Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:11, контрольная работа
1. Исходные данные.
№ варианта 20
Мощность на ведомом валу, кВт 22
Частота вращения ведомого вала, 200
Тип передачи Косозубая
Расположение колес относительно опор Консольное
2. Выбор электродвигателя.
Мощность электродвигателя определяется по формуле:
Где: - мощность на ведомом валу редуктора согласно задания, кВт
-К.П.Д. редуктора.
Расчет зубчатой цилиндрической передачи.
1. Исходные данные.
№ варианта | Мощность на ведомом валу, кВт | Частота вращения ведомого вала, | Тип передачи | Расположение колес относительно опор |
20 | 22 | 200 | Косозубая | Консольное |
2. Выбор электродвигателя.
Мощность электродвигателя определяется по формуле:
Где: - мощность на ведомом валу редуктора согласно задания, кВт
-К.П.Д. редуктора.
КПД одноступенчатого цилиндрического редуктора равен 0,96…0,98. По расчетной мощности выбираем электродвигатель:
Типоразмер двигателя | Мощность, кВт | Частота вращения, об\мин | |
АИР180М4 | 30 | 1470 | 1,7 |
3. Кинематический расчет редуктора.
Передаточное число редуктора равно:
Где: - частота вращения электродвигателя, об\мин,
-заданная частота вращения ведомого вала, об\мин.
Согласно ГОСТ 2185-66 Uст= 7,1
4. Определение основных параметров редуктора.
Основными расчетными параметрами, необходимыми для определения размеров редуктора, являются мощность, частота вращения и крутящий момент на ведущем и ведомом валах. Ведущий вал редуктора имеет индекс 1. Мощность и частоту вращения ведущего вала обычно принимают равным мощности и частоте вращения электродвигателя, т.е.:
;
Крутящий момент (Нм) равен:
Ведомый вал редуктора, (индекс 2).
5. Расчет зубчатой передачи.
5.1. Выбор материала.
Расчет проектирование зубчатых передач начинают с выбора материала и вида термической обработки.
Основными критериями работоспособности и расчета зубчатых передач являются контактная прочность рабочих поверхностей зубьев (для закрытых передач) и выносливость зубьев (открытые зубчатые передачи). При этом основное влияние на контактную прочность оказывает твердость поверхностного слоя материала и зубчатого колеса. Для получения необходимой твердости используется выбор соответствующей марки материала и вида термообработки.
В зависимости от конечной твердости стальные зубчатые колеса делят на две группы: с твердостью Ннв < 350 (полученные путем нормализации или улучшения материала) и Ннв > 350 (объемная и поверхностная закалка, химико – термическая обработка). Материалы с твердостью Ннв < 350 хорошо обрабатываются и притираются в процессе работы.
Выбираем материал с твердостью Ннв < 350.
Шестерня 45, колесо 45.
Механические свойства у них одинаковые:
Марка стали | Термообра- ботка | Твердость Ннв | Твердость Нhrc | Предел прочности, σ в, МПа | Предел текучести, σ т, МПа | Предел выносливости , МПа |
45 | Горячекат. | 241 | 24 | 610 | 360 | 250 |
35л |
| 150 |
| 500 | 280 | 250 |
5.2. Расчет допускаемых напряжений.
5.2.1. Допускаемые контактные напряжения.
Допускаемые контактные напряжения определяются по формуле:
Сталь 45
Где: – предел контактной выносливости зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
– коэффициент долговечности;
– коэффициент безопасности;
– коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев;
– коэффициент, учитывающий окружную скорость;
– коэффициент, учитывающий влияние смазки;
– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
Сталь 35л
Где: – предел контактной выносливости зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
– коэффициент долговечности;
– коэффициент безопасности;
– коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев;
– коэффициент, учитывающий окружную скорость;
– коэффициент, учитывающий влияние смазки;
– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
В качестве допускаемого контактного напряжения для косозубых передач принимают условное контактное напряжение, определяемое по формуле:
Коэффициент долговечности определяют в зависимости от отношения базового и эквивалентного чисел циклов перемены напряжений. В настоящей контрольной работе принято, что > , т.е.
Коэффициент безопасности , т.к. структура материала однородная.
Значения элементов , , , в рамках контрольной работы можно принять равным 1,0.
5.2.2. Допускаемые напряжения при расчете на выносливость зубьев при изгибе.
Допускаемые напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса по формуле:
Сталь 40
Где: – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов нагружения;
– коэффициент безопасности, равный 1,7…2,2, большие значения принимают для литых заготовок;
– коэффициент, учитывающий влияние направления приложенной нагрузки.
