Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 10:38, контрольная работа
1. Расчет гладких цилиндрических соединений с натягом.
2. Расчет и выбор посадок подшипников качения.
3. Расчет калибра
4. Взаимозаменяемость и контроль резьбовых сопряжений
1. Расчет гладких цилиндрических соединений с натягом.
Таблица 1 Данные:
D,мм | D2,мм | l,мм | материал | f | Mкр,Нм | E,Нм |
20 | 25 | 25 | 6-сталь45
7-сталь20Х |
0,15 | 35 | 2,06*10 11 |
Наименьший расчетный натяг:
(мкм),
где С1 и С2 – коэффициенты, определяемые по формулам (μ1 и μ2 – коэффициенты Пуассона, для стали μ=0,3)
Поправка
к расчетному натягу:
∆ = ∆ш
+∆t +∆ц
+∆уд ;
∆ш – учитывает смятие неровностей контактных поверхностей соединяемых деталей;
∆ш =2×К×(Ra1 +Ra2) (мкм),
где Ra1 =0.8 (мкм); Ra2 =1.6 (мкм);
K =0,45 [1, ст. 14].
∆ш =2× 0,45×(0.8+1,6) =2,16 (мкм);
∆t –учитывает различие рабочей температуры и температуры сборки, а также различие коэффициентов линейного расширения материала деталей;
∆t =(α1 (tp1 –t)-α2 (tp2 –t))*d = (11,5* (70-20)- 11,5* (50-20))*0,02 = 0,213 (мкм).
∆уд -учитывает увеличение контактного давления у торцов охватывающей детали;
∆уд =0,83 (мкм) [1, ст 16].
∆ц =2 (мкм) [1, ст 14].
∆=2 + 0,213 +0,83 +2 =5,043 (мкм).
Наименьший функциональный натяг:
NminF = Nmin расч + ∆ = 8,00 + 5,043 = 13,043 ≈13 (мкм).
По величине NminF подбираем ближайшую посадку [[4] стр. 154].
Проверка на прочность при Nmax:
Допустимое давление на поверхности колеса:
Допустимое давление на поверхности втулки:
Запас прочности втулки:
запас прочности колеса:
Посадка
обеспечивает необходимую
прочность соединения.
Рисунок
1 Схема полей допусков
2.
Расчет и выбор
посадок подшипников
качения.
Подшипник
6-205 посажен в разъемный
корпус и на вращающийся
сплошной вал с радиальной
нагрузкой на опору,
характер нагрузки – перегрузка
до 150%; 6-205 - шариковый
радиальный однорядный
подшипник класса точности
6 средней серии и имеет
следующие геометрические
размеры:
D =
52 мм; d = 25 мм; B = 15
мм; r = 1,5
Подшипник испытывает местную нагрузку, наружное кольцо неподвижно, а внутреннее вращается.
По таблице 8 методического указания находим, что при спокойной нагрузке и умеренной вибрации, (нагрузка до 150%) и диаметре 52 мм может быть рекомендовано основное отклонение H поле допуска по седьмому квалитету точности – Н7.
Подбираем посадку внутреннего кольца подшипника на вал по интенсивности радиальной нагрузки PFr :
PFr = Fr*k1*k2*k3/(B-2*r)
где Fr - радиальная нагрузка на опору, Н;
k1 - динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки, принимаем k1=1[9]
k2 - коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при пустотелом вале или тонкостенном корпусе, в данном случае k2=1[9];
k3 - коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузи между рядами роликов в двурядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными радиально-упорными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опору, в данном случае k3=1[9];
В - рабочая ширина посадочного места,
Интенсивность
радиальной нагрузки:
Fr=2*Mкр/d
=2*35/(0.025)=2800 (H)
PFr = 2800*1*1*1/(15 – 2*1,5) =233,3 (кН)
По
таблице 9 [9] для диаметра
внутреннего кольца
подшипника ø25 при
интенсивности радиальной
нагрузки до 300кН принимаем
основное отклонение
вала для сопряжения
с внутренним кольцом
подшипника js, поле допуска
по 6 квалитету точности –js6.
По ГОСТ 520-71 определяем предельные отклонения размеров посадочных диаметров внутреннего и наружного колец подшипника:
- для диаметра 25 мм класса точности 0 верхнее отклонение ES=0 (мкм), нижнее отклонение EI = -0,008 (мм);
- для диаметра 52 мм класса точности 0 верхнее отклонение es = 0 (мкм), нижнее отклонение ei = -0,011 (мм).
По ГОСТ 25347-82 [4] определяем предельные отклонения размеров посадочных поверхностей вала
и отверстия в корпусе:
- для диаметра вала 25 мм и поля допуска js6 верхнее отклонение es = +0,006 (мм), нижнее отклонение ei = -0,006 (мм);
-для
отверстия в корпусе
52мм и поля допуска
Н7 верхнее отклонение
ES = +0,030 (мм), нижнее отклонение
EI = 0 (мкм).
Определим наибольшие и наименьшие натяги в соединении внутреннего кольца подшипника с валом:
Nmin = ei – ES = 0,006 – 0 = 0,006 (мм).
Nmax = es –
EI = 0,006 – (-0,008) =0,014
(мм).
Определим наибольший наименьший зазор в соединении наружного кольца подшипника:
Smin = EI – es = 0 – 0 = 0 (мм),
Smax = ES – ei = 0,030 - (-0,011) = 0,041 (мм)
Построим
схему расположения
полей допусков посадок
25 js6 и
52 Н7 (рис.2).
Рисунок 2 Схема расположения полей допусков подшипника
Номинальный размер Dн =20 мм.
Для контроля вала используют скобу.
Рабочие калибры называют предельными потому что их размеры соответствуют предельным размерам контролируемых деталей. Предельные калибры позволяют определить находятся ли действительные размеры детали в пределах допуска.. Рабочие калибры (проходной Р-ПР и непроходной Р-НЕ) предназначены для проверки изделия в процессе их изготовления. Исполнительные размеры (рабочий калибр) калибров для пробки (ГОСТ 14810-69 и ГОСТ 14748-69) определяют по формулам:
Контрольные калибры применяют для установления регулируемого калибра скоб и контроля нерегулируемых. Они являются непроходными и определяются по формулам (с ГОСТ 16775-93 по ГОСТ 16780-93):
Здесь D - номинальный размер изделия;
Dmin - наименьший предельный размер изделия;
Dmax - наибольший предельный размер изделия;
Н1 - допуск на изготовление калибров для вала;
Hp - допуск на изготовление контрольного калибра для скобы;
z1 - отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для вала относительно наименьшего предельного размера изделия;
y1 - допустимый выход
размера изношенного
проходного калибра
для вала за границу
поля допуска изделия.
По ГОСТ 24853-81 выбираем Н1 = 4 (мкм), Hp = 1.5 (мкм), z1 = 3 (мкм), y1 = 3 (мкм).
Наименьший и наибольший предельные размеры изделия находим по формулам:
Dmin = Dн + ei = 20 + 0,035 = 20,035 (мм);
Dmax = Dн + es = 20 + 0,048 = 20,048 (мм);
Подставим числовые значения в формулы по расчету рабочего и контрольного калибров:
Рабочий калибр:
Контрольный калибр:
Исполнительные размеры скобы:
ПР = 20,032 +0,005 (мм)
ПРизн = 20,038 (мм)
НЕ = 20,046 +0,005 мм
К-ПР =20,044 - 0.002 мм
К-И = 20,052 - 0.002 мм
К-НЕ =
20,036 - 0.002
мм
Рисунок
3 Схема расположения
полей допусков калибра
для контроля деталей