Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:44, контрольная работа
Работа содержит ответы на 7 теоретических вопросов.
1 Исторические основы стандартизации и сертификации.
Проблема обеспечения единства измерений имеет возраст, сопоставимый с возрастом человечества. Как только человек стал обменивать или продавать результаты своего труда, возник вопрос - как велик эквивалент этого труда и как велик продукт, представленный на обмен или продажу. Для характеристики этих величин использовались различные свойства продукта.
1 Исторические основы стандартизации и сертификации.
5 Основные положения Государственной системы стандартизации
10 Понятие о качестве и защите потребителя.
15 Термины и определения в сертификации.
23 Виды погрешностей
28 Теоретические основы метрологии
34 Определение необходимой точности измерения
1 Исторические основы стандартизации и сертификации.
Проблема обеспечения единства измерений имеет возраст, сопоставимый с возрастом человечества. Как только человек стал обменивать или продавать результаты своего труда, возник вопрос - как велик эквивалент этого труда и как велик продукт, представленный на обмен или продажу. Для характеристики этих величин использовались различные свойства продукта. По мере развития человечества и науки, особенно физики и математики, проблему обеспечения единства измерений стали решать более широко. Появились государственные службы и хранилища мер, с которыми торговцам в законодательном порядке предписывалось сравнивать свои меры. Для определения размеров единиц выбирались размеры объектов, не изменяющиеся со временем. Например, для определения размера единицы длины измерялся меридиан Земли, для определения единицы массы измерялась масса литра воды. Дальнейший прогресс в обеспечении единства измерений состоял уже в произвольном выборе единиц, не связанных с веществами или объектами. Это связано с тем фактом, что изготовить копию меры (передать размер единицы какой-либо величины) можно с гораздо более высокой точностью, чем повторно независимо воспроизвести эту меру. В самом деле, точность определения длины меридиана и деления его на 40 миллионов частей оказывается очень невысокой. Гигантский скачок в точности измерений механических величин был совершен при внедрении лазеров в измерительную технику. Образно говоря, точность средств измерения стала определяться параметрами отдельного атома. Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Сертификация - это процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Под первой стороной обычно понимают - изготовителя, поставщика, продавца. Вторая сторона - это потребитель, покупатель, заказчик. Третья сторона - это организация, являющаяся независимой как от первой, так и от второй сторон. При сертификации продукции, процесса или услуги в качестве третьей стороны обычно выступает орган по сертификации (продукции, процесса или услуги).На этапе становления и развития в России стандартизация и сертификация преследовали интересы государства и финансировались исключительно за счет средств федерального бюджета. Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации с сертификацией, призванных на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей. Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
5 Основные положения Государственной системы стандартизации.
Согласно определению
стандарта ИСО-МЭК-2 стандартизация
- это деятельность, направленная на
достижение оптимальной степени
упорядочения в определенной области
посредством установления положений
для всеобщего и многократного
исследования в отношении реально
существующих или потенциальных
задач. В соответствии с определением
этого понятия формируются
Стандарты различают в зависимости от сферы действия:
Стандартизация как вид человеческой деятельности является результатом стремления отбирать наиболее ценные достижения и использовать их в дальнейшей работе. В измерительной технике это проявляется в создании систем мер и весов, в промышленности - в унификации изделий, в агрегатировании узлов и механизмов, в расчетах - в использовании определенных (стандартных) рядов чисел, в экономике - в единообразии представления информации и т. д. Начиная с древних времен люди стремились отобрать наиболее удачно созданные орудия труда, самые удачные механизмы - от колеса до лазера,- самые ценные технологические процессы и т. д. В итоге были сформированы основные принципы стандартизации.
Под методом стандартизации подразумевается совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Наиболее широко применяются следующие методы стандартизации:
10
Понятие о качестве
и защите потребителя.
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467—79). Из этого определения следует, что не все свойства изделия входят в понятие качества, а только те, которые определяются потребностью общества в соответствии с назначением этого изделия.
Качество машин
зависит от технического уровня машиностроения
и его отдельных отраслей, определяемого
большим числом факторов (рис. 4.1). Например,
повышение рабочих скоростей, давлений
и мощности позволяет значительно
увеличить единичную
Для оценки качества машин и других изделий нужна четкая система показателей и методов их определения. Область практической и научной деятельности, которая занимается разработкой теоретических основ и методов количественной оценки качества продукции, называют квалиметрией. Основные задачи квалиме- трии: определение номенклатуры необходимых показателей качества изделий и их оптимальных значений; разработка методов количественной оценки качества; создание методики учета изменения качества во времени и т. д.
