Предметы такелажного снабжения судна (канаты, торсы, блоги, гаки и т.д.) Такелажные работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

В морской практике такелажными работами также называются работы по подъёму и перемещению тяжёлых грузов грузоподъёмными машинами и приспособлениями на судостроительных заводах и в портах. Из подъёмных приспособлений и механизмов для подъёма относительно лёгких грузов наиболее распространены лебёдки, шпили, тали, гордени, гини, а также различные грузозахватывающие устройства и приспособления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Предметы такелажного оборудования……………………………………5

2. Тросы………………………………………………………………..………8

3. Морские узлы………………………………………………………...……..9

4. Сплесни и огоны…………………………………………………….…….13

5. Кранцы и швабры…………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………...….16

Работа содержит 1 файл

такелажноые работы.doc

— 207.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

на тему: «Предметы такелажного снабжения судна (канаты, торсы, блоги, гаки и т.д.) Такелажные работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 


Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Предметы такелажного оборудования……………………………………5

2. Тросы………………………………………………………………..………8

3. Морские узлы………………………………………………………...……..9

4. Сплесни и огоны…………………………………………………….…….13

5. Кранцы и швабры…………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………...….16


Введение

В начале данного реферата приведём общее определение такелажных работ.

Такелажные работы (англ. knotting and splicing) — работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на строящихся и ремонтируемых судах, а также оснащением их шкиперским снабжением.

Такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.

Для стоячего такелажа употребляются: на больших судах преимущественно стальной и железный трос, снаружи оцинкованный, как наиболее прочный и долго служащий; на мелких иногда берут ещё смолёные пеньковые или синтетические тросы. В некоторых частях стоячего такелажа употребляются цепи (напр. цепной борг — на котором висит нижний рей) — с короткими звеньями без распорок, для большей их гибкости.

Такелажные работы включают изготовление огонов и сплесеней, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов, изготовление различных предметов из парусины. Выполняются при помощи такелажного инструмента — сваек, драйков, мушкелей, полумушкелей, лопаток, гардаманов, зубил.

Основной объём такелажных работ производится на судостроительных и судоремонтных заводах в период монтажа судовых устройств (грузовых, якорных, рулевого, шлюпочных, швартовных, буксировочных, леерного, тентового, сигнальных). В судовых условиях выполняют мелкий ремонт и переоснастку такелажа.

В морской практике такелажными работами также называются работы по подъёму и перемещению тяжёлых грузов грузоподъёмными машинами и приспособлениями на судостроительных заводах и в портах. Из подъёмных приспособлений и механизмов для подъёма относительно лёгких грузов наиболее распространены лебёдки, шпили, тали, гордени, гини, а также различные грузозахватывающие устройства и приспособления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Предметы такелажного оборудования

К предметам такелажного оборудования относятся простейшие приспособления и устройства, служащие для присоединения такелажа судна к корпусу или к рангоуту, обтягивания и работы с ним. Основными предметами такелажного оборудования на современном судне с механическим двигателем являются блоки, гаки, скобы, обуха, рымы, коуши, талрепы.

Рымы и обуха. Для прикрепления коренных концов снастей такелажа к корпусу или к частям рангоута в соответствующих местах устанавливаются обуха и рымы.

Обухом называется любое кольцо или полукольцо, наглухо прикрепленное или приваренное к какой-либо части корпуса или рангоута и предназначенное для крепления такелажа. 

Рымом же называется металлическое кольцо, которое вставлено в обух и может свободно в нем поворачиваться. Места установки обухов должны выбираться с таким расчетом, чтобы они находились в плоскости прикрепляемой к ним снасти или, точнее, в плоскости силы, которая передается снастью на обух.

Коуши. Коуши предохраняют трос от перетирания при прикреплении его к скобам, гакам и т. п. Изготовляют коуши из чугуна или стали. Для растительных тросов употребляются только стальные коуши круглой или овальной формы.