При одностороннем приложении (нереверсивные передачи) =1,0.
При двустороннем (реверсивные) 0,7…0,8.
Сталь 35л
Где: – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов нагружения;
– коэффициент безопасности, равный 1,7…2,2, большие значения принимают для литых заготовок;
– коэффициент, учитывающий влияние направления приложенной нагрузки.
При одностороннем приложении (нереверсивные передачи) =1,0.
При двустороннем (реверсивные) 0,7…0,8.
5.3 Расчет передачи на контактную прочность.
Метод расчета силовых зубчатых эвольвентных цилиндрических передач внешнего зацепления стандартизован ГОСТ 21354-75.
Предварительно межосевое расстояние закрытой цилиндрической передачи определяют по формуле:
Где: – вспомогательный размерный коэффициент, равный для прямозубой передачи – 495, для косозубой – 430;
U – передаточное число передачи;
– расчетный крутящий момент на ведомом валу, Нм;
– коэффициент рабочей ширины зубчатого венца колеса передачи, равный =. Для редукторных передач рекомендуется принимать 0,25; 0,315;0,4;
– коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца выбирается по Приложению 2 в зависимости от коэффициента рабочей ширины зубчатого венца колеса передачи и расположения колес относительно опор.
Коэффициент связан с коэффициентом зависимостью:
Полученное расчетное значение межосевого расстояния согласно ГОСТ 2185-76 имеет значение
Модуль зацепления принимают в пределах:
Для незакаленных зубчатых колес m=(0,01…0,02) aw=0,015×315=4,725
Полученное значение модуля согласовываем со стандартным (СТСЭВ 310-76) значением из табл. 5.7 и принимаем равным m=5 aw
Суммарное число зубьев, округляемых до целого значения, определяют по формуле:
Где β – угол наклона зубьев, предварительно принимаемый в приделах 8… и затем его уточняют по выражению:
Числа зубьев колес, округлённые до ближайшего целого числа, рассчитывают для шестерни и колеса:
Уточненное значение предаточного числа передачи равно:
Необходимо, чтобы отклонение передаточного числа не превышало 5%.
В противном случае необходимо изменить числа зубьев шестерни и колеса.
Геометрические параметры зубчатых колес:
- диаметры длительных окружностей:
- диаметры окружностей вершин:
- диаметры окружностей впадин:
Ширина зубчатого венца венца шестерни и колеса:
Окружная скорость передачи:
V=π×d×n/60×1000 м/с=3.14×80,8×1470/60×1000=6,
В зависимости от V выбираем степень точности передачи.
5.4. Проверочный расчет зубьев на выносливость при изгибе.
Изгибная прочность зубчатого колеса определяется отношением допускаемого напряжения на изгиб к коэффициенту формы зуба , определяемого по графику в зависимости от эквивалентного числа зубьев (для прямозубых колес :
Если отношение , необходимо проверять на изгиб зубья шестерни и в формулу по определению напряжения подставляются .
Если отношение , проверяют зубья колеса и подставляются соответственно и .
Расчетные напряжения на изгиб определяются по формулам:
- для косозубой передачи:
Где – расчетный крутящий момент в шестерне;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца.
– коэффициент, учитывающий влияние динамической нагрузки.
– коэффициент, учитывающий наклон зубьев:
Если полученные напряжения окажутся больше допускаемых, необходимо увеличит модуль зацепления или выбрать другой материал.
5.5. Расчет передачи на контактную выносливость
Для работы передачи в пределах установленного ресурса времени расчетное значение контактного напряжения не должно превышать допускаемого значения.
Где – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей;
– коэффициент, учитывающий механические свойства материала, если шестерня или колесо выполнены из стали ;
– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий в зацеплении, для косозубых колес
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, выбирается в зависимости от окружной скорости V и степени точности передачи;
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении, увеличивается с возрастанием окружной скорости.
5.6. Проектировочный расчет открытой зубчатой передачи.
Открытая зубчатая передача рассчитывается на выносливость зубьев при изгибе. Предварительная величина модуля зацепления определяется по формуле:
Где – вспомогательный коэффициент, равный 12,5 для косозубой передачи.
Остальные составляющие получены в предыдущих расчетах. Полученный модуль согласовывают со стандартным значением и рассчитывают геометрические параметры передачи.
5.7. Определение сил, действующих в зацеплении.
В косозубой цилиндрической передаче нормальная сила Fn, действующая в плоскости зацепления, имеет три составляющие: окружную, радиальную и осевую: