Электропривод непрерывного транспортёра

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

Экскаваторы используются для разработки угольных, рудных и строительных карьеров, для выемки полезных ископаемых открытым способом, на строительстве каналов, гидротехнических сооружений, железных дорог и других объектов, где имеется большой объем земляных работ. В соответствии с назначением одноковшовые экскаваторы подразделяются на:

Работа содержит 1 файл

готово4_мое.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКАВАТОРОВ 

      Экскаваторы используются для разработки угольных, рудных и строительных карьеров, для выемки полезных ископаемых открытым способом, на строительстве каналов, гидротехнических сооружений, железных дорог и других объектов, где имеется большой объем земляных работ. В соответствии с назначением одноковшовые экскаваторы подразделяются на:

  1. строительные, гусеничные и пневмоколесные с ковшами емкостью от 0,25 до 2,0 м3;
  2. карьерные экскаваторы-лопаты, гусеничные с ковшами емкостью 4,6 и 8,0 м3;
  3. вскрышные экскаваторы-лопаты, гусеничные с ковшами емкостью от 4,0 до 35 м3 ;
  4. шагающие экскаваторы-драглайны с ковшами емкостью от 
    4,0 до 80 м3.

      Тип экскаватора расшифровывается его  наименованием, например: экскаватор типа ЭВГ-15 является экскаватором (Э) для вскрышных работ (В) на гусеничном ходу (Г) с ковшом объемом 15 м3. Шагающие экскаваторы-драглайлы имеют в цифровом обозначении объем ковша и длину стрелы. Например, экскаватор ЭШ-14/65 имеет ковш 14 м3 и длину стрелы 65м.

      Все экскаваторы можно классифицировать по конструкции рабочего оборудования, мощности или емкости ковша, роду привода и типу ходовой части. По конструкции рабочего оборудования различаются следующие типы экскаваторов:

  1. прямая механическая лопата; ковш перемещается по забою 
    от машины под совместным действием напорного и подъемного механизмов;
  2. лопата-струг; ковш двигается по направляющей стреле от машины в горизонтальном направлении;
  3. экскаватор-драглайн; ковш перемещается по забою к машине при помощи тягового и подъемного канатов;
  4. экскаватор  с грейфером, захватывающим   грунт   из забоя смыканием створок; вместо грейферного устройства может быть подвешен крюк или копер;
  5. роторный экскаватор, имеющий роторное колесо с черпаками 
    для зачерпывания породы;

  6) многочерпаковый цепной экскаватор, имеющий непрерывную цепь с черпаками, предназначенный для вскрышных работ.

      По  емкости ковша, или мощности, одноковшовые экскаваторы классифицируются на: экскаваторы малой мощности с емкостью ковша от 0,25 до 2,0 м3, предназначенные для строительных работ; средней мощности – с емкостью ковша от 2,0 до 6,0 м3, используемые для работы в легких, средних и разрыхленных грунтах; большой мощности – с емкостью ковша от 6,0 до 80м3, применяемые для производства вскрышных работ.

      По роду привода экскаваторы разделяются на электрические, дизель-электрические, паровые, с двигателями внутреннего сгорания, По типу электропривода различают экскаваторы с приводом на переменном и постоянном токе.

      По  конструкции ходовой части экскаваторы  подразделяются на гусеничные, железнодорожные (на рельсовом ходу) и шагающие. Конструкция отдельных узлов в зависимости от назначения может быть весьма разнообразной, но основная компоновка механизмов у экскаваторов одинаковой производительности остается неизменной. 
 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОПРИВОДУ ЭКСКАВАТОРОВ 

      Режимы  работы экскаватора определяются его  механической конструкцией и особенностями процесса копания. В связи с этим требования, предъявляемые к электроприводу одноковшовых и многоковшовых экскаваторов, имеют существенное различие. Основные требования к электроприводу одноковшовых экскаваторов могут быть сформулированы следующим образом:

  1. механические характеристики главных приводов (подъема, поворота, напора или тяги) должны обеспечивать надежную защиту при перегрузках, т. е. иметь «экскаваторную» характеристику;
  2. экскаваторные двигатели должны быть надежными и прочными по конструкции, обеспечивать возможность реверсирования привода и допускать большие перегрузки. Изоляция электродвигателя должна быть влагостойкой и надежно рассчитана по теплостойкости. Большие габариты двигателей обусловливают применение машин с разъемными статорами.  Электродвигатели   должны выдерживать большое число включений в час (400-600);
  3. электродвигатели главных приводов должны иметь наименьший момент инерции якорей для уменьшения времени переходных процессов при пуске и торможении привода, что достигается увеличением осевой длины якоря при уменьшении его диаметра;
  4. электрическая аппаратура управления должна обеспечивать 
    надежную работу при самых тяжелых условиях нагрузки (тряска, 
    толчки, большое число включений в час);

  5) система управления электроприводом должна быть простой, 
надежной и легкой, а также должна допускать максимальную автоматизацию управления главными приводами экскаватора с тем, чтобы внимание машиниста было сосредоточено на основной работе.

