Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:14, доклад
Основной проблемой современной семьи является утрата семейных традиций здорового, трезвого образа жизни и быта. Здоровая, крепкая семья, основанная на взаимном уважении, ответственности и жертвенности, перестает быть для современного человека ценностью, во многом из-за утраты духовно-нравственных ориентиров. Как учитель технологии, я пытаюсь решить задачу приобщения учащихся к русской народной культуре на своих уроках c помощью метода проектов. При этом акцент делаю на исследовательском подходе, развитии познавательных и творческих способностей учащихся.
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ К РУССКОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА
УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Основной проблемой современной семьи является утрата семейных традиций здорового, трезвого образа жизни и быта. Здоровая, крепкая семья, основанная на взаимном уважении, ответственности и жертвенности, перестает быть для современного человека ценностью, во многом из-за утраты духовно-нравственных ориентиров. Как учитель технологии, я пытаюсь решить задачу приобщения учащихся к русской народной культуре на своих уроках c помощью метода проектов. При этом акцент делаю на исследовательском подходе, развитии познавательных и творческих способностей учащихся.
Одним из приоритетных национальных направлений нашего правительства является «Семья». Основной проблемой современной семьи является утрата семейных традиций здорового, трезвого образа жизни и быта. Здоровая, крепкая семья, основанная на взаимном уважении, ответственности и жертвенности, перестает быть для современного человека ценностью, во многом из-за утраты духовно-нравственных ориентиров, прерывания культурных традиций и отсутствия положительного образа семейной жизни.
В
решении данной проблемы ведущая
роль должна принадлежать женщине-матери.
В руках женщины — созидание
культуры, семьи, спасение человечества
и общества в трудных современных
социально-экономических
Развитие личности человека, нравственное и духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век.
Содержание модуля “Обслуживающий труд” образовательной области “Технология” базисного учебного плана включает четыре раздела: «Технология обработки пищевых продуктов», «Культура дома», «Технология изготовления швейных изделий», «Художественная обработка материалов».
Наряду с практическими умениями школьницы приобретают знания о традиционных видах вышивания, изучают сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой узора традиционного русского костюма. Изучая предметы быта, девочки узнают об обрядах, традициях, о роли полотенца, пояса в жизни русского человека. Все это связывает художественное прошлое наших предков с настоящим и будущим русского народа. Кроме того, содержание этого курса направлено на выявление и развитие способностей детей в различных видах декоративно-прикладного искусства. В процессе обучения, перед школьниками раскрывается гармоничное взаимодействие всех поколений в семье и обществе (дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки). Они знакомятся с фольклорными жанрами (колыбельными песнями, поговорками, сказками, пословицами, прибаутками, загадками, преданиями). Овладевают знаниями русского земледельческого календаря, знакомятся с укладом жизни русского народа, а также с художественными промыслами России.
Особую значимость в процессе обучения имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).
На первом этапе учащимся выдаются творческие задания, касающиеся сбора информации по традициям, связанным с бытом, календарными и церковными праздниками. Затем, по мере изучения разделов обслуживающего труда, идет усложнение и увеличение по объему входящей в проект информации. Каждый проект начинается с исторической справки, в которой обязательно отслеживается та или иная тематика в традициях. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Использование
знаний русских национальных традиций
позволяет разрабатывать
В этом году, проектные работы учащихся 7- 8 класса были связаны с обрядовой культурой русского народа («Празднование рождества», «Светлая Пасха», «Широкая Масленица» и др).
Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям являются также разработки проектов фольклорных праздников-обрядов.
Несколько лет подряд, проводились школьные праздники «Широкая Масленица», по разработанным мною совместно с учителями русского языка и литературы и учащимися нами проектам, в которых приняли участие почти все учащиеся нашей школы. Нами были выпущены приглашения на праздник и буклеты, содержащие информацию о проведении масленичной недели и рецепты блинов – основного лакомства праздника. Таким образом, была заложена традиция проведения общешкольных народных праздников, которая продолжится и в следующем учебном году.
Я твердо убеждена, что приобщение учащихся к культуре русского народа необходимо начинать как можно раньше. Поэтому в 5 классе в период изучения быта наших предков, посещаем школьный музей, экспонаты которого расскажут много интересного о том времени. Пополняется музей предметами старины – не нужными в быту и устаревшими - постоянно, которые становятся экспонатами музея.
Проанализировав собственную педагогическую деятельность, считаю, что необходимо продолжать работу с детьми по приобщению к русской народной культуре с помощью метода проектов. Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Возрождение России – это возрождение русского народного творчества и русской культуры
Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим чувство единения на уровне нации, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации. Чем раньше происходит «погружение» детей в пласт народных традиций, тем органичнее закладывается фундамент его эстетических и нравственных идеалов.