Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:53, курсовая работа
В данной работе рассмотрен редуктор с двумя разъемами, быстроходный вал расположен наверху. Смазывание окунанием колеса в масло возможно при условии применения дополнительных устройств. На редукторе для смазывания зацепления быстроходной ступени и подшипников применено промежуточное зубчатое колесо, установленное на тихоходном валу.
При проектировании привода производят кинематические расчёты, определяют силы, действующие на детали и звенья сборочных единиц, выполняют расчёты изделия на прочность, решают вопросы, связанные с выбором материала и наиболее технологичных форм деталей, освещаются вопросы сборки и разборки отдельных сборочных единиц и привода в целом.
Введение____________________________________________________ 4
1. Кинематический расчет привода _______________________________ 5
2. Расчет цепной передачи_______________________________________ 9
3. Расчет цилиндрических зубчатых передач________________________ 12
3.1. Быстроходная ступень____________________________________ 12
3.2. Тихоходная ступень ______________________________________17
4 Компоновка редуктора_______________________________________22
5 Проверочный расчет валов____________________________________23
5.1 Быстроходный вал_____________________________________23
5.2 Тихоходный вал______________________________________25
6 Проверочный расчет подшипников качения______________________28
6.1 Быстроходный вал_____________________________________28
6.2 Тихоходный вал______________________________________30
7 Проверка шпонок____________________________________________ 32
8 Технология сборки редуктора _____________________________________ 33
9 Выбор смазки __________________________________________________ 35
10 Экономическое обоснование _____________________________________36
Список литературы____________________________________________ 37
Спецификации на сборочные чертежи____________________________
Федеральное государственное
бюджетное образовательное «Тульский государственный университет»
Кафедра «Проектирование механизмов и деталей машин»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту ДМ - 9
по дисциплине «Детали машин»
Выполнил: студент гр. 661582с ________________ Осипов С. С. Проверил: доцент ________________ Соловьёв В.Д.
Тула 2012 | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
| ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата |
Содержание
Введение______________________
Список литературы____________________ Спецификации на сборочные
чертежи_______________________
| ||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ | ||||||||||
изм |
лист |
№ докум. |
Подп |
Дата | ||||||
Разраб. |
Осипов |
Пояснительная записка |
лит |
лист |
листов | |||||
Пров. |
Соловьев |
У |
1 |
|||||||
ТулГУ гр. 661582 с | ||||||||||
Н.контр. |
||||||||||
Утв. |
Введение
Редуктор – это механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, заключённый в отдельный закрытый корпус и работающий в масляной ванне. Назначение редуктора – понижение частоты вращения и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Редукторы широко применяют в различных отраслях народного хозяйства, в связи с чем число разновидностей редукторов велико. В данной работе рассмотрен редуктор с двумя разъемами, быстроходный вал расположен наверху. Смазывание окунанием колеса в масло возможно при условии применения дополнительных устройств. На редукторе для смазывания зацепления быстроходной ступени и подшипников применено промежуточное зубчатое колесо, установленное на тихоходном валу. При проектировании привода производят кинематические расчёты, определяют силы, действующие на детали и звенья сборочных единиц, выполняют расчёты изделия на прочность, решают вопросы, связанные с выбором материала и наиболее технологичных форм деталей, освещаются вопросы сборки и разборки отдельных сборочных единиц и привода в целом. Основной задачей на этапе конструирования привода является минимизация его стоимости и габаритных размеров при обеспечении надёжности и технологичности. Это достигается оптимальным соотношением параметров привода и электродвигателя по рекомендуемым значениям передаточных чисел всех его элементов, которые основаны на инженерном опыте. Исходным документом при проектировании является техническое задание, отступление от которого недопустимо. | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
4 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата |
1 Кинематический расчет привода
Привод ленточного конвейера состоит из асинхронного короткозамкнутого двигателя - 1, упругой компенсирующей муфты - 2 , цилиндрического двухступенчатого редуктора - 3, выполненного по развернутой схеме и цепной передачи - 4.
Рисунок 1 - Кинематическая схема привода.
Выбор электродвигателя Необходимая мощность привода по формуле (1.18) Р, кВт Рнеобх = F∙ V ∙10-3 = 8100 ∙0,8∙10-3 =6,48 кВт где F – тяговое усилие ленты конвейера, F =8,1 кН; V – скорость движения ленты конвейера, V =0,8 м/с. С учетом потерь в кинематической цепи определим потребную мощность электродвигателя по формуле (1.19) = ∙ ∙ ∙ , - к.п.д. муфты, принимаем = 0,98; - к.п.д. цилиндрической зубчатой передачи, принимаем = 0,98; | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
5 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата |
- к.п.д. пары подшипников, принимаем = 0,99; - к.п.д. цепной передачи, принимаем = 0,93. ηобщ = 0,98 ∙ 0,982∙ 0,994 ∙ 0,93= 0,841 Р= 6,48/0,841 = 7,71 кВт Определим необходимую частоту вращения вала электродвигателя по формуле (1.22) (мин-1) nв – частота вращения приводного вала, мин-1; U1U2… - передаточное число кинематических пар привода Частота вращения приводного вала:
Предварительно примем передаточное число по таблице 1.2 Uц.=3. Предварительно принимаем Uр= 25 Uпр=Uр∙Uц. Uпр=25∙3 = 75 n= nв∙ Uпр =30,57 ∙ 75 =2292,75 мин-1 Из таблицы 1.3 выбираем электродвигатель 112М6 nсинх = 3000 мин-1, nэл = 2895 мин-1, Рэ= 7,5 кВт Размеры электродвигателя:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата |
Эскиз электродвигателя:
Уточняем передаточные числа. Общее передаточное число привода:
Оставляем Uц.= 3, тогда Проводим разбивку Uр по ступеням. Передаточное число быстроходной ступени при Uр=26,5 … 45 UБ=0,75 ≤ Uмах Передаточное число тихоходной ступени ≤ Uмах что удовлетворяет требованиям таблицы 1.1. Пронумеровав валы, начиная с первого, найдем крутящие моменты на них и частоты их вращения по формулам (1,28) … (1.30) | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
Сведем данные в таблицу 1 Таблица 1
| |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
2 Расчет цепной передачи
Исходные данные: Uц = 3; Т4=2025 Н∙м; Т3=733,14 Н∙м; n4=30,57 мин-1; n3=91,63 мин-1. Мощность на ведущей звёздочке =6,9кВт*, угол наклона цепной передачи β=45˚. Смазывание периодическое, двухсменная работа. * =Р∙ ηм∙ηп2 ∙ ηзп3 =7,71∙0,98∙0,992 ∙0,983 = 6,96 кВт
коэффициент динамичности нагрузки;
-коэффициент межосевого -коэффициент наклона линии центров звёздочек передачи к горизонту ;
-коэффициент способа
-коэффициент смазки и
-коэффициент режима или -коэффициент числа зубьев; -коэффициент частоты вращения. | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
Lt= где а=40-19,05=20,95мм Округляем до чётного числа
| |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
Где [S]-допускаемый коэффициент запаса прочности. Цепь удовлетворяет условиям прочности.
