Автоматизация. Подразделение средств автоматизации. Полная и частичная автоматизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В преддверии XXI века в развитии человеческой цивилизации происходят глобальные изменения, ведущие к её новому этапу - постиндустриальному обществу, все шире использующему компью-теризированные орудия труда и информационные технологии.

Содержание

Внедрение средств автоматизации___________________________________ 2 ст.
Автоматизация технологических процессов___________________________ 4 ст.
Полная (комплексная) автоматизация________________________________ 4 ст.
Этапы внедрения средств автоматизации_____________________________ 4 ст.
Полномасштабное внедрение АБИС и его эксплуатация_________________5 ст.
Программное обеспечение__________________________________________6 ст.
Библиотечные системы. Состояние автоматизации._____________________7 ст.
Список литературы________________________________________________11ст.

Работа содержит 1 файл

фитоматизация.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

Программное обеспечение в первую очередь  должно реализовать следующие функции  АБИС:

обработку, хранение библиографической и фактографической информации, ее поиск по любым элементам  записей и их сочетаниям;

поддержку иерархических классификаций и  тезаурусов и использование зафиксированных  в них смысловых отношений  между поисковыми признаками при  тематическом поиске;

подготовку  материалов для библиографических  изданий, подборок материалов в виде списков, фактографических и библиографических  записей, отсортированным по индексам какой-либо классификации и алфавиту;

вывод данных о занятости экземпляра издания, осуществление заказа единицы хранения читателем непосредственно при  работе с ЭК с автоматическим формированием  читательского требования;

фиксацию  выдачи и возврата единиц хранения с параллельным изменением данных об их местонахождении и сведений в  читательском формуляре о полученных документах;

поддержку использования при поиске нормативных  записей об индивидуальных авторах  и коллективах;

наличие справочных текстов для ситуаций, которые могут вызвать затруднения  у пользователя;

ввод  записей о заказываемых документах и учет поступления их в библиотеку;

выдачу  результатов поиска на экран и  на принтер в принятой форме;

загрузку  данных из текстовых файлов и выгрузку записей из базы данных в текстовые  файлы;

защиту  базы данных от несанкционированного доступа;

восстановление  базы данных в случае аварийной ситуации.

Каждая  библиотека выбирает наиболее подходящее для себя программное обеспечение. На российском рынке представлен  довольно широкий выбор отечественных  разработок программных комплексов. Ведущий разработчик библиотечных систем - ГИВЦ (Главный информационно-вычислительный центр), выполнивший такие разработки АБИС, как «АС-Бибиотека», «АБИС-Бибиофил», «Библиотека для слепых». Также этим делом занимается БЕН РАН3 («SOLAR», «Сочи», «DIISKAT»), ГПНТБ России («АС ГПНТБ», «ИРБИС»4 и др.). Комплексы программных средств состоят из модулей ПО (программного обеспечения) автоматизированных рабочих мест (АРМ). То есть создаются АРМы, которые обеспечивают выполнение следующих функций: комплектование, обработка, обслуживание абонемента и др. В зависимости от выбранного комплекса программных средств.

С развитием  ЭК крупных библиотек их библиографические  ресурсы станут доступны читателям  библиотек, не имеющих больших информационных ресурсов, через теледоступ, а также  обмен CD-ROM. На пути создания систем теледоступа стоит серьезное препятствие - низкое качество отечественных телефонных линий, кроме того, использование сетей передачи данных, электронной почты смогут позволить себе немногие библиотеки в связи с высокой стоимостью сетевых услуг. Изыскиваются возможности вхождения наших библиотек в международные информационные сети типа INTERNET, создается собственная межведомственная библиотечная сеть РФ LIBNET. Библиотеки обмениваются сообщениями по e-mail сетей RELCOM? GLASNET.

В настоящее  время особое внимание уделяется  способам обмена информацией на оптических дисках CD-ROM. На одном диске можно поместить ЭК, содержащие миллионы библиографических записей, копии книг или рукописей для обеспечения сохранности информации. Таким образом, имея персональный компьютер с CD-ROM драйвером, можно предоставить в распоряжение читателя свои библиотеки и ЭК крупнейших библиотек мира.

Благодаря внедрению АБИС и наличию доступа  к информационной сети любая библиотека может стать виртуальной библиотекой, т.е. она сможет не только предоставит  информацию о документах, но и тексты самих документов в машиночитаемом виде. Виртуальные библиотеки, объединяясь  в единую глобальную структуру - электронную  библиотеку, будут обеспечивать интерактивный  доступ любому потребителю к информационному  ресурсу в любой форме в  любом месте.

