Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:32, реферат
Родился в Петербурге 1861 году. Учился в Рижском политехническом институте и был исключен из него за политическую деятельность, без права поступления в любое высшее учебное заведение в России. Поэтому он поехал учиться в Германию, где в 1884 году закончил с отличием высшее техническое училище в Дармштадте и поступил на работу конструктором на заводы электротехнической компании «Deutsche Edison-Gesellschaft für angewandte Elektricität» (в последствии фирма AEG; с 1909 – директор этой фирмы).
Введение – стр.2
1.Основные этапы развития электротехники – стр.3-6
2.Трехфазная система и асинхронный двигатель – стр.7-13
3.Первая трехфазная линия электропередач – стр.14-17
4.Великий электротехник –стр.18-19
5.От ГОЭЛРО до наших дней –стр. 20-22
Заключение –стр. 23-24
Использованная литература –стр.25
Осенью 1888 г. Доливо-Добровольский прочел доклад Феррариса о вращающемся магнитном поле и был крайне удивлен его выводом о практическом непригодности индукционного электродвигателя. Еще до этого Доливо-Добровольский заметил, что если замкнуть накоротко обмотку якоря двигателя постоянного тока при его торможении (т.е. в опыте динамического торможения), то возникает большой тормозящий момент. «Я тотчас же сказал себе, – вспоминал позднее Доливо-Добровольский, – что если сделать вращающееся поле по методу Феррариса и поместить в него такой короткозамкнутый якорь малого сопротивления, то этот якорь скорее сам сгорит, чем будет вращаться с небольшим числом оборотов. Мысленно я прямо представил себе электродвигатель многофазного тока с ничтожным скольжением».
Так Доливо-Добровольский пришел к выводу о нецелесообразности изготовления обмотки ротора с таким большим сопротивлением, при котором ротор имел бы скольжение около 50 %. В стержнях обмотки малого сопротивления при небольшом скольжении возникнут токи, которые в достаточно сильном поле статора создадут значительный врашаюший момент.
Усиленная деятельность
в этом направлении в
Первым важным шагом, который сделал Доливо-Добровольский, было изобретение ротора с обмоткой в виде беличьей клетки.
Для уменьшения сопротивления
обмотки ротора лучшим
Стр.8
просверленные по периферии последней каналы закладывать медные
стержни (что уменьшает
электрическое сопротивление
На лобовых частях
ротора эти стержни должны
быть хорошо электрически
Стр.9
На рис.1. представлены чертежи из первого патента Доливо-Добровольского в области трехфазной системы. Этим патентом Доливо-Добровольский закрепил за собой изобретение ротора с беличьей клеткой, то есть той конструкции ротора асинхронного двигателя, которая принципиально сохранилась в том же виде и до настоящего времени.
Системе трех «сопряженных» токов Доливо-Добровольский дал специальное наименование «Drehstrorm», что в переводе на русский язык означает «вращающий ток». Указанный термин, хорошо характеризующий способность образовывать вращающееся магнитное поле, до настоящего времени сохранился в немецкой литературе.
Весной 1889 г. был
построен первый трехфазный
Поражает конструктивная
законченность первых
Вслед за первым
одноякорным преобразователем
Важным достижением Доливо-
Стр.10
обмотку статора распределенной
по всей его окружности, благодаря
чему значительно уменьшилось
Новое затруднение
в развитии трехфазной техники
возникло в связи с
М.О. Доливо-Добровольский в 1890 г. изготовил двигатель с короткозамкнутым ротором мощностью примерно 3,7 кВт и при первом же испытании установил значительное ухудшение пусковых свойств. Причина этого заключалась в том, что короткозамкнутый ротор был «слишком замкнут накоротко». При увеличении сопротивления обмотки ротора пусковые условия заметно улучшались, но рабочие характеристики двигателя ухудшались. Анализ возникших затруднений привел к созданию так называемого фазного ротора, то есть такого, обмотка которого делается, подобно обмотке статора, трехфазной и концы которой соединяются с тремя кольцами, насаженными на вал. С помощью щеток эти кольца соединяются с пусковым реостатом. Таким образом, в момент пуска включается в цепь ротора большое сопротивление, которое выводится по мере нарастания частоты вращения.
