Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа
Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения.
Введение
Глава 1. Понятие и содержание налоговых правоотношений
Глава 2. Сущность и система налоговых правоотношений
Глава 3. Участники налоговых правоотношений
Заключение
Перечень принятых сокращений
Список использованной литературы
Введение
КУРСОВАЯ
РАБОТА
НАЛОГОВЫЕ
ПРАВООТНОШЕНИЯ, ИХ
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ Содержание Введение Глава 1. Понятие и содержание налоговых правоотношений Глава 2. Сущность и система налоговых правоотношений Глава
3. Участники налоговых Заключение Перечень принятых сокращений Список
использованной литературы Введение
Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Реформирование
экономики России было нацелено на
переход к рыночным отношениям, что
в свою очередь привело к возрастанию
роли налогов и их воздействия
на различные стороны Механизм налогообложения приводится в действие с помощью правовых норм, совокупность которых именуется налоговым правом. В современных условиях - это крупная отрасль права, имеющая свои особенности предмета и метода правового регулирования. Именно поэтому исследуемый в курсовой работе вопрос "Налоговое правоотношение" является актуальным. Значение налоговых правоотношений также обусловлено значением налогов для жизни общества и государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают интересы каждого человека, каждой организации. Целью курсового исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права; 2.
дать определение объекту 3.
определить, что такое налоговая
система и система 4.
дать определение налоговому
правоотношению, установить его
особенности по сравнению с
правоотношением в других 5. определить состав и структуру налогового правоотношения; 6.
установить основных Объектом
исследования выступают налоговые
правоотношения, к ним относятся
общественные отношения, возникающие
в процессе установления, введения,
взимания налогов и сборов, осуществления
налогового контроля, обжалования актов
налоговых органов и действий
или бездействия их должностных
лиц и привлечения к Предметом
исследования являются нормы права,
регулирующие общественные отношения,
возникающие в процессе установления,
введения, взимания налогов и сборов,
осуществления налогового контроля,
обжалования актов налоговых
органов и действий или бездействия
их должностных лиц и привлечения
к ответственности за нарушение
законодательства о налогах и
сборах, научные взгляды и При
проведении курсового исследования
были использованы различные методы
исследования. Среди использованных
методов можно выделить: аналитический,
сравнительный методы, метод изучения
нормативно-правовой базы и библиографических
источников, метод обобщения. Теоретической
основой для написания курсовой
работы послужили различные Глава 1. Понятие и содержание налоговых правоотношений Характеристика налогового правоотношения дается в НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков. Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации. И.И.
Кучеров определяет налоговые правоотношения
как разновидность финансово- Д.В.
Винницкий рассматривает Основным
содержанием налогового правоотношения
является обязанность налогоплательщика
внести в бюджетную систему или
внебюджетный государственный (местный)
фонд денежную сумму в соответствии
с установленными ставками и в
предусмотренные сроки, а обязанность
компетентных Органов - обеспечить уплату
налогов. Невыполнение налогоплательщиками
своей обязанности влечет за собой
причинение материального ущерба государству,
ограничивает его возможности по
реализации функций и задач. Поэтому
законодательство предусматривает
строгие меры воздействия к лицам,
допустившим такое Наиболее распространен в специальной литературе взгляд на финансовые правоотношения как на общественные отношения, характеризующиеся четырьмя специфическими признаками: 1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; 2)
одной из сторон всегда 3)
характеризуются публичным 4)
являются имущественными, т.е. в
конечном счете, всегда Налоговые правоотношения обладают также индивидуальными признаками, присущими только данным отношениям и позволяющие не только выявить их сущностные черты, но и отграничить от смежных отношений. Налоговые
правоотношения, во-первых, возникают,
изменяются, прекращаются только на основе
норм законодательства о налогах
и сборах. Общественные отношения
в сфере налогообложения могут
возникать и существовать только
в правовой форме, только на основе
норм законодательства. Конституция
РФ предусматривает обязанность
уплачивать только законно установленные
налоги и сборы. В этом заключается
одно из существенных отличий налоговых
правоотношений от частноправовых. Так,
гражданско-правовые отношения могут
возникать и при наличии Во-вторых, налоговые правоотношения существуют в сфере налогообложения, призваны воплотить возможности, которые заложены в экономической категории "налог". Третьим
специфическим признаком Из
вышеперечисленного можно сделать
вывод о том, что налоговые
правоотношения являются одной из центральных
категорий налогового права, отражающие
его своеобразие и место в
правовой системе Российской Федерации.