Fк= 1,15 ∙ | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
3 Расчет цилиндрических зубчатых передач
3.1 Быстроходная ступень Из таблицы 3.1 выбираем материал зубчатых колес:
n1= 2895 мин-1 T2=169,8 Н∙м UБ= 7,1 Допускаемые напряжения определяем по таблице 3.2 для шестерни:
| |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
для колеса:
Срок службы передачи (ч) при 10 годах работы: t = 10∙Кгод∙365∙24∙Ксут = 10 ∙ 0,6 ∙ 365 ∙ 24 ∙ 0,45=23652 ч Число циклов нагружения по формуле (3.3) Nk = 60∙n1∙t= 60 ∙ 2895 ∙ 23652 = 4108,35∙106 Эквивалентный крутящий момент по формуле (3.2) ТНЕ2 = При симметричном относительно опор расположении зубчатых колес ψba = 0,4, тогда по формуле (3.3): ψbd = 0,5 ∙ 0,4 ∙ (7,1+1) = 1,62 из таблицы 3.3 КНβ = 1,28 Расчетное значение допускаемого контактного напряжения по формуле (3.5) σНр = 0,4∙ (833+555,44)=555,4 МПа Т.к. согласно условию (3.6) σНр<1,23 σНр min ; 555,4<1,23 ∙555,44=683,2 МПа, то принимаем σНр = 555,44 МПа Ориентировочное межосевое
расстояние определим по аw1
= Принимаем значение аw1 = 125 мм Ширина колес по формуле (3.7) bw2 = 0,4 ∙ 125= 45 мм; bw1 =1,12 ∙45 = 50 мм Модуль передачи mn = (0,01 … 0,02) аw= 1,6…3,5 Принимаем стандартный mn = 1,5 мм Минимальный угол наклона зубьев – по формуле (3.9) | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
βmin = arcsin Суммарное число зубьев - по формуле (3.10) ZΣ
= Уточняем угол наклона зубьев по формуле (3.11) β = arcos Число зубьев шестерни по формуле (3.12) Z1
= Полученное значение удовлетворяет условию Z1≥ Z1min =20 для угла β до 12 º. Z2 =166 – 20 = 146 ZΣ =146+20=166 Окончательный угол наклона зубьев β = arcos Фактическое передаточное число Uф = Z2/ Z1 =146/=7,3 отличается от заданного менее, чем на 4% ,что допустимо. Проверка - по формуле (3.14): 30,15 + 220,1=250,25, т.е. очень близко к 2аw = 250 мм Основные размеры колес – формулы (3.13) … (3.16) Делительные диаметры и Проверка - по формуле (3.14): 30,15 + 220,1=250,25, т.е. очень близко к 2аw = 250 мм Диаметры окружностей вершин зубьев:
Диаметры окружностей впадин зубьев
| |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
Силы в зацеплении - по формулам (3.17)
Окружная скорость:
По таблице 3.4 назначаем 6-ю степень точности передачи. Выполним проверочный расчет на выносливость при изгибе. Эквивалентная окружная сила – по формуле (3.19)
Коэффициенты КFα= 0,72, КFβ=1,21, КА=2/1= 2 По формуле (3.23) ωFν = 0,06∙0,02∙33,35 По формуле (3.22) определим динамическую добавку 0,0027 По формуле (3.21)
По формуле (3.20)
По формуле (3.24) эквивалентное число зубьев
Коэффициенты формы зуба в зависимости от Zv YFs1 = 4,08; YFs2 =3,6 По формуле (3.25) Yβ= 1 – По формуле (3.27) εβ= | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
По формуле (3.28) εα= По формуле (3.26) Yε=1/1,69 = 0,59 По формуле (3.18) расчетное напряжение изгиба для колеса σF2= для шестерни по формуле (3.29) σF1=29,08∙4,08/3,6= 32,96 МПа, что меньше Таким образом, условия изгибной выносливости выполняются. Проверочный расчет на контактную выносливость. При β=5,13º, коэффициент ZH = 2,4. Коэффициент Zε - по формуле (3.34) Zε = Контактное напряжение в полюсе зацепления – по формуле (3.33) σН0 = 190 ∙ 2,4 ∙ 0,6558 По табл. 3.6 КНν=1,04; По формуле (3.35) КН=1,1 ∙ 1,28 ∙ 1,04 = 1,46 По формуле (3.31) σН ≤ σНр , σН =323,14 ∙ = 390,45 МПа < σНр=555,44 МПа. Проверка наиболее полного