      Высокая производительность экскаватора и  защита его механизмов от поломок при перегрузках производится использованием систем электропривода, ограничивающих вращающий момент электродвигателя безопасной величиной и имеющих при номинальной нагрузке достаточно жесткие механические характеристики, но на практике используются более мягкие характеристики, имеющие небольшой наклон в области номинальной нагрузки (жесткость 85–90%). Повышение жесткости характеристик усложняет управляемость процессом работы, так как в случае зарывания ковша машинист не успевает регулированием толщины снимаемой стружки предупредить стопорение механизма. Стопорение ковша приводит к увеличению времени копания, что снижает производительность экскаватора .

       На рис.1 представлены        механические     характеристики     различных

Рис. 1. Механические характеристики    систем    электропривода экскаваторов:

а — определение коэффициента заполнения; б — характеристики различных типов электропривода

типов электродвигателей и систем электропривода в относительных единицах, позволяющие провести оценку оптимальности использования электроприводов. Асинхронный привод (характеристика 1) получил широкое распространение в экскаваторах с емкостью ковша до 1 м3. Применение двигателей с повышенным скольжением дает возможность обеспечивать токоограничение в необходимых пределах. Для некоторого смягчения естественной характеристики в цепь ротора двигателя включается дополнительное сопротивление, составляющее 10-15% от номинального. Включение в цепь статора асинхронного двигателя реакторов с подмагничиванием или магнитных усилителей (характеристика 2) позволяет получить более оптимальную характеристику привода.

      Система генератор — двигатель с трехобмоточным генератором (характеристика 3) получила распространение на экскаваторах средней мощности с емкостью ковша 2—5 м3. Механическая характеристика электропривода приближается к оптимальной и позволяет получать широкий диапазон и плавность регулирования скорости механизма. Наиболее полно отвечают предъявляемым требованиям механические характеристики системы генератор–двигатель с управлением от электромашинных, магнитных и полупроводниковых усилителей (характеристика 4). В настоящее время эта система применяется на всех экскаваторах большой мощности с емкостью ковша 10—80 м3.

      Электропривод многоковшовых и роторных экскаваторов должен и удовлетворять следующим основным требованиям:

   1) электропривод должен обеспечивать плавный многоступенчатым пуск, ограничивающий величину максимальных  ускорений   и моментов в пределах, допустимых для механической конструкции черпаковой цепи экскаватора;

  1. электродвигатели должны иметь большой пусковой момент 
    для преодоления усилий, возникающих в черпаковой цепи, имеющей большие моменты инерции, и сил трения в направляющих  и 
    роликах; механические характеристики привода должны обеспечивать надежную защиту при перегрузках механизмов;
  2. система управления электроприводом должна допускать возможность регулирования скорости двигателя вниз на 30% от номинальной величины и плавный многоступенчатый пуск, при котором ускорения и моменты не должны превышать пределов, опасных для механической конструкции механизма;
  3. электропривод должен иметь смягченную механическую характеристику, позволяющую снижать   скорость   черпаковой   цепи или роторного колеса при изменении нагрузки.

      Требования  к аппаратуре управления и условиям эксплуатации электрооборудования многоковшовых экскаваторов не отличаются от требований, предъявляемых к электрооборудованию одноковшовых экскаваторов. 

3. НАГРУЗОЧНЫЕ ДИАГРАММЫ 

      Построение  точных нагрузочных диаграмм главных  приводов экскаватора требует знания параметров приводного двигателя, системы управления, значений приведенных маховых масс и статических моментов механизмов ори различных режимах работы. Эти данные могут быть получены только после предварительного выбора мощности двигателей. Вид реальной нагрузочной диаграммы зависит от типа экскаватора, его механической конструкции и технологических режимов работы экскаватора и во многом определяется квалификацией машиниста.

