Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:19, контрольная работа
С позиции системного подхода процесс проектирования автомобильных дорог осуществляется по блочно-иерархическому принципу. И первый блок проектных задач, который, во многом, предопределяет потребительские качества будущей дороги, это - блок трассирования автомобильных дорог в плане и продольном профиле.
Независимо от стадии проектирования (обоснование инвестиций, инженерный проект, рабочая документация) и вида дорожных проектных работ (строительство, реконструкция, ремонт) процесс трассирования создает основные предпосылки к тому, чтобы проектируемая дорога обеспечивала возможность интенсивных перевозок грузов с высокими скоростями при минимальных затратах, была безопасной и комфортной как для водителей, так и для пассажиров.
Введение.
С позиции системного подхода процесс проектирования автомобильных дорог осуществляется по блочно-иерархическому принципу. И первый блок проектных задач, который, во многом, предопределяет потребительские качества будущей дороги, это - блок трассирования автомобильных дорог в плане и продольном профиле.
Независимо от стадии проектирования (обоснование инвестиций, инженерный проект, рабочая документация) и вида дорожных проектных работ (строительство, реконструкция, ремонт) процесс трассирования создает основные предпосылки к тому, чтобы проектируемая дорога обеспечивала возможность интенсивных перевозок грузов с высокими скоростями при минимальных затратах, была безопасной и комфортной как для водителей, так и для пассажиров.
Для того, чтобы процесс трассирования совершенствовался и реализовывал вышеперечисленные условия, необходимо: понимание и учет условий функционирования системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда»; знание и понимание современной нормативной базы, технологий и методов проектирования; исследование и применение вычислительных и инструментальных возможностей прикладной математики и компьютерной техники.
Проф. В.Ф. Бабков писал: «...Нельзя забывать, что выбранная трасса закрепляет положение дороги и влияет на развитие прилегающей к ней территории на многие годы... Ошибку при строительстве дороги можно исправить в процессе ремонтов. Изменить неудачно выбранную трассу значительно труднее, а иногда и вообще невозможно, так как придорожная полоса быстро осваивается и застраивается».
В
данной работе я приведу пример проектирования
отрезка автодороги IV класса.
1. Трассирование автомобильной
дороги.
При трассировании дорог учитывают следующие рекомендации:
дороги трассируют в обход высотных и контурных препятствий, особо полезных и ценных угодий, по границам землепользований, полей и других с.-х. участков;
не допускают затопления полезных земель и заболачивания пойм путем создания постоянных подпоров воды у сооружений или преграждения стока воды из пониженных мест;
существующие автомобильные и железные дороги пересекают на прямом участке, по возможности под прямым углом, но, во всяком случае, не меньше 45°;
большие водотоки пересекают в самом узком месте, нормально течению, где пойма не заболочена;
положение трассы не подчиняют удобству пересечения небольших оврагов, малых рек и ложбин;
пересечения и примыкания сельскохозяйственных дорог проектируют в одном уровне и располагают на ровных площадках и прямых участках дорог.
Проектирование внутрихозяйственной сети начинают с размещения полевых дорог, совмещая их с границами полей севооборота. Для рационального выполнения механизированных агротехнических работ поля севооборота проектируют в форме прямоугольников. Длину поля принимают в зависимости от вида выращиваемых культур и техники полива. Расположение дорог согласовывают с размещением защитных лесополос.
Размещение внутрихозяйственных дорог, соединяющих населенные пункты с сельскохозяйственными предприятиями, полевыми станами, складами и т.п., ведется аналогично внехозяйственной дорожной сети.
Сеть
полевых дорог связывается с
населенными пунктами и внехозяйственными
дорогами посредством
В нашем случае трасса меняет направление, в этом случае необходимо вписать в угол круговую кривую. Основные элементы кривой рассчитываются по формулам;
тангенс
T=R*tg*
длина кривой
K=
биссектриса
Б=
α=74◦; R=700 – отсюда
Т=700*tg*
K=
Б=
2. Поперечный профиль
дороги.
Согласно техническим условиям сельскохозяйственные дороги первой группы проектируют однополосными с шириной проезжей части 4,5 м, шириной обочин - 1,75 м; дороги второй группы должны быть шириной проезжей части 4,5-3,5 м, шириной обочин - по 1,75-1,5 м. Иногда одну из обочин проектируют уширенной до 3 - 4 м для движения тракторных агрегатов.
Величина поперечного уклона проезжей части дороги зависит от типа покрытия. Асфальто- и цементобетонные покрытия устраивают с уклоном 1,5-2,0 %, мостовые, грунтовые и покрытия из местных материалов - с уклоном 3-4 %. Поперечный уклон обочин принимают на 1-3 % больше уклона проезжей части.
Рациональный поперечный профиль земляного полотна выбирается по типовым проектным решениям в зависимости от климатических, геологических и гидрогеологических условий района.
Высоту насыпи рекомендуется принимать с учетом дорожно – климатической зоны, типа местности и почвенно-грунтовых условий.
Дорожно-климатическая зона определяется по схеме деления территории России на дорожно климатические зоны.
Независимо
от дорожно-климатической зоны в
сухих местах без избыточного
увлажнения (1-й тип местности) земляное
полотно рекомендуется устраивать в насыпи
высотой 0,2—0,3 м
(в нулевых отметках).
В сырых местах с избыточным увлажнением в отдельные периоды года (2-й тип местности) и в мокрых местах с постоянным избыточным увлажнением (3-й тип местности) минимальную высоту бровки земляного полотна принимают по табличным значениям.
