Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:00, реферат
Алюминиевые сплавы, классификация и маркировка. Использование алюминия в автомобилестроении. Состав резины. Резины общего и специального назначения. Механические свойства каучуков и резин. Резиновые изделия в автомобильной промышленности. Обработка автомобиля шумоизоляционными материалами.
1. Алюминий и его применение в автомобилестроении.
2. Резины.
3. Шумоизоляционные материалы.
5. Красители
минеральные или органические вводят
для окраски резин. Некоторые красящие
вещества (белые, желтые, зеленые) поглощают
коротковолновую часть солнечного спектра
и этим защищают резину от светового старения.
Структура макромолекул
линейная или слаборазветвленная и
состоит из отдельных звеньев,которые
имеют тенденцию свернуться в клубок,
занять минимальный объем, но этому препятствуют
силы межмолекулярного взаимодействия,
поэтому молекулы каучука извилистые
(зигзагообразные). Такая форма молекул
и является причиной исключительно высокой
эластичности каучука (под небольшой нагрузкой
происходит выпрямление молекул, изменяется
их конформация). По свойствам каучуки
напоминают термопластичные полимеры.
Наличие в молекулах каучука непредельных
связей позволяет при определенных условиях
переводить его в термостабильное состояние.
Для этого по месту двойной связи присоединяется
двухвалентная сера (или другое вещество),
которая образует в поперечном направлении
как бы «мостики» между нитевидными молекулами
каучука, в результате чего получается
пространственно-сетчатая структура,
присущая резине (вулканизату). Процесс
химического взаимодействия каучуков
с серой в технике называется вулканизацией.
В зависимости
от количества вводимой серы получается
различная частота сетки
При вулканизации
изменяется молекулярная структура
полимера (образуется пространственная
сетка), что влечет за собой изменение
его физико-механических свойств: резко
возрастает прочность при растяжении
и эластичность каучука, а пластичность
почти полностью исчезает (например, натуральный
каучук имеет sв = 1,041,5 МПа, после вулканизации
sв == 35 МПа); увеличиваются твердость, сопротивление
износу. Многие каучуки растворимы в растворителях,
резины только набухают в них и более стойки
к химикатам. Резины имеют более высокую
теплостойкость (НК размягчается при температуре
90 °С, резина работает при температуре
свыше 100°С).
На изменение
свойств резины влияет взаимодействие
каучука с кислородом, поэтому
при вулканизации одновременно происходят
два процесса: структурирование под действием
вулканизующего агента и деструкция под
влиянием окисления и температуры. Преобладание
того или иного процесса сказывается на
свойствах вулканизата. Это особенно характерно
для резин из НК. Для синтетических каучуков
(СК) процесс вулканизации дополняется
полимеризацией: под действием кислорода
и температуры образуются межмолекулярные
углеродистые связи, упрочняющие термостабильную
структуру, что дает повышение прочности.
Резины общего назначения:
К группе резин
общего назначения относят вулканизаты
неполярных каучуков — НК, СКБ, СКС,
СКИ.
Н К — натуральный
каучук является полимером изопрена
(С5Н8)n. Он растворяется в жирных и
ароматических растворителях (бензине,
бензоле, хлороформе, сероуглероде и др.),
образуя вязкие растворы, применяемые
в качестве клеев. При нагреве выше 80—100
°С каучук становится пластичным и при
200 °С начинает разлагаться. При температуре
—70 °С НК становится хрупким
СКБ — синтетический
каучук бутадиеновый (дивинильный) получают
по методу С. В. Лебедева. Формула полибутадиена
(С4Н6)n. Он является некристаллизующимся
каучуком и имеет низкий предел прочности
при растяжении, поэтому в резину на его
основе необходимо вводить усиливающие
наполнители. Морозостойкость бутадиенового
каучука невысокая (от —40 до —45 °С).
СКС — бутадиенстирольный
каучук получается при совместной полимеризацией
бутадиена (С4Н6) и стирола (СН2=СН—С6Н5).
Это самый распространенный каучук
общего назначения.
СКИ — синтетический
каучук изопреновый — продукт полимеризации
изопрена (С5Н8). Получение СКИ стало возможным
в связи с применением новых видов катализаторов.
По строению, химическим и физико-механическим
свойствам СКИ близок к натуральному каучуку.
Промышленностью выпускаются каучуки
СКИ-3 и СКИ-ЗП, наиболее близкие по свойствам
к НК; каучук СКИ-ЗД, предназначенный для
получения электроизоляционных резин,
СКИ-ЗВ — для вакуумной техники.
