Методы снижения токсичности отработанных газов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является проблема загрязнения окружающей среды, в том числе загрязнение атмосферного воздуха. Уже ни для кого не секрет, что основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Достаточно отметить, что, согласно данным Минздрава РФ, на долю автотранспорта в ряде регионов России приходится свыше 70% от общего объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе в Пензенской области – 77%, в Санкт-Петербурге – 71%, в Воронежской области – 77%, в Краснодарском крае – 78%. А в Москве в 2001 году все заводы выбросили в атмосферу загрязняющих веществ в 6,5 раз меньше, чем автомобильный транспорт.
Учитывая, что с каждым годом число автомобилей неуклонно растет, снижению токсичности и нейтрализации отработанных газ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТОКСИЧНОСТЬ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 7
1.1 Принцип работы двигателя внутреннего сгорания 7
1.2 Состав отработанных газов 10
1.3 Влияние отработанных газов на организм человека 14
2 МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ РАБОТЫ ДВС 17
2.1 Технические достижения 17
2.2 Альтернативные виды топлива 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Работа содержит 1 файл

методы снижения токсичности отработанных газов.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

       Для того, чтобы справится с большим  количеством СО, необходимо бороться с причинами его образования. Причины образования СО:

       - несовершенство смесеобразования;

       - короткий период времени горения;

       - разбавление смеси СО после  прохождения горячего пламени;

       - неполное сгорание сажи;

       - диффузионное горение отдельных  капель;

       - диссоциация СО2 в условиях горения:

СО2 = СО + 1/2О2.

       О том, как можно препятствовать образованию  такого большого количества СО, пойдет речь в третьей главе этой работы /7/. 
 

    1. Влияние отработанных газов  на организм человека
 
 

       Как уже было сказано, выхлопные газы содержат большое количество различных соединений, большая часть из которых является токсичными. Какие это токсичные вещества и как именно они влияют на наш человеческий организм и на окружающую среду в целом, мы рассмотрим в этом пункте.

       Сажа. Сама по себе сажа не представляет особой опасности для человека, является нетоксичным веществом (как и любая пыль раздражающе действует на органы дыхания). Но на своей поверхности сажа может сорбировать другие вещества - особенно токсичные канцерогены.

       Альдегиды. Доля токсичности альдегидов относительно невелика и составляет 4—5% от общей токсичности выхлопных газов. Но этого количества хватает для раздражения слизистых оболочек глаз и ротовой полости, поражения центральной нервной системы, печени и почек.

       Сернистый газ. Образуется из содержащейся в топливе серы, может, окисляясь и взаимодействуя с парами воды, образовывать аэрозоли серной кислоты. На организм человека действует общетоксично, раздражает центральную нервную систему.

       Соединения  свинца. Содержатся в этилированных бензинах. Сильные яды! Поражают все органы и ткани организма. Главная опасность, что с течением времени эти соединения ни во что не перерабатываются, поэтому оседают в почве, накапливаются в организме.

       Оксиды  азота. Образуются при сжигании любого топлива из азота воздуха. Представляют наибольшую опасность из всех продуктов сгорания. Примерно в 10 раз опаснее, чем угарный газ. Диоксид азота, взаимодействуя с парами воды, способен образовывать аэрозоли азотной кислоты – причину кислотных облаков и осадков, раздражения нервной системы человека. Монооксид азота представляет двойную опасность, т.к. не раздражает дыхательные пути – человек не чувствует его присутствия! При вдохе связывается с гемоглобином крови, вызывает кислородное голодание, а затем смерть.

       Углеводороды:

       - предельные – свыше 32%;

       - непредельные – 27%;

       - арены – 4%;

       -альдегиды  – 2%.

       По  характеру воздействия на человека делятся на раздражающие (раздражают слизистые оболочки, обладают наркотическими свойствами) и канцерогенные – наиболее опасные. К ним относятся Полициклические Ароматические Углеводороды (ПАУ), опасные даже в малых концентрациях, т.к. обладают свойством аккумулироваться в организме – особенно в жировых тканях. (К ним относится и мозг).

