Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:20, доклад

Описание работы

В настоящее время в профессиональном обучении сложились благоприятные условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты возросло количество часов на самостоятельную работу, появилась возможность формировать учебные планы с учетом интересов обучающихся. Индивидуальный подход к каждому обучающему, учитывающий его мотивацию, интересы, способности, психологические особенности, накопленный опыт, является одним из основных требований к личностно-ориентированному обучению.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

Основой для создания учебных ситуаций служат следующие средства:

проблемные ситуации, ситуации преодоления  обыденности, уроки-конкурсы, упражнения и дидактические игры, аналогии, задачи с практическим содержанием, выдвижение конкурирующих гипотез, систематизация жизненных наблюдений, рефлексия логики изложения, наблюдения и эксперименты.

Предпочтительной, на мой взгляд, является организации работы мастера и  студентов  в форме диалога и погружение их в специально создаваемые производственные ситуации. Уже на первых занятиях я объясняю условия работы:

-диалог строится как взаимодействие  студентов  со мною и друг с другом на основе рассмотрения какой-либо ситуации (задачи, текста, рисунка, схемы, таблицы) с последующим анализом, например, урок производственного обучения по теме «Тематическая сервировка столов» по методу проекта. Обучающимся дается тема, план, для того чтобы осуществить определенную последовательность действий, определяется время, для того чтобы осмыслить и подготовить проект. За это время обучающиеся под руководством мастера готовят проект. Обучающийся выбирает по желанию, тему своего проекта. Студенты готовятся к презентации проекта и повторяют одновременно несколько тем: складывание салфеток, подготовка столовой посуды и приборов, сервировка стола.

-при соответствующих усилиях  каждого обучающегося,   у него обязательно будет приращение тех или иных ключевых компетенций в целом или  отдельных ключевых навыков;

-от каждого обучающегося  требуется только продолжить работу над развитием уже имеющихся у него ключевых навыков, а не «быть как все»,  постепенно расширять круг развиваемых ключевых навыков.

В процессе диалога задаю вопросы, побуждающие к рефлексивной деятельности. Например, такого типа: «Как вы об этом догадались?», «Как у вас это получилось?»,  «Расскажите, перечислите шаги».

При обсуждении и анализе производственных ситуаций руководствуюсь следующими правилами:

  • избегаю вопросов, подразумевающих только один правильный ответ;
  • формулирую вопросы так,  чтобы они заставляли студентов  делиться мыслями, чувствами, а не давать заученных ответов.
  • не унижаю достоинства студентов, признаю их право на ошибку, непонимание;
  • избегаю вопросов, в которых содержится агрессия, например: «Кто-нибудь вообще может ответить на этот вопрос?»
  • стремлюсь привлекать к участию в обсуждении и анализе всех обучающихся  группы;
  • подбадриваю студентов, ориентируя их на успешность.

Основным дидактическим материалом для анализа производственных ситуаций являются их словесные описания. Так  же ситуации могут быть представлены в виде чертежей, планов, схем, документов с заложенными в них ошибками, в выявлении которых и заключается  анализ ситуации. Вместо описания ситуации ее можно продемонстрировать в виде фрагмента фильма. Во всех случаях  производственная ситуация должна быть представлена так, чтобы обучающиеся  могли выделить составные элементы ситуации, сравнить их с предъявляемыми требованиями.  Задания по анализу обучающиеся выполняют индивидуально или группами по 3-5 человек, а затем коллективно обсуждают выводы.

Считаю, что использование  на занятиях производственного и теоретического обучения деятельностных технологий обучения, метода анализа производственных ситуаций и решения профессиональных задач, способствует накоплению у студентов  средних профессиональных учебных заведений первоначального профессионального опыта, надпредметных умений,  повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»