Наука и технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Описание работы

В настоящее время отношение к научному производству как профессии обусловлено, прежде всего, тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знали прежде, и что это положение сохранится и впредь. Не только внешне, но и внутренне дело обстоит таким образом, что отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации...Только благодаря строгой специализации человеку, работающему в науке, может быть, один-единственный раз в жизни дано ощутить во всей полноте, что вот ему удалось нечто такое, что останется надолго. Действительно, завершенная и дельная работа - в наши дни всегда специальная работа.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
1. Наука как профессия 4
Заключение 8
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Наука как призвание.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

   Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Физико  – технический факультет 

Кафедра «Инновационные технологии» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История науки и техникик»

На тему «Наука как профессия» 
 
 

Руководитель             Никифоров Александр Федорович
Студент Рыжов Илья Алексеевич
Группа  Фт-38072
 

                                                                            
 

Екатеринбург 2011

      ОГЛАВЛЕНИЕ

  Оглавление 2
  Введение 3
1. Наука  как  профессия 4
  Заключение 8
  Библиографический список 9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время отношение к  научному производству как профессии обусловлено, прежде всего, тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знали прежде, и что это положение сохранится и впредь. Не только внешне, но и внутренне дело обстоит таким образом, что отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации...Только благодаря строгой специализации человеку, работающему в науке, может быть, один-единственный раз в жизни дано ощутить во всей полноте, что вот ему удалось нечто такое, что останется надолго. Действительно, завершенная и дельная работа - в наши дни всегда специальная работа.

     Однако  даже при наличии страсти, какой  бы глубокой и подлинной она ни была, еще долго можно не получать результатов. Правда, страсть является предварительным условием самого главного - "вдохновения". Сегодня среди молодежи очень распространено представление, что наука стала чем-то вроде арифметической задачи, что она создается в лабораториях или с помощью статистических картотек одним только холодным рассудком, а не всей "душой", так же как "на фабрике". И там и здесь человеку нужна идея, и притом идея верная, и только благодаря этому условию он сможет сделать нечто полноценное. Но ведь ничего не приходит в голову по желанию. Одним холодным расчетом ничего не достигнешь. Конечно, расчет тоже составляет необходимое предварительное условие.

     Идея  подготавливается только на основе упорного труда. Она приходит в голову, когда её не ждешь.  
 
 
 

  1. Наука как профессия

     Научный работник должен примириться также  с тем риском, которым сопровождается всякая научная работа: придет "вдохновение" или не придет? Можно быть превосходным работником и ни разу не сделать собственного важного открытия... Есть ли у кого-то научное вдохновение, - зависит от скрытых от нас судеб, а кроме того, от "дара". Эта несомненная истина сыграла не последнюю роль в возникновении именно у молодежи очень популярной установки служить некоторым идолам; их культ, как мы видим, широко практикуется сегодня на всех перекрестках и во всех журналах. Эти идолы - "личность" и "переживание". Они тесно связаны: господствует представление, что последнее создает первую и составляет ее принадлежность. Люди мучительно заставляют себя "переживать", ибо " переживание" неотъемлемо от образа жизни, подобающего личности, а в случае неудачи нужно по крайней мере делать вид, что у тебя есть этот небесный дар.

     "Личностью"  в научной сфере является только  тот, кто служит лишь одному  делу.

     Научная работа вплетена в движение прогресса. Напротив, в области искусства  в этом смысле не существует никакого прогресса. Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет; отдельный индивид лично для себя может по-разному оценивать его значение, но никто никогда не сможет сказать о художественно совершенном произведении, что его "превзошло" другое произведение, в равной степени совершенное.

     Напротив, каждый из нас знает, что сделанное  им в области науки устареет через 10, 20. 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые "вопросы", оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто хочет служить науке. Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение, доставляя "наслаждение" своими художественными качествами или оставаясь средством обучения научной работе. Но быть превзойденными в научном отношении - не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в бесконечность.

     И тем самым мы приходим к проблеме смысла науки. Зачем наука занимается тем, что в действительности никогда не кончается и не может закончиться? Ответ: ради чисто практических, технических целей.