Библиотекам принадлежит важнейшая роль в  глобальной инфраструктуре - роль интеллектуальных посредников, которые отбирают, организуют, хранят информацию и обеспечивают к  ней доступ.    

 

 

Библиотечные  системы. Состояние автоматизации.

РГБ (ГБЛ)

Автоматизация в РГБ ведется в двух направлениях: в библиотеке работает АС «Информкультура», исполняющая роль информационного  органа по культуре и искусству в  РФ, а также создается АБИС РГБ, состоящая из различных банков данных, связанных между собой единой концепцией автоматизации в плане  технологии, информационного и лингвистического обеспечения. Информационная система  основана на использовании ЭВМ HEWLETT PACKARD (HP) 3000/48 и персональных компьютеров.

АС «Информкультура» включает около 86000 записей в составе 8 реферативно-библиографичеких БД (банков данных):

культура  и социокультурная деятельность в сфере досуга;

библиотечное  дело и библиография;

музейное  дело и охрана памятников;

общие вопросы  искусства;

изобразительное искусство;

музыка;

эстетическое  воспитание;

культурная  жизнь стран СНГ.

РГБ имеет  сводные каталоги зарубежных карт, атласов, зарубежных нотных изданий, реализованных  на собственном программном обеспечении. ЭК автографов содержит библиографичекие записи и факсимильные изображения  страниц с дарственными надписями, получаемыми путем сканирования. РГБ совместно с другими библиотеками МК РФ работает над созданием сводных  каталогов русской книги 1801-1917 г.г.

Библиотека  Администрации Президента Российской Федерации (БАПРФ)

Локальная автоматизированная система БАПРФ  реализована на базе ПП TEXTO/LOGOTEL, ОС NETWARE 3.11. Пользователям БАПРФ предоставлен доступ  в локальном и удаленном режимах к ЭК книг и картотекам периодики, а также базам данных библиотеки. Базы данных библиотеки находятся также на CD-ROM (энциклопедии, справочники, международная статистика, экономика, библиография и т.п.). БАПРФ осуществляет широкое международное сотрудничество в целях реализации взаимообмена документами и развития информационных технологий.

Российская  национальная библиотека (РНБ)

РНБ располагает  одним из крупнейших в России книжным  фондом (31 млн. ед. хранения). В ней  реализованы 5 локальных сетей типа ETHERNET. Автоматизированная система РНБ в качестве программного обеспечения использует ППП ISIS (зарубежная разработка комплексной библиотечной системы), включает следующие подсистемы:

«Иностранной  книги» - комплектование и обработка  новых поступлений иностранной  литературы;

«Отечественных  периодических изданий» и «Зарубежных  периодических изданий» - автоматизированная обработка и запись соответствующих  видов литературы.

Всего в  РНБ организовано и поддерживается 5 локальных (например, «Авторефераты  диссертаций», «Иностранная книга» и  др.) и 14 проблемно-ориентированных  БД («Храмы С.-Петербурга», «Библиотеки  дореволюционной России», «Рыночная  экономика» и др.).

ГПНТБ России

ГПНТБ России является сегодня одной из самых  автоматизированных библиотек не только России, но и всего бывшего СССР. Около 200компьютеров и станций  обеспечивают потребности библиотеки в автоматизированных технологиях. Основное программное средство, применяемое  ГПНТБ России, служит ППП ISIS. С 1987 г. Ведется сводный каталог научно-технической литературы, отражающей сегодня фонды около 600 библиотек России и СНГ; переведен на средства ЛВС. Эта сеть поддерживает ЭК по всему потоку поступающей литературы с 1993 г.  и целый ряд специализированных тематических баз данных:  программ, неопубликованных переводов, адресно-справочных баз данных и электронных изданий. Комплекс проблемно-ориентированных баз данных дает пользователям возможность узконаправленного поиска и заказа литературы по заданной тематике или проблеме. Комплекс настольных или издательских систем, оборудованных высокопроизводительными лазерными принтерами, сканерами, текстовыми процессорами и издательскими пакетами, в совокупности со средствами оперативной полиграфии позволяют выпускать печатные издания: указатели, каталоги, методические пособия и т.д. 

Посещают  ГПНТБ около 500 человек в день, книговыдача только в читальных  залах 2.9 млн. экз. в год. В целях  совершенствования технологии обслуживания в читальных залах внедряются автоматизированные системы поиска и заказа литературы (АСПиЗ), работающие в локальном и сетевом режимах. Начата автоматизация процесса обслуживания на базе специализированных читальных  залов. Для читателя работа АСПиЗ  ведется в двух режимах: в подсистеме заказа литературы (ПЗ) и в подсистеме библиографического поиска (ПБП). ПЗ осуществляется для читателя, имеющего штрих код  на читательском билете.

