Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:34, реферат
Преобразование энергии в электрической машине происходит в пространстве, занятом электромагнитным полем. Части электрической машины, непосредственно предназначенные для энергопреобразовательного процесса, называются активными частями. К ним относятся магнитопроводы, проводники обмоток, промежутки между магнитопроводами и проводниками обмоток.
КОНСТРУКТИВНАЯ СХЕМА И УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА………………………………………………………. 2
УСТРОЙСТВО АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ 8
УСТРОЙСТВО СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 11
Список использованной литературы 13
Виды обмоток. По конструкции катушек обмотки подразделяют на всыпные с мягкими катушками и обмотки с жесткими катушками или полукатушками. Мягкие катушки изготовляют из круглого изолированного провода. Для придания требуемой формы их предварительно наматывают на шаблоны, а затем укладывают в изолированные трапецеидальные пазы (см. рис. 4, в, г); междуфазовые изоляционные прокладки устанавливают в процессе укладки обмотки. Затем катушки укрепляют в пазах с помощью клиньев или крышек, придают им окончательную форму (формируют лобовые части), осуществляют бандажирование обмотки и ее пропитку. Весь процесс изготовления всыпных обмоток можно полностью механизировать.
Жесткие катушки (полукатушки) изготовляют из прямоугольного изолированного провода. Окончательную форму им придают до укладки в пазы; одновременно на них накладывают корпусную и междуфазовую изоляцию. Затем катушки укладывают в предварительно изолированные открытые или полуоткрытые пазы (см. рис. 4, а, б и 5, а, б), укрепляют и подвергают пропитке.
Контактные кольца. Для подвода тока к обмотке ротора или подключения к ней реостата на роторе должны быть расположены контактные кольца (три кольца при трехфазном токе). Исключение составляют асинхронные машины с короткозамкнутым ротором, которым контактные кольца не требуются. Токосъем с контактных колец осуществляют с помощью щеток — прямоугольных брусков, изготовленных из смеси угля, графита и порошка металла (меди и свинца). Щетки устанавливают в специальных щеткодержателях и прижимают к контактой поверхности с помощью пружин.
Электрические машины мощностью примерно до 2000 кВт имеют шариковые или роликовые подшипники, расположенные в подшипниковых щитах. При больших мощностях применяют скользящие подшипники.
УСТРОЙСТВО АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ
По конструкции асинхронные двигатели подразделяют на два основных типа: с короткозамкнутым ротором и фазным ротором (последние называют также двигателями с контактными кольцами). Рассматриваемые двигатели имеют одинаковую конструкцию статора и отличаются лишь выполнением обмотки ротора.
Двигатели с короткозамкнутым ротором. На статоре (рис. 14) расположена трехфазная обмотка, которая при подключении к сети трехфазного тока создает вращающееся магнитное поле. Обмотка ротора выполнена в виде беличьей клетки, является короткозамкнутой и никаких выводов не имеет.
Рис. 14 Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым
ротором:
1 — корпус; 2 — сердечник статора; 3 — сердечник ротора; 4 — обмотка
ротора «беличья клетка»; 5 — обмотка статора; 6—вентиляционные лопатки
ротора; 7 — подшипниковый щит; 8 — кожух вентилятора; 9 — вентилятор
«Беличья клетка» состоит из медных или алюминиевых стержней, замкнутых накоротко с торцов двумя кольцами (рис. 15, а). Стержни этой обмотки вставляют в пазы сердечника ротора без какой-либо изоляции. В двигателях малой и средней мощности «беличью клетку» обычно получают путем заливки расплавленного алюминиевого сплава в пазы сердечника ротора (рис. 15, б). Вместе со стержнями «беличьей клетки» отливают короткозамыкающие кольца и торцовые лопасти, осуществляющие вентиляцию машины. Для этой цели особенно пригоден алюминий, обладающий малой плотностью, легкоплавкостью и достаточно высокой электропроводностью. В машинах большой мощности пазы короткозамкнутого ротора выполняют полузакрытыми, в машинах малой мощности—закрытыми. Обе формы паза позволяют хорошо укрепить проводники обмотки ротора, хотя и несколько увеличивают потоки рассеяния и индуктивное сопротивление роторной обмотки.
В двигателях большой мощности «беличью клетку» выполняют из медных стержней, концы которых вваривают в короткозамыкающие кольца (рис. 15,в). Различные формы пазов ротора показаны на рис.15, г.
В электрическом отношении «беличья клетка» представляет собой многофазную обмотку, соединенную по схеме Υ и замкнутую накоротко.
Часто асинхронные двигатели с фазным и короткозамкнутым ротором имеют скошенные пазы на статоре или роторе. Скос пазов делают для того, чтобы уменьшить высшие гармонические ЭДС, вызванные пульсациями магнитного потока из-за наличия зубцов, снизить шум, вызываемый магнитными причинами, устранить явление прилипания ротора к статору, которое иногда наблюдается в микродвигателях.