использования материала σН/ σНр = 390,45/555,44 = 0,7 , условие выполняется. Проверочные расчеты при действии кратковременной максимальной нагрузки осуществляем по формулам (3.36) и (3.37) σН max=390,45 ∙ = 552,2 МПа < σНр max=1900 МПа σF max1=32,96 ∙ 2/1= 65,92 МПа < σНF max1=1260 МПа σF max2=29,08 ∙ 2/1= 58,16 МПа < σНF max2=797,95 МПа. Условия прочности при кратковременной перегрузке выполняются. | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
3.2 Тихоходная ступень Из таблицы 3.1 выбираем материал зубчатых колес:
n3= 91,63мин-1; T3=733,14 Н∙м; UТ= 4,45 Допускаемые напряжения определяем по таблице 3.2 для шестерни:
для колеса:
Срок службы передачи (ч) при 10 годах работы: t = 10∙Кгод∙365∙24∙Ксут = 10 ∙ 0,6 ∙ 365 ∙ 24 ∙ 0,45=23652 ч Число циклов нагружения по формуле (3.3) Nk = 60∙n3∙t= 60 ∙ 91,63 ∙ 23652 = 1300∙106 Эквивалентный крутящий момент по формуле (3.2) ТНЕ2 = При симметричном относительно опор расположении зубчатых колес ψba = 0,4, тогда по формуле (3.3): | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
ψbd = 0,5 ∙ 0,4 ∙ (4,45+1) = 1,09 из таблицы 3.3 КНβ = 1,1 Расчетное значение допускаемого контактного напряжения по формуле (3.5) σНр = 0,4∙ (833+555,44)=555,4 МПа Т.к. согласно условию (3.6) σНр<1,23 σНр min; 555,4<1,23 ∙555,44=683,2 МПа, то принимаем σНр = 555,44 МПа Ориентировочное межосевое
расстояние определим по аw1
= Принимаем значение аw1 = 160 мм Ширина колес по формуле (3.7) bw2 = 0,4 ∙ 160= 64 мм; bw1 =1,12 ∙64 = 72 мм Модуль передачи mn = (0,01 … 0,02) аw= 1,6…3,5. Принимаем стандартный mn = 2 мм Минимальный угол наклона зубьев – по формуле (3.9) βmin = arcsin Суммарное число зубьев - по формуле (3.10) ZΣ
= Уточняем угол наклона зубьев по формуле (3.11) β = arcos Число зубьев шестерни по формуле (3.12) Z1
= Полученное значение удовлетворяет условию Z1≥ Z1min =29 для угла β до 12 º. Z2 =159 – 29 = 130 ZΣ =130+29=159 Окончательный угол наклона зубьев | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
β = arcos Фактическое передаточное число Uф = Z2/ Z1 =130/29=4,48 отличается от заданного менее, чем на 4% ,что допустимо. Основные размеры колес – формулы (3.13) … (3.16) Делительные диаметры и Проверка - по формуле (3.14): 58,4 + 261,6=320, т .е. близко к 2аw = 320 мм Диаметры окружностей вершин зубьев:
Диаметры окружностей впадин зубьев
Силы в зацеплении - по формулам (3.17)
Окружная скорость:
По таблице 3.4 назначаем 9-ю степень точности передачи. Выполним проверочный расчет на выносливость при изгибе. Эквивалентная окружная сила – по формуле (3.19)
Коэффициенты КFα= 1,0; КFβ=1,0, КА=2/1= 2 По формуле (3.23) | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
ωFν = 0,06∙0,02∙1,26 По формуле (3.22) определим динамическую добавку 0,00006 По формуле (3.21)
По формуле (3.20)
По формуле (3.24) эквивалентное число зубьев
Коэффициенты формы зуба в зависимости от Zv YFs1 = 3,8; YFs2 =3,6 По формуле (3.25) Yβ= 1 – По формуле (3.27) εβ= По формуле (3.28) εα= По формуле (3.26) Yε=1/1,73 = 0,58 По формуле (3.18) расчетное напряжение изгиба для колеса σF2= для шестерни по формуле (3.29) σF1=83,15∙3,8/3,6= 87,8 МПа, что меньше Таким образом, условия изгибной выносливости выполняются. Проверочный расчет на контактную выносливость. При β=6,4º, коэффициент ZH = 2,4. Коэффициент Zε - по формуле (3.34) Zε = Контактное напряжение в полюсе зацепления – по формуле (3.33) | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
σН0 = 190 ∙ 2,4 ∙ 0,76 По табл. 3.6 КНν=1,01; По формуле (3.35) КН=1,1 ∙ 1,1 ∙ 1,01 = 1,22 По формуле (3.31) σН ≤ σНр , σН =432,3 ∙ = 477,9 МПа < σНр=555,44 МПа. Проверка наиболее полного