Грунтовые профилированные дороги в сухих местах и в пределах населенных пунктах устраивают насыпью, высота которой до 0,6 м, с треугольными кюветами.
В не дренирующих грунтах (глины, суглинки, пески пылеватые) при интенсивных осадках и высоком уровне грунтовых вод насыпи высотой до 0,8 м устраивают с трапецеидальными кюветами.
При высоте насыпи до 1,5 м применяют кювет-резервный профиль. При возведении насыпи из привозных грунтов, а также на подходах к мостам и трубам при высоте насыпи до 1 м применяют бескюветный профиль .
При пересечении пониженных мест и на подходах к искусственным сооружениям насыпи высотой от 1,0 до 6-10 м выполняют с бермами. Насыпи высотой от 6 до 12 м обычно устраивают с откосами переменной крутизны.
При проектировании дороги на косогоре с нагорной стороны необходимо предусмотреть нагорную канаву.
Анализ грунтового профиля показывает, что его верхняя часть сложена суглинком лёгким пылеватым, поэтому для возведения земляного полотна в насыпях в качестве грунта принят суглинок лёгкий пылеватый.
Согласно
табличным значениям высота дорожной
насыпи будет = 0,5м. уклон откоса составит
1:1,5.
3.
Продольный профиль
дороги.
Продольный профиль представляет собой проекцию оси дороги на параллельную ей вертикальную поверхность. На продольном профиле фиксируются координаты всех пикетных и плюсовых точек, лежащих на оси дороги. При построении продольного профиля употребляются различные масштабы для расстояний и высот (масштаб расстояний: 100 м=2 см; масштаб высот: 5 м=1 см).
В результате того, что масштаб высот в 10 раз крупнее масштаба расстояний, на продольном профиле изображение рельефа более наглядно.
В соответствии с требованиями стандарта на продольный профиль наносятся следующие элементы : -графа пикетов и расстояний (шириной 2 см); графа черных отметок ; в нее заносятся отметки (высоты) поверхности земли , проведенной через ось дороги; -графа красных отметок , в которую заносятся отметки бровок дорожного полотна; -графа уклонов красной (проектной) линии ; в нее заносятся значения продольных уклонов от перелома до перелома красной линии в вертикальной плоскости. Запись осуществляется в виде дроби, у которой числитель - величина продольного уклона данного элемента красной линии (т. е. отношение разности высот двух крайних точек к расстоянию между этими точками), а знаменатель - расстояние.
Ординаты
точек, откладываемые в соответствии с
черными и красными отметками начиная
от оси абсцисс, условная отметка которой
избрана с таким расчетом, чтобы ординаты
не были слишком растянуты;
-черная линия, соединяющая верхние точки
ординат соответственно черным отметкам;
-красная линия, соединяющая верхние точки
ординат соответственно красным отметкам;
-рабочие
отметки, представляющие собой
алгебраическую разность между
красными и черными отметками;
если эта разность положительная, то рабочие
отметки соответствуют высоте насыпи
и выписываются над красной линией; если
разность отрицательная, то рабочие отметки
соответствуют глубине выемки и выписываются
под красной линией;
-условный план трассы с указанием расположения
всех прямых и кривых участков и характеризующих
их данных; этот план, условно вытянутый
в одну прямую линию, размещается несколько
ниже графы пикетов.
Кроме перечисленных элементов, на продольном
профиле обычно помещают:
- сведения об искусственных сооружениях;
- ситуацию
местности (в пределах по 50 м от
оси дороги в каждую сторону);
- почвенно-грунтовую характеристику;
данные о кюветах и типе проезжей части.
При
стандартном расположении элементов
продольного профиля единицы
измерения не проставляют, а также не
помещают координатную сетку и шкалу высот.
Величины черных отметок, необходимые
для нанесения на продольный профиль черной
линии, характеризующей естественный
рельеф местности, получают с большой
степенью точности, прибегая к инструментальной
съемке в условиях полевых изысканий.
Приближенно черные отметки можно получить
и не выезжая на местность, а пользуясь
топографической картой, на которой рельеф
показан с помощью горизонталей, т. е. условных
линий, все точки которых лежат на одной
и той же высоте, а следовательно, имеют
одинаковые отметки. Искомую черную отметку
заданной точки получают путем интерполяции,
ориентируясь на отметки ближайших к этой
точке горизонталей (между которыми она
находится). Для иллюстрации этого положения
приведен рис., изображающий пространственную
фигуру с двумя коническими вершинами
и разделяющих их седлом и проекцию этой
фигуры на горизонтальную плоскость с
нанесенными точечным пунктиром горизонталями.
Именно с этой проекции, как бы представляющей
собой топографическую карту, взяты черные
отметки, использованные при построении
продольного профиля.
Наибольшую сложность при построении продольного профиля представляет нанесение красной линии.
Для
дорог IV-V категорий эта задача несколько
упрощается, так как при их проектировании
разрешается придерживаться относительно
большого продольного уклона (7-9%). Поэтому
красная линия на продольном профиле дорог
низкой стоимости строится обычно по принципу
обертывающей, т. е. полностью или на большом
протяжении как бы сливается с черной
линией (трасса проходит «в нулевых условиях»).
4.
Расчёт водопропускного
сооружения.
Малые водоотводные сооружения устраиваются в местах пересечения автомобильной дороги с ручьями, оврагами или балками, по которым стекает вода от дождей или таяния снега.
Количество
водопропускных сооружений зависит
от климатических условий и