АСПиЗ литературы разработана с использованием штрих  кодов, которые, являясь идентификатором  отдельного экземпляра, используются для контроля за прохождением печатной единицы через автоматизированную систему. Читателю, зарегистрированному  в системе, достаточно сделать отметку  о заказе в режиме просмотра найденной  им литературы, чтобы перейти в  режим автоматизированного заказа. В фонде дежурный библиотекарь делает распечатку накопившихся заказов, подбирает  литературу и передает на кафедру  выдачи. Затем при помощи сканера  с каждого экземпляра считывается  штрих код. В памяти машины фиксируется  вся заказанная литература, при выдачи ее сначала регистрируется читательский билет. На экране монитора высвечиваются  данные о состоянии заказа читателя, что исключает возможность выдачи чужого заказа. При возврате операция считывания штрих кода повторяется. Сейчас АРМ обслуживания читателей (использование штрих кодов на книгах и читательских билетах) внедряется в других библиотеках России.

Иркутские библиотеки

Иркутские библиотеки медленно, но довольно продуктивно  автоматизируют библиотечные процессы.

В частности, библиотека ИГЭА5 приобрела 22 компьютера, принтеры, сканер, в качестве программного обеспечения выбрала «Библиотека 2, 3, 4», использует формат USMARC, ЭК ведет с 1991г. В нег заносятся новые поступления, начиная с 93г., ретроспективно 89-92.г. В ЭК «Книги» содержится более 6000 записей, около 1000 записей документов редкого фонда XIX-н.XX в.в. ЭК «Статьи» имеет 850 записей с 95 г. Поиск в каталоге осуществляется по следующим параметрам: автору, заглавию, ключевым словам, предметным рубрикам, серии, году издания, месту хранения, инвентарному номеру. Создаются базы данных «Книгообеспеченность», «Подписка», «Периодика». Функционирует локальная библиотечная сеть, которая позволяет пользоваться ЭК в читальных залах и комнате картотек.

В библиотеке ИГУ6 первый этап автоматизации начался в 1991г. Был создан отдел научной обработки фондов и организации каталогов, который ретроспективно пополнил ЭК. С июля 1995г. началась автоматизированная обработка новых поступлений. При этом использовался ППП «Библиотека 2, 3, 4.2», заимствованный у научного коллектива МГУ. Сейчас занесения в ЭК ретроспективы не происходит из-за отсутствия обслуживающего персонала и машин, обрабатываются только новые поступления.

Библиотеку  давно перестали рассматривать  как старинное здание, в котором  пылятся книжки. Социологический  опрос молодежи показал, что за сохранение традиционных функций библиотеки выступает 25% читателей, а 75% хотят работать с  компьютером, смотреть видеофильмы, использовать в поиске CD, а ведь это мнение самой важной части нашего общества. Следовательно, действительно назрела необходимость изменения роли библиотеки, она должна превратиться в центр информационного и коммуникативного обеспечения людей.

Библиотека  должна стать не только источником идей, мыслей, технологий в виде журналов, диссертаций, книг , каталогов и др., но и автоматизированным информационным центром, обслуживающим пользователей  в локальном и сетевом режимах, центром внедрения новых информационных технологий, создателем собственных  баз данных и комплексов автоматизированных услуг благодаря разработке и  внедрению АБИС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

НТБ - 95г., № 3,4,5,12, -96г.,  № 1,2,4,11

Библиотековедение - 93г., №1, - 95г., № 4/5, - 96г., № 3

Библиотека - 92г., № 5/6, 9/10, - 94г., № 2,3, - 95г., № 10, - 96г., № 1-8, 12

Библиотекарь - 91г., № 6,8,10

Мир библиотеки сегодня - 95, вып. 1

Я.Л. Шрайберг, Ф.С.Воройский. АБИС России

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.ed.vseved.ru/

1 Юрина А.А. Компьютеризация библиотеки (статья в «Мир библиотеки-95, выпуск 1), с.34-35

2 Лингвистическое обеспечение - совокупность искусственных информационно-поисковых языков, с помощью которых информация фиксируется в АБИС в удобном для машинной обработки виде, а также алгоритмов ввода, поиска и выдачи данных

3 БЕН РАН - Библиотека по естественным наукам Российской Академии наук

4 ИРБИС - Интегрированная развивающаяся библиотечно-информационная система

5 ИГЭА - Иркутская Государственная Экономическая Академия

6 ИГУ - Иркутский Государственный Университет

 

 


Информация о работе Автоматизация. Подразделение средств автоматизации. Полная и частичная автоматизация