использования материала σН/ σНр = 477,9/555,44 = 0,86 , условие выполняется. Проверочные расчеты при действии кратковременной максимальной нагрузки осуществляем по формулам (3.36) и (3.37) σН max=477,9 ∙ = 675,85 МПа < σНр max=1900 МПа σF max1=87,8 ∙ 2/1= 43,9 МПа < σНF max1=1260 МПа σF max2=83,15 ∙ 2/1= 41,575 МПа < σНF max2=797,95 МПа. Условия прочности при кратковременной перегрузке выполняются. | |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||||||||
4 Компоновка редуктора
Прежде чем переходить к дальнейшим расчётам валов и подшипников, имея размеры спроектированных зубчатых передач, проводят первый вариант компоновки редуктора. Затем по мере расчёта деталей и выбора их конструктивных форм первоначальная компоновка уточняется, что, в свою очередь, является основанием для корректировки расчётных схем узлов, например расположения опор вала. Таким образом, расчёты деталей и уточнение компоновочного чертежа ведутся параллельно. Компоновочный чертёж выполняется в масштабе на ватмане. Начинаем с наиболее сложной части – компоновки редуктора. Необходимый зазор а между внутренними поверхностями корпуса и вращающимися зубчатыми колесами определяем по формуле
Полученное а округляем в большую сторону до целого значения а=26мм. Сначала чертим вал, затем от оси вала откладываем межосевое расстояние аw1 = 125мм. Расстояние между дном корпуса и поверхностью зубчатых колес принимают b0>4a. b0=105мм. Расстояние между торцами колес с=(0,3…0,5)а. с=11мм. Зазор между торцом шестерни внутренней поверхности корпуса е1= (1…1,2)а е1=30мм.
| |||||||||||||||||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | ||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата |
5 Проверочный расчет валов 5.1 Быстроходный вал Исходные данные: частота вращения n1=2895 мин-1, крутящий момент Т2 = 169,8 Н∙м Принимаем материал вала сталь 40Х ГОСТ 4543-71, НВ > 270, σв= 900 МПа, σ-1= 410 МПа, τ-1=240 МПа. Согласно схеме 1 и рис. 1 по формулам (4.6) … (4.10) определяем реакции опор Реакции опор R и R (Н) определяют через их составляющие в различных плоскостях: , где - геометрические параметры вала.
=
| ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
23 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
Изгибающий момент в опасном сечении определяется по формуле (4,11): Определяем коэффициент КL по формуле (4.42), где NЕ вычисляем по формуле (4.43) с учетом определенных ранее при расчете цилиндрической зубчатой передачи количества циклов нагружения на каждой ступени графика нагрузки. N1 = 4108,35∙106; N2 = 1300∙106 NЕ = 4108,35∙106∙ 0,759 + 1300∙106 ∙ 0,259 = 308∙106 NЕ > N0, значит КL= 1 Определяем коэффициенты, входящие в формулу (4.44). Для шпоночного паза и из таб.4.3 имеем ; Из табл.4.5- Поверхностное упрочнение не применяем, тогда = =1. По формуле (4.44) находим: ; где и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений ; и -коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения вала, определяем по таблице (4.5); и -коэффициент влияния поверхностного упрочнения; и -нормальное и опасное напряжение в опасном сечении вала.
Осевой и полярный моменты сопротивления для вала d=20мм , ослабленного шпоночным пазом 6х6мм,составляют по табл.4.7:
| ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
24 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
м3 м3 Напряжения определяют по формуле (4.45)
Коэффициенты запаса прочности рассчитывают по формулам (4.37) и (4.38)
Условие прочности вала соблюдено.