Но фазный ротор
требовал устройства на валу
контактных колец, а это
В статьях и докладах Доливо-Добровольского содержится много рассуждений о недопустимости сосредоточенных обмоток в машинах переменного тока, о пульсациях намагничивающей силы, о повышенном магнитном рассеянии, ухудшающем условия пуска. Налицо формирование элементов теории асинхронных машин. Конструктивные же формы созданных Доливо-Добровольским двигателей были настолько совершенны, что не претерпели сколько-нибудь существенных изменений за 100 лет
стр.11
своего существования.
В 1917 г. Доливо-Добровольский написал статью «Из истории трехфазного тока», где в частности отмечал: «Трудно понять, почему Тесла с упорством отстаивал несопряженный двухфазный ток, в то время как мы здесь с самого начала взялись за трехфазную систему. Мне, впрочем, кажется, что немногие люди верили в лучшие свойства электродвигателей при трех фазах вместо двух. Многие заинтересовались трехфазной системой лишь после того, как стало ясно, что она приводит к уменьшению сечения проводов». А в другой статье он указывал, что «...бесспорным останется технический приоритет того изобретателя или фирмы, которые сумели сделать свое открытие жизнеспособным и на основании своей идеи и опыта создать применимый технический агрегат. Заслуга практической разработки и технического воплощения системы многофазного тока безусловно принадлежит АЭГ, что не должно снижать научной ценности открытий проф. Феррариса и Тесла».
Трехфазная система
не получила бы в первые
же годы своего существования
быстрого распространения,
В 1889 г. Доливо-Добровольский изобрел трехфазный трансформатор. Вначале это был трансформатор с радиальным расположением сердечников. Его конструкция еще напоминает машину с выступающими полюсами, в которой устранен воздушный зазор, а обмотки ротора перенесены на стержни. Затем было предложено несколько конструкций так называемых «призматических» трансформаторов, в которых удалось получить более компактную форму магнитопровода. Наконец, в октябре 1891 г. была сделана патентная заявка на трехфазный трансформатор с параллельными стержнями, расположенными в одной плоскости. В принципе эта конструкция сохранилась по настоящее время.
Целям электропередачи отвечали также работы, связанные с изучением схем трехфазной цепи. В 80–90-х годах прошлого века значительное место в электропотреблении занимала осветительная нагрузка, которая часто вносила существенную несимметрию в систему. Кроме того, иногда было желательно иметь в своем распоряжении не одно, а два напряжения: одно для осветительной нагрузки, другое, повышенное, для силовой.
Чтобы можно было регулировать напряжениие в отдельных фазах и располагать двумя напряжениями в системе (фазным и линейным), Доливо-
стр.12
Добровольский разработал в 1890г. четырехпроводную схему трехфазной цепи, или, иначе, систему с нейтральным проводом. Одновременно он указал, что вместо нейтрального, или нулевого, провода можно использовать землю. Доливо-Добровольский обосновал свои предложения доказательством того, что четырехпроводная трехфазная система допускает определенную несимметрию нагрузки; при этом напряжение на зажимах каждой фазы будет оставаться неизменным. Для регулирования напряжения в отдельных фазах четырехпроводной системы Доливо-Добровольский предложил использовать изобретенный им трехфазный автотрансформатор.
Изучение истории
техники трехфазных цепей
Стр.13
3. Первая трехфазная линия электропередач.
Рождения электрификации
Поводом к организации
этой выставки явились
Организаторы Франкфуртской выставки по инициативе видно-го немецкого электротехника О. фон Миллера предложили фирме АЭГ, в которой в то время работал Долнво-Добровольский, передать посредством электричества энергию водопада на р. Неккар (близ местечка Лауфен) на территорию выставки во Франкфурт. Расстояние между этими двумя пунктами составляло 170 км. В Лауфене в распоряжение строителей передачи выделялась турбина, дававшая полезную мощность около 300 л.с.
До этого времени дальность электропередачи, не считая нескольких опытных установок, не превышала 15 км, и некоторые компетентные специалисты полагали, что кпд установки может оказаться ниже 50 %.
Правление фирмы
АЭГ согласилось осуществить
электропередачу, и Доливо-
Стр.14
опытных конструкциях не могло быть и речи. Доливо-Добровольский писал по поводу возникшей задачи: "Если я не хотел навлечь на мой трехфазный ток несмываемого позора и подвергнуть его недоверию, которое вряд ли удалось бы потом быстро рассеять, я обязан был принять на себя эту задачу и разрешить ее. В противном случае опыты Лауфен – Франкфурт и многое, что должно было затем развиваться на их основе, пошли бы по пути применения однофазного тока".
Информация о работе М.О.Доливо-Добровольский как электротехник