Резины общего
назначения могут работать в среде
воды, воздуха, слабых растворов кислот
и щелочей. Интервал рабочих температур
составляет от —35 до 130 °С. Из этих резин
изготовляют шины, ремни, рукава, конвейерные
ленты, изоляцию кабелей, различные резинотехнические
изделия.
Резины специального назначения:
Специальные резины подразделяют на несколько видов;
маслобензостойкие,
теплостойкие, светоозоностойкие, износостойкие,
электротехнические, стойкие к гидравлическим
жидкостям.
Маслобензостойкие резины получают на основе каучуков хлоропренового (наирит), СКН и тиокола.
СКН — бутадиеннитрильный каучук — продукт совместной полимеризации бутадиена с нитрилом акриловой кислоты;
СКН-18, СКН-26, СКН-40.
(Зарубежные марки: хайкар, пербунан, буна-N
и др.). Присутствие в молекулах каучука
группы СN сообщает ему полярные свойства.
Чем выше полярность каучука,тем выше
его механические и химические свойства
и тем ниже морозостойкость (например,
для СКН-18 от —50 до —60 °С, для , СКН-40 от
—26 до —28 °С). Вулканизируют СКН с помощью
серы. Резины на основе СКН обладают высокой
прочностью (sв = 35 МПа), хорошо сопротивляются
истиранию, но по эластичности уступают
резинам на основе НК, превосходят их по
стойкости к старению и действию разбавленных
кислот и щелочей. Резины могут работать
в среде бензина, топлива, масел в интервале
температур от -30 до 130 °С. Резины на основе
СКН применяют для производства ремней,
конвейерных лент, рукавов, маслобензостойких
резиновых деталей (уплотнительные прокладки,
манжеты и т. п.).
Теплостойкие резины получают на основе каучука СКТ.
СКТ — синтетический каучук теплостойкий, представляет собой кремнийорганическое (полисилоксановое) соединение.
Морозостойкими
являются резины на основе каучуков, имеющих
низкие температуры стеклования. Например,
резины на основе СКС-10 и СКД могут работать
при температуре до —60 °С; НК, СКБ, СКС-30,
СКН — до —50 °С, СКТ — ниже —75 °С.
Светоозоностойкие резины вырабатывают на основе насыщенных каучуков — фторсодержащих (СКФ), этиленпропиленовых (СКЭП), бутилкаучука.
Резины на основе
фторкаучуков и этиленпропилена
стойки к действию сильных окислителей
(HNOз, Н2О2 и др.), применяются для
уплотнительных изделий, диафрагм, гибких
шлангов и т. д., не разрушаются при
работе в атмосферных условиях в течение
нескольких лет.
Износостойкие резины получают на основе полиуретановых каучуков СКУ.
Полиуретановыв
каучуки обладают высокой прочностью,
эластичностью, сопротивлением истиранию,
маслобензостойкостью. В структуре каучука
нет ненасыщенных связей, поэтому он стоек
к кислороду и озону, его газонепроницаемость
в 10—20 раз выше, чем газопроницаемость
НК. Рабочие температуры резин на его основе
составляют от —30 до 130°С. На основе сложных
полиэфиров вырабатывают каучуки СКУ-7,
СКУ-8, СКУ-50; на основе простых полиэфиров
— СКУ-ПФ, СКУ-ПФЛ. Последние отличаются
высокой морозостойкостью (для СКУ-ПФ
— до —75 °С) и гидролитической стойкостью.
Резину,
стойкую к воздействию
гидравлических жидкостей, используют
для уплотнения подвижных и неподвижных
соединений гидросистем, рукавов, диафрагм,
насосов; для работы в масле применяют
резину на основе каучука СКН, набухание
которой в жидкости не превышает 1—4 %.
Для кремнийорганических жидкостей применимы
неполярные резины на основе каучуков
НК, СКМС-10 и др.
Механические
свойства каучуков и
резин могут быть
охарактеризованы комплексом
свойств:
К особенностям
механических свойств каучуков и
резин следует отнести:
1) высокоэластический характер деформации каучуков;
2) зависимость деформаций от их скорости и продолжительности действия деформирующего усилия, что проявляется в релаксационных процессах и гистерезисных явлениях
3) зависимость
механических свойств каучуков
от их предварительной
Различают деформационно-прочностные,
фрикционные и другие
специфические свойства каучуков
и резин.