5.2 Тихоходный вал
Исходные данные: частота вращения n3=91,63 мин-1, крутящий момент Т2 = 91,63 Н∙м Принимаем материал вала сталь 40Х ГОСТ 4543-71, НВ > 270, σв= 900 МПа, σ-1= 410 МПа, τ-1=240 МПа. Согласно схеме 3 и рис. 2 по формулам (4.6) … (4.10) определяем реакции опор | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
25 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
Нагрузку от муфты принимаем по формуле (4.4) Н
Изгибающий момент в опасном сечении определяется по формуле (4,11):
Определяем коэффициент КL по формуле (4.42), где NЕ вычисляем по формуле (4.43) с учетом определенных ранее при расчете цилиндрической зубчатой передачи количества циклов нагружения на каждой ступени графика нагрузки. N1 = 4108,35∙106; N2 = 1300∙106 NЕ = 4108,35∙106∙ 0,759 + 1300∙106 ∙ 0,259 = 308∙106 NЕ > N0, значит КL= 1 Определяем коэффициенты, входящие в формулу (4.44). Для шпоночного паза и из таб.4.3 имеем ; Из табл.4.5- Поверхностное упрочнение не применяем, тогда = =1. По формуле (4.44) находим: | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
26 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
; где и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений; и - коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения вала, определяем по таблице (4.5); и - коэффициент влияния поверхностного упрочнения; и - нормальное и опасное напряжение в опасном сечении вала. Осевой и полярный моменты сопротивления для вала d=45мм , ослабленного шпоночным пазом 14х9мм,составляют по табл.4.7: Напряжения определяют по формуле (4.45)
Коэффициенты запаса прочности рассчитывают по формулам (4.37) и (4.38)
Условие прочности вала соблюдено. | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
27 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
6 Проверочный расчёт подшипников качения 6.1 Быстроходный вал Исходные данные: На основании рекомендации п.5.1 выбран подшипник средней серии №7604 ГОСТ 333-79, у которого динамическая грузоподъёмность , угол , угол контакта Коэффициент вращения V=1;коэффициент безопасности –по табл.5.8: температурный коэффициент K Находим соотношение Fr/Co и по рис.5.2 определяем значение параметра : -для подшипника Fr/Cor=1778.7/22000=0,08; : -для подшипника II Fr/Cor=1344.2/22000=0,06; =0,1. Осевые составляющие радиальных нагрузок определяем по формуле:
где -коэффициент минимальной осевой нагрузки ,принимаемый по графику рис.5.2
Расчётная осевая нагрузка определяется по табл.5.10,при S и F >0: -для подшипника I 177,87 Н -для подшипника II Н Дальнейший расчёт ведём по наиболее нагруженному подшипнику II c
Находим соотношение . Для этого соотношения из табл.5.7 определяем e=0,45. Соотношение | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
28 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
Из табл.5.7 для и , находим коэффициенты радиальной и осевой нагрузок Х=1,Y=1,39. Эквивалентную динамическую нагрузку на подшипник II вычисляем по формуле (5.3):
P = Срок службы подшипника:
Долговечность подшипника находим по формуле(5.11)
где n частота вращения вала, мин ; t - срок службы подшипника, ч.
Долговечность на каждой ступени графика нагрузки:
Приведённую динамическую нагрузку с учётом графика нагрузки определяем по формуле (5.10):
где Р ,P ,…P можно считать пропорциональной нагрузкой крутящим моментам Т на ступенях нагрузки.
Расчётную динамическую грузоподъёмность вычисляем по формуле(5.2): < Cr=31500 Н Вывод: Подшипник подобран правильно. | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
29 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
6.2 Тихоходный вал
Исходные данные
На основании рекомендации п.5.1 выбран подшипник средней серии №7607 ГОСТ 333-79, у которого динамическая грузоподъёмность , угол , угол контакта Коэффициент вращения V=1;коэффициент безопасности –по табл.5.8: температурный коэффициент K Находим соотношение Fr/Co и по рис.5.2 определяем значение параметра : -для подшипника Fr/Cor=5631,6/61500=0,092; : -для подшипника II Fr/Cor=6084,8/61500=0,098; =0,09. Осевые составляющие радиальных нагрузок определяем по формуле: , где -коэффициент минимальной осевой нагрузки ,принимаемый по графику рис.5.2
Расчётная осевая нагрузка определяется по табл.5.10,при S -для подшипника I 506,84 Н -для подшипника II Н Дальнейший расчёт ведём по наиболее нагруженному подшипнику II c
Находим соотношение . Для этого соотношения из табл.5.7 определяем e=0,30. Соотношение | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
30 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
Из табл.5.7 для и , находим коэффициенты радиальной и осевой нагрузок Х=0,74,Y=2,94. Эквивалентную динамическую нагрузку на подшипник II вычисляем по формуле (5.3):
Срок службы подшипника:
Долговечность подшипника находим по формуле(5.11) , где n частота вращения вала, мин ; t - срок службы подшипника, ч.