Глава 2. Сущность и система налоговых правоотношений Общественные отношения - это реальное взаимодействие людей в социальном пространстве, основанное на их воле и сознании, преследующее определенные цели. Они возникают в процессе деятельности людей, следовательно, носят объективный характер. При реализации общественного отношения обычно используются устойчивые формы взаимодействия между его субъектами. Правовые отношения - один из видов общественных отношений, следовательно, они неотделимы от деятельности людей - сторон этих отношений, поскольку помогают установить реальный уровень пользования правами и исполнения обязанностей субъектами права (факт возникновения правоотношения или его отсутствия в необходимых случаях). Правоотношение устанавливается между сторонами, без которых невозможно возникновение правовых связей в обществе. В реальной жизни возможно существование общественных отношений, которые реализуются в социальной деятельности людей без соответствующего правового регулирования этих отношений. Однако невозможно существование правовых отношений без их воплощения в реальном взаимодействии субъектов в обществе. Необходимым условием возникновения правоотношения является наличие воли у сторон, вступающих в него (или воли одного властного субъекта - государства или его органов, что справедливо именно для налогового правоотношения как вида публичного правоотношения), что проявляется в юридически значимых поступках, актах, выражается в сознательном поведении участников. Правовые отношения становятся в результате не только условием развития общественных отношений, которые они регулируют, но и способом их закрепления и средством конкретизации. Налоговое
отношение представляет собой один
из видов финансового Финансовые
правоотношения - это урегулированные
нормами финансового права В
настоящее время в российской
экономике действует Имеющиеся недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства законов и иных нормативных правовых актов по налогам и сборам, не обеспечен в полной мере комплексный подход к проблеме налогообложения, не учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы Российской Федерации и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и их должностных лиц в области налогообложения. Однако дальнейшее развитие налогового законодательства не обеспечило системного подхода к проблеме налогов в Российской Федерации. Так, в первой части НК РФ вообще не упоминается понятие "налоговая система", а все статьи Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которые давали определение налоговой системы, определяли ее структуру, т.е. закладывали основы системного подхода к формированию сложной государственной структуры как системы, в последующем были отменены. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики. В
целом повышение эффективности
налоговой системы Российской Федерации
возможно лишь при наличии современной
научной концепции В
процессе реализации налогового законодательства
возникают правоотношения между
субъектами налогового права - организациями
и физическими лицами. В таких
правоотношениях участвуют Под
налоговыми органами понимаются органы,
участвующие в налоговых Вместе
с тем к системе Кроме того, нельзя забывать о том, что при определенных ситуациях участниками налоговых правоотношений становятся судебные органы и адвокаты. Чтобы попытаться представить всех участников налоговых правоотношений как целостную систему, необходимо вначале рассмотреть некоторые общие теоретические положения. Любая организация обычно рассматривается как комплексная система с рядом составляющих ее отдельных подсистем. К таким подсистемам обычно относят индивидуумы, формальную структуру, неформальную структуру, неформальную организацию, статусы и роли, а также физическое окружение. Все вместе они определяются как организационная система. Сложность
ее структуры выдвигает на первый
план необходимость изучения взаимодействия
подсистем. Соответственно этому центральным
методологическим понятием оказывается
понятие "связи", или "связующие
процессы". Выделяют три основных
связующих процесса: "коммуникация",
"равновесие", "принятие решения".
