Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа
В данной работе исследовано одно из свойств управляемости судна – его поворотливость. Это свойство есть способность судна изменять направление движения и описывать траекторию заданной кривизны.
Постановка задачи
Исследование управляемости судна
Заключение
Список литературы
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет Прикладной Математики – Процессов Управления
Кафедра Математической
Теории Моделирования Систем управления
Тема: «Исследование
Циркуляции судна»
Выполнила: Тугузова Ольга Валерьевна
Группа
314
Оценка:
Научный руководитель:
Мышков С.К.
Санкт-Петербург
2010
Постановка задачи
Исследование
управляемости судна
Заключение
Список литературы
Постановка
задачи.
Одним из основных качеств судна, позволяющих ему следовать по заданной траектории, а также менять направление движения, является его управляемость. Для обеспечения управляемости судно снабжается специальными управляющими устройствами: руль, подруливающие устройства и др. управляемость судна в значительной степени зависит от внешних условий плавания (на тихой воде и безветрии, при наличии волнения и ветра).
В данной работе надо исследовать одно из свойств управляемости судна – его поворотливость. Это свойство есть способность судна изменять направление движения и описывать траекторию заданной кривизны. При этом интерес представляет циркуляция судна, т.е. траектория его центра тяжести на тихой воде при перекладке руля на некоторый фиксированный угол. Этим же термином часто обозначают и сам процесс поворота.
Для описания циркуляции судна примем следующие нелинейные дифференциальные уравнения:
Здесь β – угол дрейфа судна, ψ – угол курса, ω – угловая скорость, α – угол кладки (перекладки) руля. Использовать следующие численные значения параметров:
= 0.476, = - 0.683, = - 0.124, = 2.27,
=- 5.51,
= 4.55,
= - 1.26
Требуется провести следующие вычисления:
где v – относительная скорость движения судна, v = 1. Численно проинтегрировать совместную систему (I) – (II). Построить траекторию центра масс на плоскости (х, у).
и выполнить
вычисления по п.4 для линейной системы.
Сравнить результаты.
Исследование
управляемости судна.
Имеется система, описывающая циркуляцию судна:
1.Определение установившихся значений и .
Предполагаем, что и равны нулю. Тогда будем иметь систему нелинейных уравнений:
Или если переписать ее в другом виде:
Рассмотрим квадратное уравнение
относительно
:
(1)
(2)
Вторая система для данных значений параметров и для всех значений углов будет иметь отрицательный дискриминант, поэтому будем рассматривать лишь решения первой системы.
Решаем систему
(1) относительно
и для каждого значения
получаем значения
и
.
а) Для
:
б) Для :
в) Для :
2-3. Для каждого
из значений
с помощью среды матлаб численно интегрируем
исходную систему и получаем время за
которое достигается 5% окрестность значений
и
на рисунках приведены графики и численное
значение T
а) Для
:
t=0.89
б) Для :
t=0.7500
в) Для :
t= 0.6800
Построим график зависимости времени t от
Для этого для каждого с интервалом 0.1 определим значение переходного процесса t и выведем эти значения в виде графика:
4. Добавили еще два уравнения в исходную систему, проинтегрировали. Рассмотрим численные решения и графики также для трех значений углов. (Численное решение дифференциальных уравнений ищется на промежутке [0;10])
а) Для :
б) Для :
в) Для :
5.Теперь уберем нелинейное слагаемое из системы и найдем численное решение еще раз.
а) Для :
б) Для :
в) Для :
Заключение.
Главный
вывод, который можно сделать исходя из
графиков, это то, что при наличии нелинейного
члена в системе движение центра масс
постепенно сходится к движению по окружности.
Когда нелинейного члена в системе нет,
то положение центра масс постепенно сходится
к некоторой точке.
Список
литературы.