     Научный прогресс является частью, и притом важнейшей частью, того процесса интеллектуализации, который происходит с нами на протяжении тысячелетий и по отношению к которому в настоящее время обычно занимают крайне негативную позицию.

     Тот, кто включен в движение прогресса, всегда оказывается перед лицом  дальнейшего прогресса. Умирающий  человек не достигнет вершины - эта вершина уходит в бесконечность.

     Что означает наука как профессия  и призвание для человека, посвятившего ей себя? Каково призвание науки  в жизни всего человечества? Какова ее ценность? Здесь противоположность между прежним и современным пониманием науки разительная. Вспомните удивительный образ, приведенный Платоном в начале седьмой книги "Государства", - образ людей, прикованных к пещере, чьи лица обращены к ее стене, а источник света находится позади них, так что они не могут его видеть; поэтому они заняты только тенями, отбрасываемыми на стену, и пытаются объяснить их смысл. Но вот одному из них удается освободиться от цепей, он оборачивается и видит солнце. Ослепленный, этот человек ощупью находит себе путь и, заикаясь, рассказывает о том, что видел. Но другие считают его безумным. Однако постепенно он учится созерцать свет, и теперь его задача состоит в том, чтобы спуститься к людям в пещеру и вывести их к свету. Этот человек - философ, а солнце - истина науки, которая одна не гоняется за призраками и тенями, а стремится к истинному бытию.

     Инструменты научной работы: - понятия, - рациональный эксперимент.

     Если  наука что и может сделать, так это скорее убить веру в  то, будто вообще существует нечто  такое, как "смысл" мира! Избавление от рационализма и интеллектуализма науки есть основная предпосылка жизни в единстве с божественным - такой или тождественный ему по смыслу тезис стал основным лозунгом нашей религиозно настроенной или стремящейся обрести религиозное переживание молодежи.

     В чем же состоит смысл науки как профессии теперь, когда рассеялись все прежние иллюзии, благодаря которым наука выступала как "путь к истинному бытию", "путь к истинному искусству", "путь к истинной природе", "путь к истинному Богу", "путь к истинному счастью"? Самый простой ответ на этот вопрос дал Толстой: она лишена смысла, потому что не дает никакого ответа на единственно важные для нас вопросы: "Что нам делать?", "Как нам жить?".

     Если  он [преподаватель] спросит, почему он не должен обсуждать проблемы в аудитории, то ему следует ответить: пророку и демагогу не место на кафедре в учебной аудитории. Пророку и демагогу сказано: "Иди на улицу в говори открыто". Это значит: иди туда, где возможна критика. В аудитории преподаватель сидит напротив своих слушателей: они должны молчать, а он - говорить. И я считаю безответственным пользоваться тем, что студенты ради своего будущего должны посещать лекции преподавателей и что там нет никого, кто мог бы выступить против него с критикой; пользоваться своими знаниями и научным опытом не для того, чтобы принести пользу слушателям - в чем состоит задача преподавателя, - а для того, чтобы привить им свои личные политические взгляды. У академического преподавателя должно быть желание принести пользу своими знаниями и своим методом.

     Если  преподаватель способный, то его  первая задача состоит в том, чтобы  научить своих учеников признавать неудобные факты.

     ...Проблемой  "призвания" в науке. Во-первых, наука прежде всего разрабатывает технику овладения жизнью - как внешними вещами, так и поступками людей - путем расчета.  Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними. 
Третье - обретении ясности. Разумеется, при условии, что она есть у нас самих.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и  служащая делу самосознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение, и не составная часть размышления  мудрецов и философов о смысле мира.

     Одной только тоской и ожиданием ничего не сделаешь, и нужно действовать  по-иному - нужно обратиться к своей  работе и соответствовать "требованию дня" - как человечески, так и  профессионально. А данное требование будет простым и ясным, если каждый найдет своего демона и будет послушен этому демону, ткущему нить его жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Андрюхина Л.М. “Научная культура как гуманитарное пространство самоопределения человека в XXI веке”.
  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Избранные произведения. – М., 1990.
  3. www. inf-man. ru Биография Макса Вебера.

Информация о работе Наука и технологии