Долговечность на каждой ступени графика нагрузки :
Приведённую динамическую нагрузку с учётом графика нагрузки определяем по формуле (5.10):
где Р ,P ,…P можно считать пропорциональной нагрузкой крутящим моментам Т на ступенях нагрузки.
Расчётную динамическую грузоподъёмность вычисляем по формуле(5.2): < Cr=71690 Н Вывод: Подшипник подобран правильно. | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
31 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
Вал 1
Выбранную шпонку проверяют по напряжениям смятия (МПа) по формуле (4.47):
где - рабочая длина шпонки ,мм.
Вал 2
Вал 3
| ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
32 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
8 Технология сборки редуктора Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов. На валы закладывают шпонки и напрессовывают элементы передач редуктора. Мазеудерживающие кольца и подшипники следует насаживать, предварительно нагрев в масле до 80-100 градусов по Цельсию, последовательно с элементами передач. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого в подшипниковые камеры закладывают смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок, регулируют тепловой зазор. В шпоночный паз на выходном конце ведущего вала закладывают шпонку и устанавливают полумуфту. В шпоночный паз на выходном конце ведущего вала закладывают шпонку и устанавливают полумуфту, которая крепится концевой шайбой. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышку винтами. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое окно крышкой с прокладкой, закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями. Наличие зазоров в подшипниках обеспечивает легкое вращение вала, предотвращает защемление тел качения в результате температурных деформаций. | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
33 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
9 Устранение зазоров повышает жесткость опор, точность вращения вала, а также улучшает распределение нагрузки между телами качения, повышая несущую способность подшипника. Таким образом, под регулированием подшипников понимают установление минимальных зазоров, при которых в условиях эксплуатации не возникает натяг (в результате температурных деформаций), или создание при необходимости предварительного натяга.
| ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
34 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
9 Выбор смазки
Принцип назначения
сорта масла следующий: чем
выше окружная скорость колеса,
тем меньше должна быть Для данного
редуктора выбираем
| ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
35 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
10 Экономическое обоснование
1.Спроектированный привод
машины включает редуктор. Необходимость
применения редуктора а) регулирование электродвигателя чаще всего экономически не целесообразно, так как за пределами номинального режима работы КПД двигателей значительно уменьшается; б)масса и стоимость
электродвигателя при одинаковой мощности
уменьшаются с увеличением 2.Разбивка передаточного
числа редуктора по ступеням
приводит к минимизации его
массы и, следовательно, к 3.В аспекте выбора
машиностроительного материала, 4.При конструировании форм зубчатых колёс ,валов и других деталей были использованы приёмы ,снижающие массу этих деталей, что также способствует экономичности . 5.Использованные элементы
стандартизации несомненно 6.Применение способа уплотнения вращающихся валов и смазки выбранными смазочными материалами приводит к повышению долговечности. | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
36 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
Список литературы
1.Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин –М.:высш.шк.,1988-381с. 2.Соловьёв В.Д.,Фатеев
В.И. Детали машин курсовое
проектирование-Тула.:ТулГу, 3.Чернавский С.А., Снесарев
Г.А. Козинцев Б.С. 4.Ширяев А.Д. Детали машин-М.:Машиностроение,1988- 5. ГОСТ 21354-87 (СТ СЭВ
5744-86) . Передачи зубчатые | ||||||
ДМКП.ПЛК009.000 ПЗ
|
Лист | |||||
37 | ||||||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата | ||
Изм |
Лист |
№ домум. |
Подп. |
Дата |