Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:57, доклад
Описание работы
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики.
Работа содержит 1 файл
Коррекция
отклоняющегося поведения
у детей и подростков
Очевидно,
что раннее выявление
как физиологических
особенностей ребенка,
так и неблагоприятных
ситуаций воспитания
могло бы способствовать
коррекции его
поведения прежде
всего созданием
социальных условий,
необходимых для формирования
полноценной личности.
И здесь возрастает
роль медико-психолого-педагогической
диагностики. Раннее
проведение психологической
диагностики позволяет
выявить дефект в развитии
психической деятельности
и вовремя составить
личностно-ориентированную
на конкретного ребенка
программу коррекции
воспитания и образования [26, c. 71].
Если
отклоняющееся поведение
связано с аномалиями
нервной и психической
деятельности, то ребенок
должен быть осмотрен
психиатром и пролечен
всеми необходимыми
средствами. При этом
обязательно должна
быть оказана психологическая
и психотерапевтическая
помощь семье. При проведении
реабилитационных и
лечебно- коррекционных
мероприятий усилия
врачей, психологов
и педагогов объединяются.
Поэтому выделяют педагогическую,
психофармакологическую,
психотерапевтическую
и психологическую коррекцию,
направленную на развитие
отдельных психических
процессов.
Педагогическая
коррекция включает
в себя комплекс мер,
направленных на выявление
системы ценностей
школьника (ценность
знания, учебной деятельности,
отношений, самоценность);
формирование положительной
мотивации деятельности;
действия учителя, направленные
на помощь ученикам
в осознании ими жизненной
цели, своих возможностей,
интересов, соотношении "идеального
и реального"; помощь
в выборе профессии.
Эта
деятельность будет
более эффективной,
если учитель работает
в тесном контакте
с родителями. Педагогическое
просвещение родителей
по наиболее актуальным
проблемам воспитания
ребенка способствует
повышению их заинтересованности
в ребенке; осознанию
стиля отношений в семье;
предъявлению целесообразных
требований к ребенку.
Акцентирование
внимания позволит им
осуществить превентивные
меры, направленные
на предупреждение отклоняющегося
поведения детей,
особенно в подростковом
возрасте.
Детям
с психатоподобным
поведением необходимы
все те формы воздействия,
которые существуют -
ласка, шутка, поощрение,
строгий тон. Следует
обучить ребенка
правильной реакции
на эти воздействия.
При отклоняющемся
поведении дети страдают
от неотвратимости наказания.
Ожидание неприятности
вызывает у них протест,
в том числе и побеги.
Ребенок
должен знать, что
реакция на его
неправильное поведение
обязательно будет:
сегодня его простят,
завтра осудят, потом
будут сопереживать,
в другом случае обратят
в шутку. Таким образом,
не создается для ребенка
состояния безысходности
его положения и постоянного
чувства вины. У детей
психапатоподобным
поведением Эффективным
методом психотерапии
является создание группы
общения. Такая группа
из 6-8 человек участвует
в обсуждении своих
проблем. В зависимости
от задач можно целенаправленно
воздействовать на эмоциональное
объединение группы,
применять приемы коррекции
самооценки, саморегуляции,
преодоления индивидуализма,
агрессивности.
При
формирующейся психопатии
неустойчивого, возбудимого
круга реабилитационные
мероприятия связаны
в основном с коррекционно-воспитательной
работой. В отношении
конфликтов, которые
неизбежно возникают
у детей с повышенной
эмоциональной возбудимостью,
необходимо проводить
мероприятия на снятие
психоэмоционального
напряжения.В работе
с такими детьми нужно
добиваться положительной
реакции на требование,
правильного понимания,
критичности к допущенным
поступкам, вырабатывать
умение вовремя остановиться.
Большое значение имеет
тон, манера разговора
с таким ребенком. Некорректное
замечание может изменить
настроение ребенка,
спровоцировать нарушение
поведения, значительно
повлиять на процесс
обучения и поведение. [25, c.28]
У
гиперкинетических
детей обычно отмечается
выраженное нарушение
активного внимания.
Гиперкинетический
ребенок импульсивен
и никто не может предсказать,
что он сделает в следующий
момент. Действует он,
не задумываясь о последствиях,
и поэтому чаще других
попадает в неприятные
ситуации. Он чрезмерно
впыльчив, он не говорит,
а кричит, спорит, доказывает,
оправдывается. Привлечь
его внимание удается
с трудом, оно постоянно
ускользает с одного
на другое. Такой ребенок
способен вывести из
терпения самого спокойного
взрослого. На уроке
ему трудно сосредоточиться.