       Оксиды  углерода. Диоксид углерода не является токсическим веществом (обладает наркотическими и раздражающими свойствами). Гораздо более опасен монооксид углерода или угарный газ. Газообразное вещество без цвета и запаха. При вдохе прочно связывается с гемоглобином крови, вызывая кислородное голодание. Даже при кратковременном воздействии высокая концентрация СО может привести к смерти. В малых дозах вызывает головокружение, головную боль, чувство усталости, замедляет реакцию. Особенно пагубно влияние СО для сердечной мышцы, вызывает стенокардию. Именно потому, что в выхлопных газах содержится большое количество оксида углерода, следует очищать отработанные газы методом доокисления.

       Длительный  контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма – иммунодефицит. Кроме того, газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний. Например, дыхательной недостаточности, гайморита, ларинготрахеита, бронхита, бронхопневмонии, рака лёгких. Кроме того, выхлопные газы вызывают атеросклероз сосудов головного мозга. Опосредованно через легочную патологию могут возникнуть и различные нарушения сердечнососудистой системы /5/.

       Экологические требования к современному автомобилю являются в настоящее время приоритетными. Экологическая безопасность - это свойство автомобиля снижать негативные последствия влияния эксплуатации автомобиля на участников движения и окружающую среду. Она направлена на снижение токсичности отработанных газов, уменьшение шума, снижение радиопомех при движении автомобиля.

       Несмотря  на многочисленные попытки заменить двигатель внутреннего сгорания каким-либо другим, не выделяющим токсичные вещества, альтернативы ему пока нет. А если принципиально новый двигатель и появится, то переналадка производства для его крупносерийного выпуска потребует грандиозных капиталовложений и произойдет далеко не сразу. Вместе с тем уже сейчас человечество подошло к той черте, когда без экологически чистого автомобиля просто не обойтись. И выход пока видится один - надо если не полностью исключить, то во всяком случае свести к минимуму вредные выбросы ДВС. 
 

       2 МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ РАБОТЫ ДВС 
 

       2.1 Технические достижения 
 

       В настоящее время, когда экологические проблемы стали привлекать к себе все больше и больше внимания, одной из первостепенных задач стало сокращение вредных выбросов автотранспорта. Сегодня ведутся разработки в областях:

       - оборудования автотранспорта боле  совершенными устройствами, обеспечивающими максимальное сгорание топлива;

       - установки каталитических нейтрализаторов;

       - замены двигателя внутреннего  сгорания на электродвигатель;

       - изобретения гибридных двигателей;

       - получения моторных топлив из  растительного сырья;

       - внедрения инерционных двигателей;

       - внедрения двигателей Стирлинга  (использование работы инертных газов);

       - внедрение бензиново-водородного  двигателя.

       Но  на данном этапе развития промышленности наиболее быстро достижимым и наименее затратным способом является установка  каталитических нейтрализаторов. В соответствии с законом “Об охране атмосферного воздуха”, с учетом международных обязательств, Правительство России своим постановлением планирует введение мероприятий по ограничению содержания токсичных веществ в выхлопных газах. В связи с этим автозаводы уже готовятся оснащать нейтрализаторами автомобили, предназначенные для поставки на внутренний рынок, а не только на экспорт.

       Именно  трехкомпонентный нейтрализатор наиболее эффективен при определенном составе отработавших газов. Это значит, что нужно очень точно выдерживать состав горючей смеси возле так называемого стехиометрического отношения воздух/ топливо, значение которого лежит в узких пределах 14,5- 14,7.

       Если  горючая смесь будет богаче, то упадет эффективность нейтрализации СО и СН, если беднее- NOx. Поддерживать стехиометрический состав горючей смеси можно было только одним способом- управлять смесеобразованием, немедленно получая информацию о процессе сгорания, то есть, организовав обратную связь.

       Для этого в выпускной коллектор  поместили специально разработанный  кислородный датчик- так называемый лямбда-зонд. Он вступает с раскаленными выхлопными газами в электрохимическую реакцию и выдает сигнал, уровень которого зависит от количества кислорода в выхлопе. Если кислорода осталось много- значит, смесь слишком бедная, если мало- богатая. А по результатам мгновенного анализа, которым занимается электроника, можно быстро корректировать состав смеси в ту или иную сторону. Напряжение на выходе кислородного датчика принимает два уровня. Если смесь бедная, то низковольтный сигнал дает команду на обогащение топливной смеси, и наоборот. На современных нейтрализаторах устанавливается два кислородных датчика. Первый определяет качество смеси - богатая или бедная. Другой, установленный за нейтрализатором, отслеживает эффективность нейтрализации.

       Дальнейшим  развитием систем коррекции являются адаптивные системы с возможностью «самообучения» в процессе эксплуатации. Суть работы таких систем заключается в том, что по мере изменения характеристик различных систем и компонентов двигателя в процессе эксплуатации (например, загрязнение форсунок, уменьшение компрессии, подсос воздуха) в специальной области памяти блока управления накапливаются «поправочные коэффициенты», используемые процессором при расчете длительности времени впрыска на различных установившихся режимах. Это позволяет поддерживать стехиометрический состав смеси даже при значительных отклонениях в состоянии системы.

       Остается  надеяться, что все эти преобразования позволят решить хотя бы часть уже существующих проблем /4/. 

       2.2 Альтернативные виды  топлива 
 

       К альтернативным видам топлива относится  в первую очередь природный газ  или биогаз. Биогаз - газообразный продукт, получаемый в результате анаэробной, т.е. происходящей без доступа воздуха, ферментации органических веществ самого разного происхождения.

       Основными компонентами биогаза являются метан (СН4) (55–70%) и углекислый газ (СО2) (28–43%), а также незначительные примеси H2 и H2S .

Всего в мире в  настоящее время используется или  разрабатывается около 60-ти разновидностей технологий получения биогаза. Наиболее распространённый метод – анаэробное сбраживание в метатанках, или анаэробных колоннах. Часть энергии, получаемой в результате утилизации биогаза, направляется на поддержание процесса.

При подготовке биогаза  к использованию его предварительно очищают от сероводорода и углекислого газа. Сероводород удаляют для того, чтобы предотвратить коррозию, вызываемую при соединении с остаточными продуктами сгорания, а также избавиться от ядовитого газа. При удалении СО2 повышается теплота сгорания биогаза и он легче сжижается. Очищенный от H2S и СО2 биогаз после сжатия можно использовать в качестве топлива для автотракторных двигателей. Однако делать это нецелесообразно из-за большой дополнительной массы баллонов для сжатого газа и значительной стоимости сжатия.

      Использование биогаза имеет ряд преимуществом  перед другими нетрадиционными  источниками энергии:

      – Альтернативное использование компоста, жидкого навоза и другого органического сырья в качестве источника энергии;

      – Высокая экономическая эффективность и короткие сроки окупаемости;

    – БИОГАЗ заменяет традиционное топливо;

      – Высокий общий КПД (электрический и тепловой) - до 92%;

      – Оставшийся сухой осадок от ДИГЕСТОРА может быть использован в качестве сельскохозяйственного удобрения

      – Коррозийный эффект нейтрализуется высоким уровнем рН;

    – Отходы от ферментации не содержат запаха;

      – способствует снижению влияния факторов, влияющих на возникновение парникового эффекта (выработка энергии с пониженными выбросами СО2).  

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Работа  по данной теме очень меня заинтересовала своей актуальностью. Во-первых, со стороны экологической – загрязнения воздуха и окружающей среды в целом, а во-вторых, со стороны водителей и автолюбителей, заинтересованных в первую очередь не во всемирной экологической ситуации, а в личной экономии (топливной и как следствие денежной) и повышении мощности железного друга или подруги.

      Увы, нам пока не до таких нюансов, как  токообогрев нейтрализаторов или  индивидуальный контроль сгорания с  помощью специальных датчиков в  каждом из цилиндров. Россия по уровню автомобильной техники находится сейчас на пороге первой фазы эры нейтрализации — нам надо хотя бы внедрить нейтрализаторы на отечественные автомобили. Как это было сделано 30 лет назад в Америке и Японии, придется правительственными решениями "закрутить гайки" всем без исключения автозаводам и принудить их к выпуску автомобилей, отвечающих реально выполнимым экологическим требованиям.

       Но  по моему мнению, в ближайшее время  технология и непосредственно ее внедрение позволят решить проблему сокращения выбросов отработанных газов. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

       
  1. Моторные  топлива: учебное пособие для вузов/ Магарил Е.Р., Магарил Р.З.-М.: Университет,2008.-160с.
  2. Физика: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение,1998.-367с.
  3. Электронный источник:

       http://www.avtonov.svoi/info/euro.html

Информация о работе Методы снижения токсичности отработанных газов