Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:31, реферат
В процессе своей деятельности граждане и юридические лица сталкиваются не только с необходимостью исполнения обязательств перед иными участниками гражданского оборота, но и с необходимостью исполнения обязанностей по уплате в пользу государства обязательных законодательно установленных платежей: налогов и сборов. Возникновение налоговых обязательств связывается законодательством с различными фактами: владение имуществом, реализация товаров, работ, услуг, получением доходов и т.д. При этом отношения, возникающие в процессе установления налогов и сборов и их уплаты, подробно регламентируются правовыми нормами.
Введение 3-4 стр.
Виды налогов 5-9 стр.
Заключение 10 стр.
Список используемой литературы 11 стр.
10
ПЛАН:
Введение
Виды налогов
Заключение
Список используемой литературы
В процессе своей деятельности граждане и юридические лица сталкиваются не только с необходимостью исполнения обязательств перед иными участниками гражданского оборота, но и с необходимостью исполнения обязанностей по уплате в пользу государства обязательных законодательно установленных платежей: налогов и сборов. Возникновение налоговых обязательств связывается законодательством с различными фактами: владение имуществом, реализация товаров, работ, услуг, получением доходов и т.д. При этом отношения, возникающие в процессе установления налогов и сборов и их уплаты, подробно регламентируются правовыми нормами.
Предметом правового регулирования является широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и носящих комплексный характер. Они включают отношения, связанные с установлением налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации) и местном уровнях.
Установление налога предполагает не только введение его в действие на определенной территории, но и определение всех его существенных элементов (налогоплательщик, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период и т.п.) и порядок уплаты.
Одной из основных черт налоговых отношений, составляющих предмет правового регулирования, является их имущественный характер, который заключается в законодательном установлении обязанностей налогоплательщика по передаче государству определенной части своего имущества, имущественном характере ответственности за налоговые нарушения и возмещения участниками налоговых отношений причиненных убытков.
Правовое регулирование в системе налогообложения охватывает один из
наиболее крупных блоков финансовых отношений, имеющий специальный
субъективный состав, а также особое юридическое и экономическое
содержание.
Высокая степень внутренней организации системы налоговых норм определила необходимость разработки и принятия самостоятельного нормативного акта, регламентирующего как общие вопросы построения налоговой системы и правового положения участников налоговых отношений, так и порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов. Определенным итогом работы по систематизации налоговых норм, содержащихся в различных нормативных актах, стало, в частности, принятие Налогового Кодекса РФ. Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формируют систему налогового
законодательства.
Государство, как получатель налогов, устанавливало правила их исчисления и уплаты налогоплательщиками, то есть форма, и порядок их взимания всегда были узаконены в том или ином виде. Закон определял плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием в руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве.
ВИДЫ НАЛОГОВ
В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]
В Российской Федерации система налогов и сборов достаточно обширна, но вместе с тем каждый налог индивидуален, занимает определённое место в системе налогообложения и имеет собственную правовую конструкцию.
Благодаря делению на различные виды налоги позволяют определить их юридическую сущность, способствуют правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.
1. В зависимости от плательщика:
налоги с организаций – это обязательные платежи, взыскиваемые
только с налогоплательщиков - организаций. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и многие другие. В данном случае важно помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации являются плательщиками налогов (независимо от наличия статуса юридического лица), в частности филиалы и представительства;
налоги с физических лиц – обязательные платежи, взимаемые с
индивидуальных налогоплательщиков - физических лиц. Например, налог на доходы с физических лиц, налог на имущество, преходящее в порядке наследования или дарения и многие другие.
общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные
платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого–либо объекта в собственности лица, например, земельный налог.
2. В зависимости от формы обложения:
a) прямые – налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных
благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и прочее). Прямые налоги подразделяются на:
o личные – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счёт и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика. Например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций;
o реальные – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков. Например, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, на земельный налог.
b) косвенные – налоги, взимаемые в процессе расходования
материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), выступающий как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель.
Именно критерий соотношения юридического и фактического
плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.
3. По территориальному уровню:
I. федеральные налоги – устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти – Государственной думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 Налогового кодекса федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно Налоговым кодексом. Например, налог на доходы от капитала, экологический налог, акцизы;
II. налоги субъектов Российской Федерации – налоги, перечисленные Налоговым кодексом, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта к РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);
III. местные налоги – налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).
4. В зависимости от канала поступления:
государственные – налоги, полностью зачисляемые в государственные
бюджеты;
местные – налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
пропорциональные – налоги, распределяемые между бюджетами
различных уровней по определённым квотам;
внебюджетные – налоги, поступающие в определённые внебюджетные
фонды.
5. В зависимости от характера использования:
налоги общего значения – используемые на общие цели, без
конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
целевые налоги – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или
выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий. Например, земельный налог.
6. В зависимости от периодичности взимания:
разовые – налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного
периода при совершении конкретных действий (например, налог на наследование или дарение);
регулярные – налоги, взимаемые систематически, через определённые
промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
Перечисленные критерии классификации налог не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической характеристики всех действующих налогов и сборов в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: