Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:25, реферат
Экскаваторы используются для разработки угольных, рудных и строительных карьеров, для выемки полезных ископаемых открытым способом, на строительстве каналов, гидротехнических сооружений, железных дорог и других объектов, где имеется большой объем земляных работ. В соответствии с назначением одноковшовые экскаваторы подразделяются на:
1
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКАВАТОРОВ
Экскаваторы используются для разработки угольных, рудных и строительных карьеров, для выемки полезных ископаемых открытым способом, на строительстве каналов, гидротехнических сооружений, железных дорог и других объектов, где имеется большой объем земляных работ. В соответствии с назначением одноковшовые экскаваторы подразделяются на:
Тип экскаватора расшифровывается его наименованием, например: экскаватор типа ЭВГ-15 является экскаватором (Э) для вскрышных работ (В) на гусеничном ходу (Г) с ковшом объемом 15 м3. Шагающие экскаваторы-драглайлы имеют в цифровом обозначении объем ковша и длину стрелы. Например, экскаватор ЭШ-14/65 имеет ковш 14 м3 и длину стрелы 65м.
Все экскаваторы можно классифицировать по конструкции рабочего оборудования, мощности или емкости ковша, роду привода и типу ходовой части. По конструкции рабочего оборудования различаются следующие типы экскаваторов:
6) многочерпаковый цепной экскаватор, имеющий непрерывную цепь с черпаками, предназначенный для вскрышных работ.
По емкости ковша, или мощности, одноковшовые экскаваторы классифицируются на: экскаваторы малой мощности с емкостью ковша от 0,25 до 2,0 м3, предназначенные для строительных работ; средней мощности – с емкостью ковша от 2,0 до 6,0 м3, используемые для работы в легких, средних и разрыхленных грунтах; большой мощности – с емкостью ковша от 6,0 до 80м3, применяемые для производства вскрышных работ.
По роду привода экскаваторы разделяются на электрические, дизель-электрические, паровые, с двигателями внутреннего сгорания, По типу электропривода различают экскаваторы с приводом на переменном и постоянном токе.
По
конструкции ходовой части
2.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОПРИВОДУ
ЭКСКАВАТОРОВ
Режимы работы экскаватора определяются его механической конструкцией и особенностями процесса копания. В связи с этим требования, предъявляемые к электроприводу одноковшовых и многоковшовых экскаваторов, имеют существенное различие. Основные требования к электроприводу одноковшовых экскаваторов могут быть сформулированы следующим образом:
5) система
управления электроприводом должна быть
простой,
надежной и легкой, а также должна допускать
максимальную автоматизацию управления
главными приводами экскаватора с тем,
чтобы внимание машиниста было сосредоточено
на основной работе.
Высокая производительность экскаватора и защита его механизмов от поломок при перегрузках производится использованием систем электропривода, ограничивающих вращающий момент электродвигателя безопасной величиной и имеющих при номинальной нагрузке достаточно жесткие механические характеристики, но на практике используются более мягкие характеристики, имеющие небольшой наклон в области номинальной нагрузки (жесткость 85–90%). Повышение жесткости характеристик усложняет управляемость процессом работы, так как в случае зарывания ковша машинист не успевает регулированием толщины снимаемой стружки предупредить стопорение механизма. Стопорение ковша приводит к увеличению времени копания, что снижает производительность экскаватора .
На рис.1 представлены механические характеристики различных
Рис. 1. Механические характеристики систем электропривода экскаваторов:
а — определение коэффициента заполнения; б — характеристики различных типов электропривода
типов электродвигателей и систем электропривода в относительных единицах, позволяющие провести оценку оптимальности использования электроприводов. Асинхронный привод (характеристика 1) получил широкое распространение в экскаваторах с емкостью ковша до 1 м3. Применение двигателей с повышенным скольжением дает возможность обеспечивать токоограничение в необходимых пределах. Для некоторого смягчения естественной характеристики в цепь ротора двигателя включается дополнительное сопротивление, составляющее 10-15% от номинального. Включение в цепь статора асинхронного двигателя реакторов с подмагничиванием или магнитных усилителей (характеристика 2) позволяет получить более оптимальную характеристику привода.
Система генератор — двигатель с трехобмоточным генератором (характеристика 3) получила распространение на экскаваторах средней мощности с емкостью ковша 2—5 м3. Механическая характеристика электропривода приближается к оптимальной и позволяет получать широкий диапазон и плавность регулирования скорости механизма. Наиболее полно отвечают предъявляемым требованиям механические характеристики системы генератор–двигатель с управлением от электромашинных, магнитных и полупроводниковых усилителей (характеристика 4). В настоящее время эта система применяется на всех экскаваторах большой мощности с емкостью ковша 10—80 м3.
