию прочности.

Межосевое расстояние:  аw34 = 200 мм

Диаметр делительной окружности:

- шестерни: d3 = 88 мм

- колеса: d4 = 312 мм

Модуль зубьев в нормальном сечении: mn = 4 мм

Число зубьев шестерни:  Z3 = 24

Число зубьев колеса:  Z4 = 85

Угол наклона зубьев: β = 17,5º

Ширина венца колеса: в4 = 63 мм

 

 

 

2.7 Проверочные расчеты ступеней (расчет по напряжениям изгиба)

Информация о работе Рассчитать и спроектировать привод от электродвигателя на вал – механическая лебедка