Под коммуникацией обычно понимают
метод, посредством которого в различных
частях системы вызывается действие.
Но коммуникация призвана не только побуждать
к действию, но и быть средством
контроля и координации. Система
коммуникаций образует строение, конфигурацию
организации. Равновесие как связующий
процесс рассматривается в Главным интегрирующим фактором организации обычно признается цель. При этом зачастую проводится различие между целями, поставленными перед данной организацией, и целями, присущими всем организациям как таковым. Последние цели считаются обусловленными внутренними потребностями роста и выживания. Таким
образом, сущность "системного подхода"
заключается в исследовании наиболее
общих форм организации, которое
предполагает, прежде всего, изучение
системы как целого, взаимодействия
между частями, исследование процессов,
связывающих части системы с
ее целями. Основными частями С учетом вышеназванных теоретических установок можно утверждать, что теорию системного подхода можно применять к построению налоговой системы РФ. Во-первых, как уже было сказано, главным интегрирующим фактором всех подразделений организации является цель. Всех участников налоговых правоотношений объединяет единая цель - выполнение налогового законодательства. Во-вторых,
в любой организации В-третьих, следуя теории системного подхода, эффективность функционирования организации обеспечивается соблюдением принципа иерархичности структуры, централизованного управления всеми структурными подразделениями. На
данный момент в России фактически
отсутствует налоговая система
в ее классическом понимании. Существующую
организацию можно Характерен пример коллизии норм таможенного и налогового законодательства, когда неясно, что же такое НДС по действующему законодательству - налог или таможенный платеж? На практике несовершенство понятийного аппарата, двусмысленное толкование одних и тех же понятий приводит к двойному налогообложению, что недопустимо. Таким образом, очевидно, что законодательная деятельность - основной механизм, с помощью которого возможно объединить всех участников налоговых правоотношений в налоговую систему, включающую в себя подсистемы: налогоплательщиков (физических и юридических лиц); налогов, сборов и пошлин (налоговое законодательство); налоговых органов (органов Министерства РФ по налогам и сборам, муниципальных налоговых органов и таможенных органов); правоохранительных органов (органов Федеральной службы налоговой полиции, и других органов, осуществляющих борьбу с налоговыми правонарушениями, судов, адвокатуры); кредитных
организаций (банков, которые принимают
и зачисляют налоговые платежи
на счета соответствующих Только осуществляя системный подход, можно избежать противоречий в налоговом законодательстве, дублирования функций участников налоговых правоотношений и обеспечить координацию их деятельности. Глава 3. Участники налоговых правоотношений Налоговые
органы и налогоплательщики являются
участниками налоговых Налоговые органы - это единая система контроля за: 1. соблюдением налогового законодательства Российской Федерации; 2. правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; 3. соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Действующее законодательство оперирует понятием "налоговые органы" в узком (собственном) и широком смысле слова. В первом случае под ними понимается единая централизованная система, состоящая из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов. Под налоговыми органами в широком смысле слова в соответствии с НК РФ следует понимать Федеральную Налоговую Службу России и ее территориальные органы, а также государственные органы, наделяемые полномочиями налоговых органов. К последним Налоговый кодекс относит таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. В случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом. ФНС
РФ и его территориальные органы
относятся к федеральным ФНС России занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и является звеном федерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы. ФНС осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба
является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
государственную регистрацию Участниками
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица,
признаваемые в соответствии с НК
налогоплательщиками или Понятие организаций и физических лиц установлено НК РФ: организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ; физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Согласно НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Также
существуют межрегиональные инспекции
ФНС России, они занимают особое
место в системе налоговых
органов, так как они работают
также и с проблемными Проблемные
налогоплательщики - это юридические
и физические лица из числа крупных
налогоплательщиков, в отношении
которых имеются подлежащие проверке