К основным деформационно-прочностным
свойствам относятся:
пластические
и эластические свойства, прочность
при растяжении, относительное удлинение
при разрыве, остаточное удлинение после
разрыва, условные напряжения при заданном
удлинении, условно-равновесный модуль,
модуль эластичности, гистерезисные потери,
сопротивление раздиру, твердость.
К фрикционным
свойствам резин относится износостойкость,
характеризующая сопротивление резин
разрушению при трении, а также коэффициент
трения.
К специфическим
свойствам резин относятся, например,
температура хрупкости, морозостойкость,
теплостойкость, сопротивление старению.
Очень важным свойством
резин является сопротивление старению
(сохранение механических свойств) после
воздействия света, озона, тепла
и других факторов.
Пластичностью
называется способность материала легко
деформироваться и сохранять форму после
снятия деформирующей нагрузки. Иными
словами, пластичность — это способность
материала к необратимым деформациям.
Эластичностью
называется способность материала легко
деформироваться и восстанавливать свою
первоначальную форму и размеры после
снятия деформирующей нагрузки, т. е. способность
к значительным обратимым деформациям.
Резиновые изделия в автомобильной промышленности:
Резина и резиновые
изделия используются в различных
целях, в автомобильной
Автомобильной
промышленности напрямую связано с резиновой
промышленности. Рост промышленности
и значение резиновой идет рука об руку.
Это известный факт, что 75% каучука, производимых
в мире используется в производстве шин.
Автомобильная промышленность доминирует
в резиновой промышленности, как непосредственно,
так и косвенно. Когда мы говорим о
прямом вмешательстве, мы имеем в виду
оригинальные шины оборудование и многое
другое эластомерных установлены на автомобиль
в процессе производства, так и косвенно,
то с точки зрения замены предметов, как
шины, щетки стеклоочистителей, а также
постоянно сокращается степени другие
предметы. Шин, подвески двигателя
и щеток стеклоочистителей, как правило,
сделаны из натурального каучука. Некоторые
предметы, используемые в отсеке двигателя
изготовлены из высокой стоимости синтетических
каучуков, как, например, шланг для кондиционирования
воздуха, двигатель уплотнения и т.д.
3.Шумоизоляционные
материалы в автомобилестроении
Шумоизоляция
автомобиля — технологический процесс,
предназначенный для уменьшения степени
проникновения посторонних звуков в салон
автомобиля и снижения уровня шумов различного
происхождения. Шумоизоляция является
одним из необходимых шагов при проведении
тюнинга автомобиля. Обработка автомобиля
шумоизоляционными материалами так же
позволяет повысить пассивную безопасность
и придать антикоррозийные свойства. Комфорт
- одна из главных эмоций в жизни любого
человека. Производители современных
автомобилей в гонке за минимальной стоимостью
в условиях жёсткой конкуренции выполняют
лишь минимально допустимые условия по
акустическому комфорту и поэтому в последнее
время тема дополнительной обработки
автомобилей перед автолюбителями встаёт
всё чаще и чаще.
Главная цель — комфорт водителя и пассажиров.
Манипуляции, выполняемые с автомобилем с помощью шумоизоляционных материалов, можно классифицировать по следующим задачам:
1) Собственно шумоизоляция
1.1. Снижение уровня дорожного шума
1.2. Снижение уровня шума от мотора
1.3. Устранение
скрипов декоративных элементов салона
2) Улучшение звучания акустической системы
3) Теплоизоляция
салона
В зависимости
от этих задач проводится обработка
различных частей автомобиля и при
помощи разных материалов.
Совокупный уровень шума в салоне автомобиля зависит от возраста автомобиля, его технического состояния, от динамики движения и внешних факторов. Условно источники шумов можно классифицировать на две группы, в которых выделяются
Внешние источники шума
Это шум от качения колес, шум набегающего потока воздуха и различные звуки извне, не имеющие отношения к движению автомобиля: крики, стуки и т.п.
Внутренние источники шума
Это, в первую
очередь, рокот двигателя и шум
трансмиссии. На втором плане - скрип
соприкасающихся друг с другом отдельных
элементов пластиковой отделки салона.
В процессе шумоизоляции
определенным образом уменьшается
воздействие тех или иных звуков
различными способами, зависящими от природы
звука.
Технология шумоизоляции
автомобиля предусматривает применение
в комплексе вибро- и шумопоглощающих
материалов, шумоизолирующих материалов
и антискрипов (уплотнителей). Грамотное
применение всей гаммы покрытий обеспечит
наивысшее качество акустического тюнинга
и максимальный результат.
Информация о работе Алюминий, резины и шумоизоляционные материалы в автомобилестроении