Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:58, доклад
Центр управления полётами (ЦУП) – наиболее крупное научно-исследовательское подразделение Центрального НИИ машиностроения Федерального космического агентства России.
ЦУП обеспечивает практическое управление полётами космических аппаратов разных классов: пилотируемых орбитальных комплексов, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и искусственных спутников Земли социально-экономического и научного назначения. Одновременно он ведёт научные и проектные исследования и разработку методов, алгоритмов и средств решения задач управления, баллистики и навигации, а также занимается экспертизой космических проектов по направлению своих работ. ЦУП располагает современными техническими средствами и новейшими технологиями обработки информации.
Центр
управления полётами (ЦУП) – наиболее
крупное научно-
ЦУП обеспечивает практическое управление полётами космических аппаратов разных классов: пилотируемых орбитальных комплексов, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и искусственных спутников Земли социально-экономического и научного назначения. Одновременно он ведёт научные и проектные исследования и разработку методов, алгоритмов и средств решения задач управления, баллистики и навигации, а также занимается экспертизой космических проектов по направлению своих работ. ЦУП располагает современными техническими средствами и новейшими технологиями обработки информации.
ЦУП свою родословную ведёт с самого начала космической эры, которую открыл запущенный в СССР 4 октября 1957 года первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). Уже в то время остро встал вопрос об оперативной обработке информации, получаемой наземными станциями слежения с борта космических аппаратов. Тогда в Государственном союзном научно-исследовательском институте № 88 (ныне ЦНИИ машиностроения) стал создаваться вычислительный центр (ВЦ НИИ-88) с перспективой преобразования его в координационно-вычислительный центр (КВЦ). 3 октября 1960 года было утверждено первое штатное расписание ВЦ НИИ-88, и в том же месяце его принимают в эксплуатацию. На ВЦ и баллистическое подразделение НИИ-88 возлагаются функции баллистического центра отрасли (БЦ-2), который совместно с баллистическими центрами Министерства обороны (БЦ-1) и Академии наук СССР (БЦ-3) начинает участвовать в обеспечении управления полётами космических аппаратов (КА). С 1964 года ВЦ НИИ-88 решает задачи информационного обеспечения Государственных комиссий по лётно-конструкторским испытаниям космической техники, а также задачи приёма, обработки и отображения баллистической и телеметрической информации.
В 1965 году ВЦ НИИ-88 преобразовывается в КВЦ. В перечень его функций включается выполнение комплекса работ, определяющих процесс обеспечения управления КА.
Баллистический
центр, вошедший в состав КВЦ, становится
головным по автоматическим межпланетным
станциям («Венера», «Марс») и ИСЗ
народнохозяйственного и
В
1973 году для обеспечения реализации
совместного с США
В течение пятнадцати лет (1986–2001 гг.) ЦУП непрерывно работал с пилотируемой орбитальной станцией «Мир», обеспечивая управление её полётом, включая завершающий этап управляемого схода с орбиты в заданный район акватории Тихого океана.
ЦУП
обеспечил управление всеми девятью
пилотируемыми полётами по программе
«Интеркосмос» на орбитальную станцию
«Салют-6» и полётами на станции
«Салют-7» и «Мир»
В
активе ЦУП также управление автоматическими
межпланетными станциями –
В
1987 году в составе ЦУП создаётся
фактически ещё один центр управления
для обеспечения лётно-
В 1988 году из этого центра осуществлялось управление полётом космического корабля многоразового использования «Буран».
С
1998 года бывший «бурановский» центр
управления после переоборудования
и модернизации работает по программе
Международной космической
В
ЦУП располагаются Главные
Вся информация от космических аппаратов поступает в ЦУП через станции слежения по наземным и спутниковым каналам. Обработка, анализ и отображение информации производятся в реальном масштабе времени.
При реализации международных проектов в ЦУП работают группы поддержки из специалистов стран–участниц. В связи с началом работ по МКС в ЦУП развёрнут сектор управления американскими модулями, которые входят в состав станции. Задачей специалистов НАСА, работающих в этом секторе, является проведение операций по управлению полётом американского сегмента создаваемой станции в случае выхода из строя ЦУП США (г. Хьюстон, шт. Техас). Аналогичный сектор развёрнут российскими специалистами в американском ЦУП. За время полёта МКС было три случая, когда из-за чрезвычайных обстоятельств в США (угроза терактов, стихийные бедствия) американский ЦУП прекращал свою работу. Тогда всё управление передавалось в подмосковный ЦУП.
Технические возможности ЦУП, его программно-аппаратное оснащение и квалификация персонала позволяют одновременно работать по нескольким различным программам.
В 1999 году в ЦУП был создан сектор управления КА социально-экономического и научного назначения. Он обеспечил управлению КА дистанционного зондирования Земли «Океан-О» (совместный проект России и Украины), многоцелевым КА «Метеор-3М» (Россия с участием США), КА дистанционного зондирования Земли «Сич-1М» (Украина), научным КА «Фотон-М» (Россия с участием стран Западной Европы). В настоящее время ЦУП управляет КА оптико-электронного наблюдения «Ресурс-ДК1».