Электропривод многоковшовых и роторных экскаваторов должен и удовлетворять следующим основным требованиям:
1) электропривод должен обеспечивать плавный многоступенчатым пуск, ограничивающий величину максимальных ускорений и моментов в пределах, допустимых для механической конструкции черпаковой цепи экскаватора;
Требования
к аппаратуре управления и условиям
эксплуатации электрооборудования многоковшовых
экскаваторов не отличаются от требований,
предъявляемых к электрооборудованию
одноковшовых экскаваторов.
3.
НАГРУЗОЧНЫЕ ДИАГРАММЫ
Построение точных нагрузочных диаграмм главных приводов экскаватора требует знания параметров приводного двигателя, системы управления, значений приведенных маховых масс и статических моментов механизмов ори различных режимах работы. Эти данные могут быть получены только после предварительного выбора мощности двигателей. Вид реальной нагрузочной диаграммы зависит от типа экскаватора, его механической конструкции и технологических режимов работы экскаватора и во многом определяется квалификацией машиниста.
Для предварительного выбора мощности двигателя может быть построена упрощенная нагрузочная диаграмма, в которой учитывается только статическая нагрузка механизма. Точный учет всех особенностей работы экскаватора связан с большими трудностями, поэтому для расчета привода используют нагрузочные диаграммы, достаточно близкие к реальным режимам работы экскаватора. Цикл работы механизма подъема (рис.2,а) состоит из следующих основных рабочих периодов: t1 – разгон двигателя в начале черпания (копания) грунта; t2 – подъем ковша с рукоятью в период черпания грунта; t3 – остановка ковша с грунтом после выхода из забоя; t4 – равновесное поддержание ковша с грунтом при повороте его к месту выгрузки; t5 – выгрузка ковша, момент двигателя уменьшается с опорожнением ковша от грунта; t6 – разгон двигателя при опускании пустого ковша; t7 – опускание порожнего ковша с постоянной скоростью; t8 – торможение ковша перед опусканием, на грунт.
Из
нагрузочной диаграммы следует,
что двигатель подъема
Нагрузочная диаграмма напорного двигателя представлена на рис.2, б. Работу напорного механизма можно разбить на следующие участки: t1 – разгон двигателя для внедрения ковша в грунт при совместном действии с механизмом подъема; t2 – ход рукояти вперед (от экскаватора) в процессе зачерпывания грунта; t3 – реверс двигателя напора при отводе рукояти назад от забоя для частичной компенсации веса ковша с грунтом; t4 – движение рукояти с равномерной скоростью от забоя; t5 – торможение привода рукояти при частичном уравновешивании веса ковша. Обычно отвод рукояти совпадает с выходом ковша из забоя и началом поворота экскаватора для выгрузки ковша; t6 – пауза, обусловленная поворотом экскаватора; t7 – разгон привода напора для выдвижения рукояти на максимальный радиус при необходимости выгрузки грунта на наибольшее расстояние от экскаватора; t8 – движение рукояти с постоянной скоростью; t9 – затормаживание привода перемещения рукояти; t10 – пауза, связанная с выгрузкой грунта из ковша.
Окончание движения рукояти обусловливает начало выгрузки ковша (М5, рис.2,а) и торможение механизма поворота (М3, рис.2,в). В некоторых случаях выдвижение рукояти на максимальный радиус не производится, тогда привод напора не работает и пауза равна t6+t7+t8+t9+t10.
Далее на рис.2,б t11 – разгон привода для выдвижения рукояти к началу забоя; t12 – движение рукояти с постоянной скоростью; t13 – торможение привода напора перед внедрением ковша в забой. При внедрении ковша в разрабатываемый грунт (t2) механизм напора подвергается максимальным перегрузкам, и режим работы его является наиболее тяжелым.
Работа
поворотного двигателя
В
некоторых случаях для
Рис.2 Нагрузочные диаграммы рабочих механизмов экскаватора с прямой лопатой:
а – механизма тяги; б – механизма подъёма мощного шагающего
экскаватора-драглайна
Поворотный механизм драглайна имеет нагрузочную диаграмму, аналогичную диаграмме для экскаватора-лопаты (см. рис.2). Цикл работы механизма тяги (рис.3,а) можно разбить на следующие участки: t1 – разгон двигателя при внедрении ковша в грунт; t2 – черпание грунта (по мере наполнения ковша момент двигателя М2 увеличивается); t3 – окончание зачерпывания.