Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:16, курсовая работа
Цель работы - выявление эффективных методов работы по социальной поддержке молодой семьи. Для реализации цели поставлены задачи:
1. определить понятие и сущность семьи;
2. выявить проблемы молодых семей;
3. рассмотреть особенности социальной работы с молодой семьей;
Введение………………………………………………………………………...3
1. Молодая семья: понятие и основные проблемы………………..……....6
1.1 Молодая семья: понятие, сущность, тенденции развития…………..6
1.2 Проблемы молодых семей……………………………………………10
2. Возможности решения проблем молодой семьи…..………………… 16
2.1 Формы и методы социальной работы по решению
проблем молодой семьи…………………………………………....16
2.2 Социальная работа в решении проблем
молодых семей……………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников и литературы………………...……..31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Российский государственный социальный университет»
в г. Рузе
Курсовая работа
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ
Выполнила: студентка 3 курса
очного отделения
специальность: социальная работа
Савина Ольга
Проверила
: Коломеец Е.В.
______________________________
Содержание
Введение…………………………………………………………
проблем
молодой семьи………………………………………….
молодых семей……………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы………………...……..31
Введение.
Каждая
семья представляет собой малую
социально-психологическую
В наше время существует множество разновидностей семей, но я подробнее остановилась на молодой семье, ведь от того, как будет происходить развитие и становлении молодой семьи, на начальных этапах совместной жизни супругов, будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом.
Актуальность темы. На общем жизненном пути молодым супругам приходится сталкиваться с многочисленными проблемами и трудностями, многие из них молодая семья не в состоянии решить самостоятельно и ей просто необходима помощь квалифицированного специалиста. Поэтому в современных условиях развития общества проблема становления молодой семьи с каждым днем приобретает все большую актуальность, а роль социального работника в сохранении семьи и предоставлении ей необходимой помощи постоянно возрастает.
Степень научной разработанности. У истоков социологии семьи стояли европейские ученые - статистики Рилз и Ле Пле. Они предприняли попытку изучения влияния социальных факторов (индустриализации, урбанизации, образования и религии и др.) на формы семейного общежития, структуру семьи и ее экономическое благополучие. С тех пор семья находится в центре постоянного внимания социологов. Семья рассматривается ими как социальный институт и малая социальная группа. В центре внимания российской социологии находятся самые разнообразные проблемы семьи (социальные, экономические, демографические, культурные, бытовые), ее стабильности и развития.
Проблемы развития и становления молодой семьи нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Бочарова В.Г., Зубкова Т.С., Меньшутин В.П., Мустаева Ф.А., Герасимович Г.И., Ничипоров Б.В., Басов Н.Ф., Шнейдер Л.Б., Антонов А. И. в своей работе «Социология семьи» описывают историю становления, функции и структуру семьи; Гаспарян Ю. А. в своей книге «Семья на пороге 21 века» анализирует теоретические споры и социологические исследования вокруг кризиса семьи, и еще много других авторов изучают проблемы семьи в разных областях.
Проблемой курсового исследования является неэффективная реализация формирования и развития системы социального обслуживания молодых семей, что в свою очередь ведет к низкому уровню социальной работы с молодой семьёй, что недопустимо в современных российских условиях.
Объект: молодая семья.
Предмет: современные проблемы молодой семьи и их решение.
Цель работы - выявление эффективных методов работы по социальной поддержке молодой семьи. Для реализации цели поставлены задачи:
В написании работы использовались работы таких авторов как Гребенников И. В., Гидденс Э., Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. и др., в которых показана работа с семьей, ее структурные и функциональные изменения, формы и методы социальной работы с молодыми семьями.
Курсовая
работа состоит из ведения, основной
части, заключения и списка литературы.
Основная часть содержит две главы:
1- Молодая семья: понятие и основные
проблемы, 2- Возможности решения
проблем молодой семьи.
Семья
– это малая социально-
Так как семья – органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, невозможно исследовать, или описать её каким-либо одним способом, или воздействовать на одно обособленное звено.
В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.
Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении её инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности.
Молодая семья – одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков – следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей.
Молодая семья – это рожающая семья. У нашего народа довольно устойчивы представления о всеобщности семейного предназначения каждого человека, а семья мыслится обязательно семьей с детьми. Одного ребенка производит на свет почти каждая семья, где родители по состоянию здоровья к этому способны. И, чаще всего, ребенок появляется на свет впервые годы брака. Пользоваться средствами планирования семьи супруги начинают, как правило, после его рождения, в случае же, если у них есть установка на семью с более чем одним ребенком, и если с первым малышом всё прошло благополучно, в первые же пять лет на свет появляется второй ребёнок, хотя только у половины семей.
Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п. Рассмотрим подробно период становления молодой семьи, так как он выявляет и определяет основные трудности и проблемы в семье. Именно в это время молодая семья нуждается в определённой поддержке «извне» и, тем самым, становится объектом социальной работы.
Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить всё, что дорого ему (её). И в начале совместной жизни ярко поступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида.
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.
Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69%.1
Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.
Готовность к созданию семьи и её благополучия во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психо - эмоциональные трудности стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.
Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало вполне справедливых предостережений. И всё же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов. Как правило, длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений.
Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%, Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям.1
Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый материально - психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.
Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.