      Для предварительного выбора мощности двигателя  может быть построена упрощенная нагрузочная диаграмма, в которой  учитывается только статическая нагрузка механизма. Точный учет всех особенностей работы экскаватора связан с большими трудностями, поэтому для расчета привода используют нагрузочные диаграммы, достаточно близкие к реальным режимам работы экскаватора. Цикл работы механизма подъема (рис.2,а) состоит из следующих основных рабочих периодов: t1 – разгон двигателя в начале черпания (копания) грунта; t2 – подъем ковша с рукоятью в период черпания грунта; t3 – остановка ковша с грунтом после выхода из забоя; t4 – равновесное поддержание ковша с грунтом при повороте его к месту выгрузки; t5 – выгрузка ковша, момент двигателя уменьшается с опорожнением ковша от грунта; t6 – разгон двигателя при опускании пустого ковша; t7 – опускание порожнего ковша с постоянной скоростью;      t8 – торможение ковша перед опусканием, на грунт.

  Из  нагрузочной диаграммы следует, что двигатель подъема экскаватора–лопаты работает с относительной продолжительностью включения ПВ= 100%. Знак момента двигателя определяется статическим моментом нагрузки, который на механизме подъема носит потенциальный характер.

      Нагрузочная диаграмма напорного двигателя  представлена на рис.2, б. Работу напорного механизма можно разбить на следующие участки:               t1 – разгон двигателя для внедрения ковша в грунт при совместном действии с механизмом подъема; t2 – ход рукояти вперед (от экскаватора) в процессе зачерпывания грунта; t3 – реверс двигателя напора при отводе рукояти назад от забоя для частичной компенсации веса ковша с грунтом; t4 – движение рукояти с равномерной скоростью от забоя; t5 – торможение привода рукояти при частичном уравновешивании веса ковша. Обычно отвод рукояти совпадает с выходом ковша из забоя и началом поворота экскаватора для выгрузки ковша; t6 – пауза, обусловленная поворотом экскаватора; t7 – разгон привода напора для выдвижения рукояти на максимальный радиус при необходимости выгрузки грунта на наибольшее расстояние от экскаватора; t8 – движение рукояти с постоянной скоростью; t9 – затормаживание привода перемещения рукояти; t10 – пауза, связанная с выгрузкой грунта из ковша.

   Окончание движения рукояти обусловливает  начало выгрузки ковша (М5, рис.2,а) и торможение механизма поворота (М3, рис.2,в). В некоторых случаях выдвижение рукояти на максимальный радиус не производится, тогда привод напора не работает и пауза равна  t6+t7+t8+t9+t10.

   Далее на рис.2,б t11 – разгон привода для выдвижения рукояти к началу забоя; t12 – движение рукояти с постоянной скоростью; t13 – торможение привода напора перед внедрением ковша в забой. При внедрении ковша в разрабатываемый грунт (t2) механизм напора подвергается максимальным перегрузкам, и режим работы его является наиболее тяжелым.

  Работа  поворотного двигателя начинается после выхода ковша из забоя (рис.2,б), здесь t1 – пауза при движении ковша в забое; t2 – разгон двигателя при повороте груженого ковша; t3 – движение экскаватора с постоянной скоростью;    t4 – торможение двигателя. При небольших углах поворота экскаватора (45°–60°) движение с постоянной скоростью (t3) может отсутствовать, а сразу же за разгоном привода следует торможение; t5 – пауза для выгрузки грунта из ковша; t6 – разгон привода для поворота порожнего ковша в обратном направлении; t7 – движение механизма с постоянной скоростью; t8 – торможение механизма поворота.

  В некоторых случаях для упрощения расчетов нагрузочная диаграмма не учитывает динамических режимов привода, тогда для механизма напора обычно принимают М1= М2; M3 = М4; М5 = М4; М6==М7; М8 = М7; М9 = М10 и M11 = M10. Аналогичным образом может быть упрощена нагрузочная диаграмма подъемного двигателя.

 

      Рис.2  Нагрузочные диаграммы рабочих механизмов экскаватора с прямой лопатой:

а – механизма тяги; б – механизма подъёма мощного шагающего

экскаватора-драглайна

 

  Поворотный  механизм драглайна имеет нагрузочную  диаграмму, аналогичную диаграмме для экскаватора-лопаты (см. рис.2). Цикл работы механизма тяги (рис.3,а) можно разбить на следующие участки: t1 – разгон двигателя при внедрении ковша в грунт; t2 – черпание грунта (по мере наполнения ковша момент двигателя М2 увеличивается); t3 – окончание зачерпывания.

Информация о работе Электропривод непрерывного транспортёра