Принципы универсального эволюционизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть в диалектической взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он сам погружен.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1.Принципы универсального эволюционизма............................................4
1.1 Системный подход..........................................................................4
1.2 Эволюционный подход...................................................................6
1.3 Термодинамический подход..........................................................8
2. Обоснование универсального эволюционизма....................................11
2.1 Теория нестационарной Вселенной..........................................11
2.2 Синергетика................................................................................13
2.3 Теория биологической эволюции. Концепция биосферы и ноосферы..............................................................................15
Заключение...........................................................................................................21

Работа содержит 1 файл

КСЕ.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

В книге «Научная мысль как планетное  явление» В.И.Вернадский анализирует  геологическую историю Земли  и утверждает, что наблюдается  переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой  геологической силы, научной мысли  человечества.

Ноосфера («мыслящая оболочка», сфера  разума) — высшая стадия развития биосферы. Это «сфера взаимодействия природы  и общества, в пределах которой  разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития».

Понятие «ноосфера» появилось в  связи с оценкой роли человека в эволюции биосферы. Непреходящая ценность учения В. И. Вернадского о  ноосфере именно в том, что он выявил геологическую роль жизни, живого вещества в планетарных процессах, в создании и развитии биосферы и всего разнообразия живых существ в ней. Среди  этих существ он выделил человека как мощную геологическую силу. Эта  сила способна оказывать влияние  на ход биогеохимических и других процессов в охваченной ее воздействием среде Земли и околоземном  пространстве. Вся эта среда весьма существенно изменяется человеком  благодаря его труду. Он способен перестроить ее согласно своим представлениям и потребностям, изменить фактически ту биосферу, которая складывалась в течение всей геологической  истории Земли.

В. И. Вернадский писал, что становление  ноосферы «есть не случайное явление  на нашей планете», «создание свободного разума», «человеческого гения», а «природное явление, резко материально проявляющееся  в своих следствиях в окружающей человека среде». Иными словами, ноосфера — окружающая человека среда, в которой  природные процессы обмена веществ  и энергии контролируются обществом.

Воздействие человеческого общества как единого целого на природу  по своему характеру резко отличается от воздействий других форм живого вещества. В. И. Вернадский писал: «Раньше  организмы влияли на историю тех  атомов, которые были нужны им для  роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя  на элементы, нужные для техники  и создания цивилизованных форм жизни», что и изменило «вечный бег  геохимических циклов».

Эти гениальные мысли В. И. Вернадского  позволили ряду ученых допустить  в дальнейшем и такой ход событий  в эволюции биосферы, как коэволюцию между человеческим обществом и  природной средой, в результате чего и возникнет ноосфера, но это будет  происходить благодаря «новым формам действия живого вещества на обмен  атомов живого вещества с косной материей». Он считал, что «геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, — ноосферы».

Анализируя представления В. И. Вернадского о ноосфере, Э. В. Гирусов  высказал мнение, что ломка развития человеческой деятельности должна идти не вопреки, а в унисон с организованностью  биосферы, ибо человечество, образуя  ноосферу, всеми своими корнями связано  с биосферой. Ноосфера — естественное и необходимое следствие человеческих усилий. Это преобразованная людьми биосфера соответственно познанным  и практически освоенным законам  ее строения и развития. Рассматривая такое развитие биосферы в ноосферу с позиций системного подхода, можно заключить, что ноосфера — это новое состояние некоторой глобальной суперсистемы как совокупности трех мощных подсистем: «человек», «производство» и «природа», как трех взаимосвязанных элементов при активной роли подсистемы «человек». Становление ноосферы, по В. И. Вернадскому, — процесс длительный, но ряд ученых полагают, что человечество уже вступило в период ноосферы, хотя многие считают, что пока об этом говорить рано, так как то, что сейчас происходит во взаимодействии человека и природы, трудно увязать с наступлением эпохи разума. Тем не менее, прогресс человеческого разума и научной мысли ноосферы налицо: они вышли уже за пределы биосферы Земли, в Космос и глубины литосферы (сверхглубокая Кольская скважина). По мнению многих ученых — ноосфера в будущем станет особой областью Солнечной системы. «Биосфера перейдет, так или иначе, рано или поздно в ноосферу. На определенном этапе развития человек вынужден взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию планеты, иначе у него не будет будущего», — утверждал В. И. Вернадский.

Эволюционная теория и созданная  на ее основе концепция биосферы и  ноосферы вносят существенный вклад  в обоснование идеи универсальной  взаимосвязанности всех процессов  и демонстрируют необратимый  характер эволюционных процессов, четко  обозначая в них фактор времени.

 Таким образом, можно констатировать, что в современной науке есть  необходимые естественнонаучные  данные, позволяющие обосновать  универсальный характер идеи  эволюции. С этих позиций глобальный  эволюционизм, включающий в свой  состав принципы эволюции и  системности, предстает как характеризующий  взаимосвязь самоорганизующихся  систем разной степени сложности  и объясняющий возникновение  новых структур .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно констатировать, что в современной  науке есть все необходимые естественнонаучные данные, позволяющие обосновать универсальный  характер эволюции. Причем эволюционный подход в науке второй половины ХХ века оказывается тесно связанным  с системным рассмотрением объектов. С этих позиций универсальный  эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и системности, предстает как характеризующий взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и раскрывающий механизмы возникновения новых структур в процессе развития. Такие структуры возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии, и формируются за счет флуктуаций и кооперативных эффектов, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, а эволюция, в конечном счете приобретает направленный характер.

Универсальный эволюционизм позволяет  рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и  включить неорганическую материю в  целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической  эволюции, закономерного и естественного  этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который сам человек погружен.

Принципы универсального эволюционизма  становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все  существующие специальные научные  картины мира и является основой  построения целостной общенаучной  картины мира, центральное место  в которой начинает занимать человек.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Витол Э.А. Научная картина мира и исследование будущего// Credo New №3 2007
    2. Гут А.Г., Стейнхардт П.Дж. Раздувающаяся Вселенная// В мире науки. №7, 1984 г.
    3. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., 1985 г.
    4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания//М: изд-во «Юнити», 2003 г.
    5. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994 г.

 

 


Информация о работе Принципы универсального эволюционизма