Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа
Трехмерная компьютерная графика и автоматизация проектирования в AutoCAD 2007 представляет собой достаточно мощную среду трехмерного черчения, особенно в области твердотельного моделирования. В AutoCAD 2007 инструменты твердотельного моделирования, присутствовавшие во всех предыдущих версиях, были значительно доработаны и улучшены. AutoCAD уже не является системой автоматического проектирования (САПР) двухмерного черчения с добавлением средств для работы в трехмерном пространстве, а представляет собой мощный пакет, позволяющий как создавать традиционные чертежи, так и профессионально работать с трехмерными моделями.
Введение 5
1 Постановка задачи 6
2 Подготовка рабочей среды в AutoCAD 7
2.1 Общие сведения 7
2.2 Настройка видов 8
2.3 Определение параметров вывода на печать 10
2.4 Настройка параметров чертежа 11
2.4.1 Установка размера чертежа 11
2.4.2 Установка точности линейных и угловых единиц измерения 12
2.4.3 Установка шага курсора и координатной сетки 13
3 Выбор используемых элементов модели, стилей 14
3.1 Выбор используемых стилей 14
3.1.1 Текстовые стили 14
3.1.2 Размерные стили 15
3.2 Штриховка 18
3.3 Двумерные графические примитивы 23
3.4 Трёхмерные графические примитивы 25
4 Метод построения моделей 26
4.1 Построение с использованием отношений 26
4.2 Построение с использованием преобразований 26
4.3 Построение кривых 27
4.4 Построение поверхностей 28
5 Тип модели 29
6 Удаление скрытых линий и поверхностей. Реалистичное представление
сцен 30
6.1 Удаление скрытых линий и поверхностей 30
6.1.1 Классификация методов удаления невидимых частей 30
6.1.2 Алгоритмы удаления линий 30
6.1.3 Подавление скрытых линий и раскрашивание 31
6.2 Реалистичное представление сцен 33
6.2.1 Модели закраски 33
6.4 Освещение и тени 35
Заключение 42
Список использованной литературы
Рисунок 3.7 - Пример контура, заштрихованного стилем Normal
Рисунок 3.8 - Пример контура, заштрихованного стилем Ignore
При использовании
стиля Outer штрихование производится
от внешнего контура и окончательно прекращается
при первом обнаруженном пересечении.
Стили Normal, Ignore и Outer устанавливаются в
области Island detection style на вкладке Advanced диалогового
окна Boundary Hatch (Штриховка и градиент) (рисунок
3.10).
Если на пути линии штриховки встречаются
текст, атрибут, форма, полоса или закрашенная
фигура и данный объект входит в набор
контуров, AutoCAD не наносит на него штриховку.
В результате, например, читаемость текста,
размещенного внутри заштрихованного
контура, не ухудшается. Если же перечисленные
объекты также нужно заштриховывать, следует
воспользоваться стилем Ignore.
Рисунок 3.9 - Пример контура, заштрихованного
стилем Outer
Рисунок 3.10 - Диалоговое окно определения стилей штриховки
Выбор образца штриховки можно осуществить в окне инструментальной палитры перетащив образец штриховки на заданный контур.
Использование штриховки наглядно представлено в Графической части, 2 и 3 листы.[3]
3.3 Двумерные графические примитивы
Любой рисунок может быть разбит на простейшие части, которые в системе AutoCAD носят название примитивов. Примитивы могут быть простыми и сложными. К простым примитивам относятся следующие объекты: точка, отрезок, круг (окружность), дуга, прямая, луч, эллипс, сплайн, текст.
В курсовом проекте при построении осевых линий и проекций использованы двумерные элементы, такие как отрезок, прямоугольник, полилинии. Все рассматриваемые команды группируются в меню Draw.
Отрезок - является одним из наиболее простых и часто используемых примитивов.
Командная строка: LINE (L)
Инструментальная панель: Draw > LINE
В ответ на команду система выдает первый запрос:
Specify first point (Задайте первую точку):
Возможные ответы:
- ввести
координаты точки начала
Дополнительный запрос: Length of line (Длина отрезка):
Последующие запросы системы:
Specify next point or [Close/Undo] (Задайте следующую точку):
Возможные ответы:
- ввести
координаты конечной точки
- ввести С, если необходимо соединить текущую и первую точки ломаной линии (получить замкнутый многоугольник).