Установлены следующие показатели качества любых видов продукции: показатели назначения, характеризующие свойства продукции, определяющие функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливающие область ее применения; показатели надежности (долговечности); показатели технологичности, характеризующие эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции; эргономическиепоказатели; показатели стандартизации и унификации, харак теризукнцие степень использования в продукции стандартизован ных изделий и уровень унификации составных частей изделия патентно-правовые показатели, характеризующие степень патент ной защиты изделия в СССР и за рубежом, а также его патенту» чистоту; экономические показатели, отражающие затраты на раз работку, изготовление и эксплуатацию или потребление продук ции, а также экономическую эффективность эксплуатации; пока затели безопасности.
Для машиностроения и приборостроения наиболее эффективным! показателями качества машин и механизмов являются их эксплуа тационные характеристики, зависящие от технического уровн: машиностроения.
Эксплуатационные показатели — это характеристики, опреде ляющие качество выполнения изделием заданных функций. Общим! из них для всех изделий длительного действия являются показател надежности (долговечности), динамичности качества, эргономиче ские показатели и экономичность эксплуатации.
Надежность—это свойство объекта (например, изделия) сс хранять во времени в установленных пределах значения всех па раметров, характеризующих способность выполнять требуемые функ ции в заданных режимах и условиях использования, техннчс ского обслуживания и. ремонта, хранения и транспортирован!! (ГОСТ 27.002—83). Надежность включает свойства безотказности долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Показателям надежности являются вероятность безотказной работы, средня наработка до отказа, интенсивность отказов и др. Свойство изделий сохранять способность выполнения заданных функций с установленными показателями до их предельного состояния (при установленной системе технического обслуживания и ремонтов) называют долговечностью. При этом предельное состояние изделия определяется невозможностью дальнейшей эксплуатации вследствие неустранимого нарушения требований безопасности, неустранимого снижения эксплуатационных показателей и эффективности эксплуатации или нецелесообразности его восстановления. Показателями долговечности могут быть: назначенный ресурс, определяемый наработкой изделия, предельное состояние которого обусловлено достижением заданной наработки; назначенный срок службы — срок службы изделия, предельное состояние которого обусловлено достижением заданной календарной продолжительности использования изделия по назначению (наработка — это продолжительность или объем работы изделия). Применяют и другие показатели, приведенные в ГОСТ 27.002—83.
Вследствие недостаточной жесткости и виброустойчивости конструкции, наличия сил трения в подвижных соединениях, наличия дисбаланса и упругих деформаций, недостаточной точности изготовления и других причин при холостом и рабочем режимах работы машины возникают быстропротекающие колебательные процессы (вибрации). Эти колебания увеличивают шероховатость трущихся поверхностей деталей и уменьшают долговечность машин, снижают точность обработки станков, стойкость режущего инструмента, точность автоматических измерительных приборов. В связи с этим для каждого типа изделия устанавливают и контролируют показатели динамического качества. Можно экспериментально установить зависимость долговечности машины, например, от дисбаланса ее частей.
В настоящее время допускаемый уровень вибраций и шума передачи устанавливают путем сравнительных испытаний вновь созданных и конструктивно-тождественных передач, находящихся в тождественных условиях эксплуатации.
15 Термины и определения в сертификации.
Аккредитация - процедура,
посредством которой
Аккредитованная испытательная лаборатория - лаборатория, прошедшая аккредитацию.
Гармонизированные
стандарты - стандарты, относящиеся
к одному и тому же объекту и
утвержденные различными органами, занимающимися
стандартизацией, которые обеспечивают
взаимозаменяемость продукции, процессов
и услуг и взаимное понимание
результатов испытаний или
Заявление поставщика о соответствии - процедура, посредством которой поставщик дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям.
Знак соответствия
(в области сертификации) - защищенный
в установленном порядке знак,
применяемый или выданный в соответствии
с правилами системы
Испытание - техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.
Испытательная лаборатория - лаборатория, которая проводит испытания.
Критерии аккредитации - cовокупность требований, используемых органом по аккредитации, которым должна удовлетворять испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной.
Международный стандарт - cтандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией и доступный широкому кругу потребителей.
Метод испытания -
установленные технические
Национальный стандарт - cтандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.
Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Информация о работе Контрольная работа по "Метрология. Стандартизация. Сертификация"