С 1999 года ЦУП постоянно участвует в проведении запусков КА по международному проекту «Морской старт». Он обеспечивает управление полётом разгонного блока ДМ-SL ракеты-носителя «Зенит-3SL». Запуски проводятся с плавучей стартовой платформы «Одиссей» из точки с координатами 0° широты и 154° западной долготы.
В 1995 году в ЦУП был создан Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО). В его задачи входило обеспечение поддержки Роскосмоса в научно обоснованном формировании стратегии развития, решении практических задач и создании перспективных средств КВНО, научно-методическое и информационное сопровождение высокоточных средств и систем КВНО в интересах потребителей, а также научное и экспериментальное обоснование программ развития средств КВНО и глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
В 2007 году ИАЦ КВНО выделился из структуры ЦУП и стал самостоятельным Центром в составе ЦНИИ машиностроения с прямым подчинением его генеральному директору.
В 2000 году ЦУП был определён головной организацией по новому актуальному направлению – созданию автоматизированной системы сбора, обработки, анализа и передачи информации о космических объектах техногенного и естественного происхождения в околоземном космическом пространстве. Главной задачей этой системы является формирование в автоматизированном режиме на основе анализа данных, полученных из отечественных и зарубежных источников, достоверной информации о возникновении в околоземном космическом пространстве опасных и чрезвычайных ситуаций и своевременное доведение этой информации до потребителей.
В процессе управления полётами ЦУП взаимодействует с разработчиками космической техники и научной аппаратуры, Центром подготовки космонавтов, отраслевыми и академическими научно-исследовательскими организациями, со службами космодрома, командно-измерительного и поисково-спасательного комплексов, зарубежными организациями при выполнении совместных программ, а также с представителями средств массовой информации.
Любой полет в космос начинается с Земли. Немногие знают, через какие испытания приходится пройти космонавтам перед стартом. Чтобы узнать, как готовят будущих покорителей космоса, мы отправимся в подмосковный Звездный городок, а точнее в расположенный на его территории Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.
Звездный городок — это поселок в Щелковском районе Московской области с население 6 700 человек, расположенный в 25 километрах от столицы. 11 января 1960 года здесь начал свою работу Центр подготовки космонавтов. Именно тут проходили предполетную подготовку все советские, а сегодня — российские космонавты.
Частично
в Центре готовятся к космическим
полетам и иностранные
Центрифуга
Одно из обязательных испытаний для будущих космонавтов — проверка на центрифуге. Она должна показать, как человек справляется с перегрузками, возникающими при старте и приземлении. Этот этап считается одним из самых сложных, и на центрифуге отсеивается немало кандидатов в звездный экипаж.
Я уже упоминал, что многие установки и стенды в центре существуют в единичном экземпляре. Одна из таких уникальных установок — самая большая в мире центрифуга ЦФ-18.
Техническое задание на эту без преувеличения монументальную конструкцию было написано еще в 1970 году, и взялась за его исполнение только шведская фирма ASIA, взяв за свои услуги 11 тонн золота.
На воплощение замысла конструкторов ушло 10 лет, и результатом работы шведских инженеров стало настоящее произведение искусства — динамический тренажер с 19-метровым рычагом. Максимальное ускорение, которое можно имитировать на центрифуге — 30g. Кроме того, кабина с космонавтами может вращаться, имитируя изменение перегрузки при приземлении или взлете.
Почувствовать на себе космические перегрузки может и простой человек, правда, за космическую плату в 75 тысяч рублей. Прайс-лист приведем ниже.
Гидролаборатория
В другом корпусе Центра находится не менее интересный объект — гидролаборатория. Она представляет собой бассейн диаметром 27 и глубиной 12 метров и предназначена для имитации невесомости.
Космонавта в точной копии скафандра помещают в воду, а для придания ему нулевой плавучести к скафандру подвешивают свинцовые грузы. Глубина бассейна позволяет разместить в нем макет различных модулей МКС в натуральную величину, и космонавты тренируются проводить различные работы на станции.
Модифицированная
для использования в
И все-таки воссоздать полноценную невесомость в гидролаборатории невозможно: модули, которые в космосе космонавт способен передвигать одной рукой, в бассейне не лишены своего нормального веса. Поэтому в тренировках космонавтам помогают специально подготовленные аквалангисты:
Для тренировки полета в пилотируемом космическом корабле, в Центре подготовки существует специальный корпус. В высоком просторном зале размещены модели спускаемых аппаратов — в том числе и используемых сегодня «Союзов-ТМА». К лазам в спускаемый аппарат и бытовой отсек ведут лестницы и мостки. Через открытые люки можно рассмотреть воссозданную в мельчайших подробностях обстановку корабля.
Зал
этот, больше похожий на музей, выполняет
более серьезную функцию. В выставленных
в помещении макетах космонавты
тренируются управлять
На манекене видно, как размещается космонавт в кресле во время спуска с орбиты:
Побродив по лабораториям и испытательным стендам явственно понимаешь, через какие испытания приходится пройти человеку, отобранному в состав космической команды. В результате жесточайшего отбора из сотен летчиков-истребителей, элиты авиации, остаются только единицы — люди с великолепным здоровьем, выносливостью, образованием и человеческими качествами.
Специалисты, работающие в Центре подготовки без преувеличения говорят, что готовят сверх-людей — тех, что способны преодолеть цепкую хватку земного притяжения и вернуться обратно на Землю.