При письме он пропускает
буквы, не дописывает
слова и предложения
и больше других нуждается
в коррекции внимания
и воспитании усидчивости.
Коррекция
поведения подростков
с истероидными проявлениями
и особенно истеронеустойчивых
особенно трудны. Ни
замечаниями, ни внушением,
ни рациональным разъяснением
устранить нарушения
практически невозможно.
Их недисциплинированность
окрашена демонстративным
поведением, слепым
эгоцентризмом и непомерным
уровнем притязаний.
Они часто считают себя "героями"
или "жертвами".
Истеричные подростки
тонко чувствуют отношение
к ним окружающих. Они
трусоваты. В беседе
с ними следует пользоваться
образным языком. в таких
беседах необходимо
выяснить увлечения
и интересы подростка
и умело использовать
для коррекции. Следует
возбудить любопытство
подростка и дать ему
понять, что его уважают,
хотят помочь, но не
заискивать перед ним.
Лучше, чтобы беседа
происходила с глазу
на глаз, без присутствия
других лиц. Истероидные
подростки требуют внимания.
Их необходимо выслушать,
а затем постараться
объяснить, на что они
имеют право, а на что
нет, постараться заменить
асоциальные увлечения
другими. Чтобы этого
достичь, нужно организовать
досуг ребенка. Хорошее
влияние на эту категорию
детей оказывают литературно-исторические
примеры, ориентирующие
ребенка на выбор иного
стиля поведения. Постоянное
сравнение себя с эталонным
образцом порждает желание
самосовершенствоваться.
Это дети с высоким уровнем
эмоциональности, но
с недостаточно развитой
волевой сферой. Часто
они художественно или
музыкально одарены,
с хорошей ручной умелостью.
Эти их качества и следует
использовать, вовлекая
в занятия искусством,
живописью, рукоделием,
резьбой по дереву, металлу,
дизайном. Таких детей
следует активно побуждать
к деятельности, постоянно
поддерживая интерес
к ней. В эту работу должны
быть вовлечены родители.
Подростки
с психастеническими
чертами характера обычно
не вовлекаются в кружки,
секции, но если работают
индивидуально, то достигают
высокой продуктивности.
Им нужна постоянная
опора, похвала, успех
и одобрение их деятельности,
которые и поддерживают
интерес. Иначе они запутываются
в бесконечных сомнениях
и опасениях, боясь осуждения,
собственного "безответственного"
отношения.
Гипертимные
подростки не выносят
однообразия и
жестко регламентируемого
режима. Интерес ко
всему у них
неиссякаемый. В плане
компенсации необходимо
найти выход их кипучей
энергии, разнообразить
жизнь. У таких детей
много увлечений, и они
поочередно могут заниматься
ими. Необходимо только
направлять в социальное
русло развитие личности
такого подростка, т.к.
оставленные сами по
себе, они совершают
антидисциплинарные
поступки.[15, c.61]
Конформные
подростки адаптируются
к своей микросреде
настолько, что даже
небольшие перемены
в их окружении
вызывают у них
негативизм. Они предпочитают
стабильность существования.
В этом жизненном
правиле отражается
отсутствие у них
самостоятельности
и гибкости мышления.
Подростки спокойно
существуют в монотонной,
стабильной обстановке.
Настоящих друзей в
школе у них ент. В учебе
и в работе они старательны,
но избегают нововведений.
Дезадаптация наступает,
когда подросток попадает
в группу с антиобщественным
поведением. В силу своего
характера они постепенно
усваивают такое поведение
в качестве эталонного.
Следует учесть, что
такой тип характера
имеет и свои положительные
стороны. Подростки
исполнительны, аккуратны,
выполняют все рекомендации,
инструкции и правила.
Именно на эти качества
и следует опираться
в коррекционной работе.
Коррекционная
работа при патохарактерологических
реакциях личности и
патологических формированиях
характера должна
быть направлена на
оздоровление среды
и семейно-бытовой обстановки:
систематический контроль
и коррекцию поведения
со стороны родителей,
воспитателей и педагогов;
формирование интересов
и трудовых установок;
семейную психотерапию.
Коррекция неблагоприятных
личностных особенностей -
это коррекция судьбы,
развития жизненной
ситуации в будущем.
Не будет преувеличением
сказать, что в психотерапевтической
коррекции нуждаются
практически все дети
и подростки. Но особенно
она необходима для
предупреждения оклоняющегося
поведения с низкой
адаптивностью, с патохарактерологическими
реакциями, а также при
других нарушениях поведения
Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков