Автор: Павел Наумов, 14 Октября 2010 в 12:00, курсовая работа
Системы массового обслуживания. Классификация. Основные определения
Нет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА прикладных информационных технологий в экономике и менеджменте
КУРСОВАЯ РАБОТА
(ПРОЕКТ)
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Проф. д.т.н. | Варжапетян А.Г. | |||
должность, уч. степень, звание | подпись, дата | инициалы, фамилия |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ) |
«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ» |
по дисциплине: Исследование систем управления |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ(А)
СТУДЕНТ(КА) ГР. | 8629кф | Литвинова В.А. | |||
подпись, дата | инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург
2010
Введение
Во многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в очередях в билетных кассах, в крупных аэропортах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и оборудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Изучением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.
Основной задачей теории СМО является изучение режима функционирования обслуживающей системы и исследование явлений, возникающих в процессе обслуживания. Так, одной из характеристик обслуживающей системы является время пребывания требования в очереди. Очевидно, что это время можно сократить за счет увеличения количества обслуживающих устройств. Однако каждое дополнительное устройство требует определенных материальных затрат, при этом увеличивается время бездействия обслуживающего устройства из-за отсутствия требований на обслуживание, что также является негативным явлением. Следовательно, в теории СМО возникают задачи оптимизации: каким образом достичь определенного уровня обслуживания (максимального сокращения очереди или потерь требований) при минимальных затратах, связанных с простоем обслуживающих устройств.
Для создания таких моделей возможно использование как традиционных (так называемых универсальных языков программирования – УЯП), так и специализированных программных средств (языков имитационного моделирования – ЯИМ).
Специализированные языки имитационного моделирования по некоторым показателям превосходят УЯП. Их достоинства:
Существует несколько ЯИМ, приспособленных к решению задач, возникающих при имитационном моделировании человеко-машинных систем: наиболее известны такие языки, как GPSS, SIMSCRIPT и SIMULA. Язык GPSS обладает преимуществом перед другими распространенными языками. Его особая привлекательность обуславливается тем, что он наиболее прост в применении. Наиболее эффективной версией из текстово-ориентированных версий GPSS является GPSS/H.
Системы
массового обслуживания.
Классификация. Основные
определения
СМО классифицируются на разные группы в зависимости от состава и от времени пребывания в очереди до начала обслуживания, и от дисциплины обслуживания требований.
По составу СМО бывают одноканальные (с одним обслуживающим устройством) и многоканальными (с большим числом обслуживающих устройств). Многоканальные системы могут состоять из обслуживающих устройств как одинаковой, так и разной производительности.
По времени пребывания требований в очереди до начала обслуживания системы делятся на три группы:
1) с неограниченным временем ожидания (с ожиданием),
2) с отказами;
3) смешанного типа.
В СМО с неограниченным временем ожидания очередное требование, застав все устройства занятыми, становится в очередь и ожидает обслуживания до тех пор, пока одно из устройств не освободится.
В системах с отказами поступившее требование, застав все устройства занятыми, покидает систему. Классическим примером системы с отказами может служить работа автоматической телефонной станции.
В системах смешанного типа поступившее требование, застав все (устройства занятыми, становятся в очередь и ожидают обслуживания в течение ограниченного времени. Не дождавшись обслуживания в установленное время, требование покидает систему.
В системах с определенной дисциплиной обслуживания поступившее требование, застав все устройства занятыми, в зависимости от своего приоритета, либо обслуживается вне очереди, либо становится в очередь.
Основными элементами СМО являются: входящий поток требований, очередь требований, обслуживающие устройства, (каналы) и выходящий поток требований.
Изучение СМО начинается с анализа входящего потока требований. Входящий поток требований представляет собой совокупность требований, которые поступают в систему и нуждаются в обслуживании. Входящий поток требований изучается с целью установления закономерностей этого потока и дальнейшего улучшения качества обслуживания.
В большинстве случаев входящий поток неуправляем и зависит от ряда случайных факторов. Число требований, поступающих в единицу времени, случайная величина. Случайной величиной является также интервал времени между соседними поступающими требованиями. Однако среднее количество требований, поступивших в единицу времени, и средний интервал времени между соседними поступающими требованиями предполагаются заданными.
2. Средство машинного моделирования GPSS/H
Язык
имитационного моделирования
Системы ПО на основе языка GPSS:
GPSS/H (Wolverine Software)
После того, как IBM перестала поддерживать
GPSS V, наиболее значимой версией
GPSS, разработанной независимой
Последняя версия GPSS, названная GPSS/H, выпущена фирмой Wolverine Software Corporation в 1996 году и еще не нашла широкого применения в России. В то же время ее отличает от старых версий множество новых положительных свойств и возможностей. Некоторые существенные достоинства:
3. Постановка задачи (Задание 3, вариант А)
В
банке открыто два окна по работе с
физическими лицами. Клиенты приходят
каждые 1,5 ± 1 минута, чтобы воспользоваться
услугами одного из окон. Время обслуживания
опытным оператором равно 2,5±1,5
минуты. Во втором окне работает ученица,
время обслуживания в этом окне 3,25 ± 2,5
минуты. Предполагая, что в начальный момент
оба окна свободны, приходящие клиенты
подходят к одному из окон в случайном
порядке с вероятностью 0,5.
Параметры | Значения |
Г (период генерации) | 1,5 ± 1 |
Q1 (время обслуживание в первой кассе) | 2,5±1,5 |
Q2 (время обслуживание во второй кассе) | 3,25 ± 2,5 |
В (вес терминирования) | 1 |
С (число стартов) | 100 |
Т (время работы) | – |
Н (наличие очереди) | QQ1 (информация по первому окну) |
Блок-схема движения транзактов:
Появление первого
посетителя
Вероятность прихода посетителя
к одному из окон
Если окно занято, переход
к другому окну
Присоединение к
очереди 01
Приглашение оператором
KASS1
Уход из очереди
01
Время обслуживания
в KASS1
Уход от оператора
KASS1
Если окно занято переход
к другому окну
Присоединение к
очереди 02
Приглашение оператором
KASS2
Уход из очереди
02
Время обслуживания в
KASS2
Уход от оператора
KASS2
Уход с производственной
линии
4. Представление исходной модели
* Модуль описания
SIMULATE
* Модуль исполнения
Информация о работе Исследование систем управления методами имитационного моделирования