Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:35, реферат
Общество возникло 3-4 миллиона лет тому назад. Формирует и создает общество человек. Он постоянно стремится к вступлению в определенные связи. В основе их лежат экономические, семейные, этнические, сословные, классовые отношения и интересы. Человек, будучи существом общественным, не может существовать, не объединившись с другими людьми, не создав определенного социального или политического института. Таким образом, общество — это совокупность людей, объединенных общими интересами, стремлениями, потребностями
Понятие общества и государства
Общество возникло 3-4 миллиона лет тому назад. Формирует и создает общество человек. Он постоянно стремится к вступлению в определенные связи. В основе их лежат экономические, семейные, этнические, сословные, классовые отношения и интересы. Человек, будучи существом общественным, не может существовать, не объединившись с другими людьми, не создав определенного социального или политического института. Таким образом, общество — это совокупность людей, объединенных общими интересами, стремлениями, потребностями
Многовековой путь развития человеческого общества характеризуется постоянным совершенствованием его форм, структуры, организации жизнедеятельности. Если первоначально человеческое общество было в определенной степени однородным, то постепенно оно стало усложняться. Появились семьи, территориальные общины, классы. Стадный образ жизни, который вело человечество на заре своего возникновения, сменился родовой организацией жизни общества, на смену последней пришла государственная организация.
Общество можно определить
как само развивающуюся систему
многообразных отношений между
людьми и социально-политическими
институтами или как
Человеческое общество состоит из множества людей, взаимоотношения которых требуют управления. Для этого необходима определенная сила, которая могла бы обеспечить устойчивость общества, организованность порядка в нем. В качестве такой силы выступила социальная власть, которая возникает вместе с возникновением человеческого общества. В качестве субъекта власти выступают род, племя, класс, элита, индивид, большинство народа, а объектом власти — члены общества.
Для того чтобы удержать власть, необходимо иметь силу и мощь. Немощная, слабая власть, не способна решать стоящие перед ней задачи.
Сила, мощь власти определяется, прежде всего, ее авторитетом, доверием народных масс. К источникам силы власти относятся аппарат принуждения, идеологические средства воздействия и т. п.
Первым социальным институтом человеческого общества является род, представляющий собой группу людей, в которую входили от нескольких десятков до нескольких сот человек. Они были связаны кровным родством и объединены совместным коллективным трудом, общностью имущества и равноправным его распределением. Род был той единственной формой организации общества, которая гарантировала выживание и развитие человека.
В родовом обществе власть олицетворяла силу и волю рода. Все вопросы жизнедеятельности рода решались на общем собрании членов общества. Решение собрания было обязательным для всех.
Для решения текущих вопросов и организации выполнения решения собрания избирался предводитель (старейшина, вождь), а на время ведения военных действий — военачальник, которые трудились наравне с другими членами рода и могли быть смещены в любое время.
Наукой доказано, что родовое общество в своем развитии прошло два этапа. Для первого этапа характерна была полная зависимость человека от природы. Сам он ничего не производил и существовал за счет того, что давала природа. Поэтому этот этап развития родового общества получил название периода присваивающей экономики.
Отсутствие власти, обособленной от общества и как бы стоящей над ним, — характерная черта родовой формы общественной организации.
Постепенно в экономике
родового строя, в развитии производительных
сил стали происходить
Усложнение хозяйственной
деятельности и всей системы общественных
отношений привело к
Проблемы государства
и причины его возникновения
волнуют человечество не одно тысячелетие,
с самого возникновения государства.
Они находили свое отражение еще
в мифологических источниках древних
египтян, индийцев, вавилонян, персов,
евреев, греков, римлян и народов
Средней Азии, рассматривавших государство
как неразрывную часть
Отход от мифологических представлений
в сторону более рационального
воззрения на государство связан
с именами Зараустры (Древняя
Персия УШ-УП вв. до н. э.) и Конфуция
(Древний Китай У1-У вв. до н. э.).
Последним государство
Ученый-богослов раннего
средневековья Фома Аквинский рассматривал
государство как результат
Значительный след в истории развития научной мысли о государстве и причинах его возникновения оставили Солон, Сократ, Т. Кампанелла, Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Монтескье и другие.