Рис. 15 Конструкция короткозамкнутого ротора:
1—сердечник ротора; 2 — стержни; 3— лопасти вентилятора;
4 — короткозамыкающие кольца
Двигатели с фазным ротором (рис. 16, а). Обмотка статора выполнена так же, как и в двигателях с короткозамкнутым ротором. Ротор имеет трехфазную обмотку с тем же числом полюсов. Обмотку ротора обычно соединяют по схеме Y, три конца которой выводят к трем контактным кольцам (рис. 16, б), вращающимся вместе с валом машины. С помощью металлографитных щеток, скользящих по контактным кольцам, в ротор включают пусковой или пускорегулирующий реостат, т. е. в каждую фазу ротора вводят добавочное активное сопротивление.
Для уменьшения износа колец и щеток двигатели с фазным ротором иногда имеют приспособления для подъема щеток и замыкания колец накоротко после выключения реостата. Однако введение этих
приспособлений усложняет конструкцию электродвигателя и несколько снижает надежность его работы, поэтому обычно применя-
ют конструкции, в которых щетки постоянно соприкасаются с контактными кольцами. Основные конструктивные элементы двигателя с фазным ротором приведены на рис. 17.
Рис. 17 Статор и ротор асинхронного двигателя с фазным ротором:
1 — обмотка статора; 2—корпус; 3—сердечник статора; 4 — коробка с выводами; 5 — сердечник ротора; 6 — обмотка ротора; 7 — контактные кольца
УСТРОЙСТВО СИНХРОННОЙ МАШИНЫ
Статор 1 синхронной машины (рис. 18, а) выполнен так же, как и асинхронной: на нем расположена трехфазная (в общем случае многофазная) обмотка 3. Обмотку ротора 4, питаемую от источника постоянного тока, называют обмоткой возбуждения, так как она создает в машине магнитный поток возбуждения. Вращающуюся обмотку ротора соединяют с внешним источником постоянного тока посредством контактных колец 5 и щеток 6 (рис. 18, б).
Рис. 18. Электромагнитная схема синхронной машины (а) и схема ее включения (б)
В синхронной машине обмотку, в которой индуцируется ЭДС и проходит ток нагрузки, называют обмоткой якоря, а часть машины, на которой расположена обмотка возбуждения,— индуктором. Следовательно, в приведенной машине (рис. 18) статор является якорем, а ротор — индуктором.
Синхронные машины выполняют с неподвижным или вращающимся якорем. Машины большой мощности для удобства отвода электрической энергии со статора или подвода ее выполняют с неподвижным якорем (рис. 18, а). Поскольку мощность возбуждения невелика по сравнению с мощностью, снимаемой с якоря (0,3..2%), подвод постоянного тока к обмотке возбуждения с помощью двух колец не вызывает особых затруднений. Синхронные машины небольшой мощности выполняют как с неподвижным, так и с вращающимся якорем. В обращенной синхронной машине (обмотка якоря, к которой подключают нагрузку, расположена на роторе, а обмотка возбуждения, питаемую постоянным током,— на статоре )с вращающимся якорем и неподвижным индуктором (рис. 18, б) нагрузка подключается к обмотке посредством трех колец.
Рис. 18. Конструктивная схема синхронной машины с неподвижным (а) и вращающимся (б) якорем:
1 — якорь; 2 —обмотка якоря; 3 — полюсы индуктора; 4 — обмотка возбуждения
Конструкция ротора. В синхронных машинах применяют две различные конструкции ротора: неявнополюсную — с неявно выраженными полюсами (рис. 19, а) и явно-полюсную— с явно выраженными полюсами (рис. 19, б).
Рис. 19. Роторы синхронных неявнополюсной (а) и явнополюсной (б) машин:
1 — сердечник ротора; 2 — обмотка возбуждения
Двух- и четырехполюсные
машины большой мощности, работающие
при частоте вращения ротора 1500 и
3000 об/мин, изготовляют, как правило,
с неявнополюсным ротором. Применение
в них явнополюсного ротора невозможно
по условиям обеспечения необходимой
механической прочности крепления
полюсов и обмотки возбуждения.
Обмотку возбуждения в такой
машине размещают в пазах сердечника
ротора, выполненного из массивной
стальной поковки, и укрепляют немагнитными
клиньями. Лобовые части обмотки,
на которые воздействуют значительные
центробежные силы, крепят с помощью
стальных массивных бандажей. Для
получения приблизительно синусоидального
распределения магнитной
Рис. 20. Устройство явнополюсной машины:
1 — корпус; 2 —сердечник статора; 3— обмотка статора;
4 — ротор; 5 —вентилятор; 6 — выводы обмоток; 7 — контактные кольца; 8— щетки; 9 — возбудитель
Явнополюсный ротор обычно используют в машинах с четырьмя полюсами и более (рис. 20). Обмотку возбуждения в этом случае выполняют в виде цилиндрических катушек прямоугольного сечения, которые размещают на сердечниках полюсов и закрепляют с помощью полюсных наконечников. Ротор, сердечники полюсов и полюсные наконечники изготовляют из листовой стали.
В явнополюсных машинах полюсным наконечникам обычно придают такой профиль, чтобы воздушный зазор между полюсным наконечником и статором был минимальным под серединой полюса и максимальным у его краев, благодаря чему кривая распределения индукции в воздушном зазоре приближается к синусоиде.