Гаки. В зависимости от способа закрепления в подвеске гаки разделяются на обыкновенные и вертлюжные (рис 8). Обыкновенные гаки состоят из носка, спинки и обушка, которым он присоединяется к подвеске. Если обух и носок гака располагаются в одной плоскости, такой гак называют повернутым. Гак, у которого плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка, называется простым. В большинстве грузоподъемных механизмов при¬меняются вертлюжные гаки. Вместо обуха они имеют шейку — хвостовик, которой заделываются в одинарном или в двойном вертлюге.

Рис.   8.   Гаки (а — обыкновенный   простой;   б — обыкновенный повернутый в—вертлюжный;   г — судовой   грузовой   гак;    д — храпцы;    е—глаголь-гак); устройство гака: 1— обушок; 2 — спинка; 3 — носок гака

 Рис. 9. Такелажные скобы (а — прямая; б — изогнутая).Устройство скобы: 1— спинка; 2— лапки; 3— проушина; 4— штырь.

Такелажные скобы. Применяются на судах для соединения между собой отдельных цепей и тросов, а также для присоединения их к частям корпуса или рангоута. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря (рис.9). По своей форме такелажные скобы могут быть прямыми и изогнутыми. 

Чрезвычайно разнообразны по своему устройству специальные гаки, применяемые в различных грузозахватных приспособлениях, стопорах, найтовах и т. п. Из специальных гаков наиболее часто на судах встречаются складные гаки — храпцы и глаголь-гаки. Последние применяются, когда требуется быстро отдать снасть, находящуюся под натяжением.

Патентованные гаки представляют усовершенствованный глаголь-гак и применяются обычно в цепных стопорах. Гаки подбираются по допускаемой нагрузке. В необходимых случаях в грузоподъемных механизмах применяются двурогие гаки или гаки, имеющие на спинке прилив с проушиной, служащей для крепления оттяжки в целях предотвращения вращения груза на гаке; такие гаки называются пентер-гаками. При приемке гаков на судно необходимо проверять, чтобы на них не имелось трещин, раковин и других дефектов. Гаки должны быть оцинкованы или окрашены и иметь клеймо завода-изготовителя.

Талрепы. Наиболее простым является тросовый талреп, который основывается из растительного троса, проведенного несколько раз между двумя рымами или специальными коушами. Такие талрепы обычно применяются временно, в основном при креплении небольших грузовых мест, а также в стоячем такелаже шлюпок и т. п.
Чаще всего употребляются механические, так называемые винтовые талрепы (рис.10). По своей конструкции винтовые талрепы могут быть открытого и закрытого типов.

Рис. 10. Талрепы (а — закрытый; б— открытый; в — талреп CTWB; 
г— тал¬реп СТРС; д — пневматический)

Для прикрепления к ним снастей и других деталей талрепы (точнее их винты) могут оканчиваться проушинами, гаками или вилками. 
Также широко применяются блоки и тали.

 

 

 

 

2.      Тросы

Такелажными работами называются все работы с тросами при оснастке такелажа, ремонте буксиров, швартовных концов и др. Тросами называются изделия, овитые из стальных проволок или скрученные из растительных и синтетических волокон.

В зависимости от материала, из которого их изготовляют, тросы разделяются на растительные, стальные и синтетические. Растительные тросы бывают пеньковые, манильские сизальские и хлопчатобумажные (рис.1). Пеньковый трос может быть бельным и смоленым. Смоленый трос долговечнее, но немного слабее и тяжелее бельного. Из растительных тросов лучшими для швартовки судна являются пеньковые — бельные или смоленые. Они боятся сажи, высоких температур, масел и бензина. Если бельный трос в средине светлый, то качество его хорошее, если коричневого цвета и с запахом гнили, значит, прелый.

Рис.1

Стальные тросы изготовляют из оцинкованных проволок. Они большей крепости, чем растительные, но более жесткие, а поэтому не так удобны в работе. Чем больше проволок и сердечников в тросе, тем он мягче, эластичнее, тем удобнее с ним работать.
За тросами необходим уход: растительные после работы промывают в пресной воде, просушивают; стальные один раз в месяц смазывают канатной мазью или техническим вазелином. Кислоты и щелочи портят любые тросы.