Ученые-мыслители Средней Азии также внесли весомый вклад в развитие правовой мысли о возникновении государства и права. Представляет интерес учение вождя народного восстания, вспыхнувшего на территории Средней Азии в У-У1 вв., Маздака. Он был сторонником равноправия людей в обществе. Последователем его идей был и Хошим ибн Хошим (Муканна). Весомый вклад в развитие представлений о разумном государственном устройстве внес живший в IX-Х вв. мыслитель Абу Наср Аль Фараби, которого Гегель называл Аристотелем Востока.
Фараби первым из средневековых мыслителей Востока размышлял о проблемах общества и государства. В его работах “О взглядах жителей добровольного города”, “Гражданская политика”, “О достижении счастья”, “Указание путей счастья” содержатся определения предмета и задач науки об общественной жизни, государстве, правовом положении личности.
Общественно-политическое учение Фараби получило дальнейшее развитие в трудах ибн Маскавита, Абу Райхана Беруни, Абу Али ибн Сины и других.
Все мыслители проповедовали идею “общественного договора”, суть которого заключалась в том, что началом всего мироздания признавался человек, права которого были в свободе убеждений и действий. Он должен был иметь право обладать и распоряжаться собственностью. Все это рассматривалось как права, данные людям от природы и продиктованные разумом. Однако в обществе права людей в достаточной степени не защищались, происходили частые столкновения между “сильными” и “бессильными”. Чтобы избежать этого столкновения и содержать общество в порядке, нужна была сила, которая должна была регулировать интересы членов общества. Этой силой и стало государство.
Существуют различные мнения о причинах возникновения государства. Наиболее широкое распространение имеют:
• патриархальная теория, согласно которой государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой становится главой государства;
• органическая теория,
рассматривающая государство
• психологическая теория, связывающая возникновение государства с проявлением человеческой психики;
• теория общественного договора.
Каждая из названных теорий
имеет положительные стороны, но
в то же время ни одна из них не
раскрывает полностью тех факторов,
которые способствовали возникновению
государства, а некоторые вообще
отрицаются современной наукой. Строго
научные основы имеет под собой
лишь одна теория: историко-материалистическая.
Сторонники этой теории исходят из
того, что государство — это
результат естественного
Происхождение государства
Первые государства, как
известно, возникли 5-6 тыс. лет тому
назад на Востоке, чему во многом способствовала
потребность в организации
Со временем совершенствование
орудий труда, рост потребности в
продуктах земледелия вызвали необходимость
расширения пахотных площадей, а это
в свою очередь потребовало
Западный путь возникновения государства. В отличие от Восточного пути главной причиной возникновения государства на Западе, а точнее в Европе, было классовое расслоение общества, что в свою очередь обусловлено было формированием частной собственности на средства производства и прежде всего на землю. Уже на раннем периоде неолитической революции коллективный труд и равенство в распределении заменяется личным трудом и частнособственническими отношениями к его результатам.
Стремление к увеличению
прибавочного продукта и концентрация
его в руках отдельных людей
привели к появлению имущих и
неимущих, породили рабство. Повышение
производительности труда позволило
увеличить площади
Вместе с имущественным неравенством появляется общественное неравенство. Власть вождей и военачальников из выборной постепенно становится наследственной. Вокруг вождей и военачальников начинают группироваться приближенные и постоянная военная дружина, которые со временем выделяются в привилегированные общественные группы.
Начинает изменяться организация
управления обществом. Происходящие в
экономике и структуре общества
изменения порождают острейшие
конфликты, решать которые в условиях
родоплеменной организации
Таким образом, можно сделать вывод, что государство возникло в результате качественных изменений в структуре общества и общественных отношениях, протекавших на основе само развивающихся процессов, обусловленных различными причинами. Государство было необходимо для совершенствования управления обществом, для организации крупных общественных работ, подавления сопротивления эксплуатируемых, поддержания в обществе порядка, дисциплины, ведения оборонительных или захватнических войн.
Как известно, для нормального функционирования общества необходим порядок, обеспечивающий организованность и гармонию в его жизни. Общественный же порядок сам по себе не возникает, он становится возможным благодаря регулированию общественных отношений.
В родовом обществе общественные
отношения первоначально
В результате усложнения общественной жизни и обострения социальных конфликтов, последовавших после перехода человеческого общества к производящей экономике, обычаи и традиции перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, и тогда появляется право.