Толщина линий, вычерчиваемых с помощью команды LINE, не задается и соответствует толщине, установленной для текущего слоя.
Прямоугольник
Команда RECTANGLE
Назначение: используется для вычерчивания прямоугольников
Командная строка: RECTANGLE (REC)
Инструментальная панель: Draw > Rectangle
В ответ на команду система выдает запрос и список дополнительных параметров:
Specify first
corner point or [Chamfer/Elevation/Fillet/
Возможные ответы:
ввести с помощью клавиатуры координаты первой из двух диагональных точек, определяющих прямоугольник (указать местоположение первого угла прямоугольника на экране).
Второй запрос системы: Specify other corner point:
Возможные ответы:
ввести с помощью клавиатуры координаты точки другого диагонального угла прямоугольника (указать графическим курсором другую вершину прямоугольника).
Команда RECTANGLE формирует полилинию, поэтому прямоугольник можно рассматривать как единый объект.
Полилиния
Команда PLINE
Назначение: служит для вычерчивания линии заданной толщины, состоящей из непрерывной последовательности отрезков прямых линий и дуг окружностей.
Командная строка: PLINE (PL)
Инструментальная панель: Draw > Polyline
В ответ на команду система выдает запрос:
Specify start point (Задайте начальную точку):
Возможные ответы:
- ввести
координаты точки начала
После ввода данных в командной строке появляется сообщение о текущей толщине полилинии, а в следующей строке приводится запрос системы и список параметров команды:
Current line-width is 0.0000 (Текущая ширина линии равна 0.0000)
Specify next
point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/
По умолчанию используется режим вычерчивания отрезков прямых линий.
Возможные ответы на запрос системы по умолчанию:
- ввести
координаты конечной точки
Иные возможные ответы в режиме вычерчивания отрезков прямых линий:
С используется, если необходимо соединить начальную и текущую точки полилинии отрезком прямой; после вычерчивания этого отрезка система заканчивает работу с командой;
А используется для построения дуги окружности при известном центральном угле, при этом система инициирует следующие запросы:
Specify included angle:
Specify endpoint of arc or [CEnter/Radius]:
СЕ (для последующего ввода численных значений координат центра дуги) или R (для последующего ввода численных значений радиуса дуги).
L используется для перехода к режиму вычерчивания отрезков прямых линий.[5]
3.4 Трёхмерные графические примитивы
Система AutoCAD включает в себя достаточно широкий спектр средств трехмерного моделирования. Они позволяют работать как с простейшими примитивами, так и со сложными поверхностями и твердыми телами.
В курсовом проекте при построении 3D модели использованы такие элементы, как параллелепипед, цилиндр. Все рассматриваемые команды группируются в меню Draw>Solids (см. Графическую часть, листы 1 и 4).
Построение с использованием отношений заключается в том, что задаются:
- элемент, подлежащий построению;
- список отношений и элементы, к которым относятся отношения.
При общем способе реализации построение по заданным отношениям можно представить в виде процедуры состоящей из двух шагов:
- на основе заданных типов отношений, элементов и параметров строится система алгебраических уравнений;
- решается построенная система уравнений.
Очевидное достоинство такого способа – простота расширения системы для введения нового отношения достаточно просто написать соответствующие уравнения.
Основные проблемы такого способа заключаются в следующем:
- построенная система уравнений может иметь несколько решений, поэтому требуется выбрать одно из них, например, в диалоговом режиме;
- система уравнений может оказаться нелинейной, решаемой приближенными методами, что может потребовать диалога для выбора метода приближенного решения.
В связи с отмеченными проблемами общий подход реализован только в наиболее современных системах и при достаточно высоком уровне разработчиков в области вычислительной математики. Большинство же систем реализует частный подход.