Синтетические тросы имеют ряд существенных преимуществ: 
их прочность в 2.5—4 раза выше растительных — пеньковых. Они не подвержены коррозии и гниению и обладают хорошей эластичностью, гибкостью и большим удлинением при растяжении. 

Такелажный инструмент используется при работе с тросами (рис.2). При помощи свайки пробиваются пряди троса при заделке огонов, соединений тросов. 

Рис.  2.    Такелажный     инструмент.

Д р а е к применяется для обтягивания бензелей и марок, тренцевании и плетневании тросов, мушкель — деревянный молоток — для околачивания тросов. 

Гардаман — кожаный «наперсток» со стальной или медной головкой на ладони.

Кроме того, в набор такелажных инструментов входят нож, зубило, молоток и лопатка.
 

3.                  Морские узлы.

   При эксплуатации маломерных судов судоводителям неизбежно приходится использовать в своей практике морские узлы, даже и не подозревая об этом. Узлы используются для швартовки судов, привязывания якорей, связывания между собой веревок различной толщины и т.д.

В морской практике за многолетнюю историю существования парусного флота использовалось большое количество узлов. По различным данным, в мире насчитывается свыше 3,5 тысяч морских узлов, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что одни и те же узлы имеют различные названия в разных странах. 

Рассмотрим некоторые из них. Морские узлы служат для связывания тросов и скрепления их с какими-либо предметами, оборудованием и пр. Они должны быстро вязаться и развязываться, но самопроизвольно не распускаться. Основные узлы даны на рис. 3.

Прямой узел служит для скрепления двух концов троса небольшого диаметра (при небольшом растягивающем усилии во избежание затягивания узла).

Рифовый узел употребляется в том случае, когда требуется быстрая отдача связанных снастей, для чего нужно дернуть за свободный конец троса.

Удавка применяется для быстрого закрепления троса за бревно и другие круглые поверхности при буксировке. Для прочности узла и уменьшения скольжения на гладкой круглой поверхности дополнительно делается один-два шлага.

Выбленочный узел вяжется в том случае, когда есть предположение, что удавка сползет.

Простой штык применяется при креплении швартовов к рымам и палам. Разновидность его — штык с двумя шлагами, он не ползет и не затягивается.

Стопорный узел используется при креплении фалиней шлюпок, когда подается один буксирный трос на несколько шлюпок.

Шлюпочный узел служит для крепления шлюпки, например, при буксировке.

Гачный узел вяжется для закладывания растительного троса на гак.

Шкотовый узел применяется для ввязывания шкотов в шкотовые углы парусов. 


Рис.3. Морские узлы:
а — прямой; б — рифовый; в — удавка; г — выбленочный; д — простой штык; е — стопор¬ный узел; ж — шлюпочный узел; з- гачный узел; и — шкотовый (слева)   и   Брам-шкотовый (справа); к — плоский узел; л — буксирный; м —буйрепный узел.

Разновидность его — Брамшкотовый узел, употребляющийся при более сильных нагрузках.

Плоский узел используется для связывания тросов различной толщины, например, проводника с буксиром (чаще для этого применяется выбленочный узел с обратной петлей для развязывания).

Буксирный узел служит для закладывания буксирного конца на гак.

Буйрепный узел употребляется при вязании буйрепа за тренд якоря.
В современных условиях, при широком использовании различных систем и механизмов, на маломерном флоте применяется не более десятка морских узлов.     А в экзаменационных билетах встречается всего лишь два из них – «рифовый» и «шлюпочный».

Рифовый (прямой) узел. «Рифовый» узел получил свое название от слова «риф-штерт» – небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым «брали рифы», т.е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре.
                                         

Риф-штертысвязывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, «раздернуть». Для этой цели и применялся рифовый узел. Этот узел имеет и другое название – прямой узел. На маломерных судах он применяется в основном для связывания двух веревок примерно одинаковой толщины. В обиходе он известен под названием «узел с одним бантиком». Он знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках.

Информация о работе Предметы такелажного снабжения судна (канаты, торсы, блоги, гаки и т.д.) Такелажные работы