Преимущества такого подхода ясны – проще писать систему. Не менее очевидны и недостатки, когда пользователю требуется использовать сильно разветвленные меню и/или запоминать маловразумительные сокращения или пиктограммы, так как обычно число требуемых вариантов построения исчисляется сотнями.[2]
Построение нового объекта с использованием преобразований заключается в следующем:
- задается преобразуемый объект;
- задается преобразование (это может быть обычное аффинное преобра-зование, определяемое матрицей, или некоторое деформирующее преобразование, например, замена одного отрезка контура ломаной);
-выполнение преобразования; в случае аффинного преобразования для векторов всех характерных точек преобразуемого объекта выполняется умножение на матрицу; для углов вначале переходят к точкам и затем выполняют преобразование.
В курсовом проекте используются два основных способа формирования геометрических элементов моделей – это построение по заданным отношениям (ограничениям) и построение с использованием преобразований (см. Графическую часть, 1 и 3 листы).[2]
Важное значение при формировании как 2D, так и 3D моделей имеет построение элементарных кривых. Кривые строятся, в основном, следующими способами:
- той или иной интерполяцией по точкам;
- вычислением конических сечений;
- расчетом пересечения поверхностей;
- выполнением преобразования некоторой кривой;
- формированием замкнутых или разомкнутых контуров из отдельных сегментов, например, отрезков прямых, дуг конических сечений или произвольных кривых.
В качестве последних обычно используются параметрические кубические кривые, так как это наименьшая степень, при которой обеспечиваются:
- непрерывность значения первой (второй) производной в точках сшивки сегментов кривых;
- возможность задания неплоских кривых.
Параметрическое представление кривых
выбирается по целому ряду причин, в
том числе потому, что зачастую
объекты могут иметь
Существует много методов
- метод Безье, широко используемый в интерактивных приложениях, в нем задаются положения конечных точек кривой, а значения первой производной задаются неявно с помощью двух других точек, обычно не лежащих на кривой;
- метод В-сплайнов, при котором конечные точки не лежат на кривой и на концах сегментов обеспечивается непрерывность первой и второй производных.
В форме Безье кривая в общем случае задается в виде полинома Бернштейна. При этом крайние точки управляющей ломаной и кривой совпадают, а наклоны первого и последнего звеньев ломаной совпадают с наклоном кривой в соответствующих точках.
Используются и многие другие методы, например, метод Эрмита, при котором задаются положения конечных точек кривой и значения первой производной в них.
Общее в упомянутых подходах состоит в том, что искомая кривая строится с использованием набора управляющих точек.[2]
Основные способы построения поверхностей:
- интерполяцией по точкам;
- перемещением образующей кривой по заданной траектории (кинематический метод);
- деформацией исходной поверхности;
- построением поверхности эквидистантой к исходной;
- кинематический принцип;
- операции добавления/удаления в структуре;
- теоретико-множественные (булевские) операции.
Широко используется бикубические параметрические куски, с помощью которых сложная криволинейная поверхность аппроксимируется набором отдельных кусков с обеспечением непрерывности значения функции и первой (второй) производной при переходе от одного куска к другому.
Аналогично случаю с параметрическими кубическими кривыми, наиболее применимыми являются:
- форма Безье;
- форма В-сплайнов;
- форма Эрмита.[2]
Система AutoCAD позволяет работать как простейшими примитивами, так и со сложными поверхностями и твердыми телами. Базовые типы пространственных моделей, используемых в AutoCAD, можно условно разделить на три группы:
- каркасные модели;
- модели поверхностей;
- твердотельные модели.
Каркасная
модель - это совокупность отрезков
и кривых, определяющих ребра фигуры.
В каркасном моделировании
Поверхностная модель - это совокупность поверхностей, ограничивающих и определяющих трехмерный объект в пространстве, Моделирование поверхностей применяется для детальной отработки внешнего облика изделия. Моделирование с помощью поверхностей является более сложным процессом, так как здесь описываются не только ребра трехмерного объекта, но и его грани. Создаваемые при этом объекты характеризуются лишь конфигурацией своей поверхности и поэтому не пригодны для решения таких задач, как определение информационно-массовых характеристик изделия или получение необходимых изображений для оформления чертежей. Область применения данного вида моделирования - дизайн, решение задач компоновки сложных изделий и т. п. Набор средств моделирования поверхностей системы весьма широк и позволяет создавать пространственные объекты практически любой формы.
Информация о работе Моделирование объекта в трехмерном пространстве