совместно с Полномочия межрегиональных инспекций ФНС России утверждаются приказами ФНС РФ. Деятельность органов основывается на Конституции РФ. Конституционные положения занимают центральное место в механизме правового регулирования данного вопроса. "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации". В частности, это означает, что все законы и иные акты законодательства Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ. Следующий
уровень системы нормативных
правовых актов - это федеральные
законы: Налоговый кодекс РФ; Закон
РФ "О налоговых органах"; Федеральный
закон "Об основах государственной
службы Российской Федерации" от 31 июля
1995 г.; Федеральный закон "О государственной
защите судей, должностных лиц Налоговые органы в своей деятельности руководствуются также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. При
решении острейших проблем, связанных
с деятельностью налоговых Анализ налогового законодательства позволяет дать расширенный перечень основных задач, стоящих перед этими органами, которые решаются в первую очередь путем организации и проведения налогового контроля. Налоговый контроль - это важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленная на создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства. В гл.14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса РФ (ч.1) определены формы проведения налогового контроля, состав и соответствующая компетенция органов, его осуществляющих, виды проверок, процессуальный порядок осуществления различных контрольных действий и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах. налоговый правоотношение экономический безопасность Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством: налоговых проверок (камеральные и выездные); получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Институт
налоговых агентов получил Налоговыми
агентами признаются лица, на которых
в соответствии с НК РФ возложены
обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и Согласно
НК РФ налоговый агент признается
самостоятельным субъектом Главное и существенное отличие налогоплательщика от налогового агента состоит в том, что на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать налоги и сборы, а на налоговом агенте - исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога, а также перечислять удержанный налог в бюджет. Именно поэтому при толковании норм необходимо исходить из того, что положения НК РФ о налогоплательщиках применяются к налоговым агентам только при наличии прямого указания об этом. Еще
один важный вывод заключается в
том, что обязанности налогового
агента являются производными от обязанностей
налогоплательщика, т.е. они вторичны.
Иными словами, если у налогоплательщика
не возникла обязанность по уплате
налога, то не могут появиться обязанности
и у налогового агента при условии,
что налоговый агент и Налоговый
агент является посредником между
налогоплательщиком и государством.
В связи с этим возникает вопрос:
наделяет ли налоговое законодательство
какими-либо властными полномочиями
налогового агента по отношению к
налогоплательщику, поскольку изначально
налоговый агент и На
налогового агента законодательством
о налогах и сборах возложена
обязанность удержать налог из средств,
выплачиваемых Подводя
итоги, хотелось бы сказать,
что объектом налогового
правоотношения –
является налог как
обязательный взнос
в бюджет, поскольку
по своей сути и
природе он выступает
тем материальным
благом, предоставлением
и использованием
которого удовлетворяются
интересы правомочной
стороны налогового
правоотношения –
государства. А субъектом
налоговых правоотношений
являются реальные участники
налоговых правоотношений. Заключение Российское законодательство в сфере исчисления налогов, неустанно совершенствуются, в этом плане и совершенствуются налоговые правоотношения между их субъектами. Однако качественно налоговое законодательство не развивается. В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти, управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество налогов, что для налогоплательщика вызывает определенные сложности когда и какие налоги уплачивать. Налоговый кодекс должен быть простым и понятным налогоплательщику. Когда каждый месяц выходят новые инструкции, дополнения и письма к законам о налогах, отменяющие предыдущие инструкции и дополнения возникает путаница и прекрасная возможность для налоговых служб налагать дополнительные штрафы на налогоплательщиков. России
для нормального экономического
развития необходим новый налоговый
кодекс понятный и более упрощенный,
необходимо существенно снизить
налоги и ввести более жесткий
контроль за их уплатой. Налоги должны
стимулировать развитие бизнеса, а
не отбивать у людей желание Перечень
принятых сокращений 1.
НК РФ Налоговый кодекс 2. ФНС РФ Федеральная налоговая служба Российской Федерации 3. ФТС РФ Федеральная таможенная служба Российской Федерации 4.
НДС Налог на добавленную 5. ВАС РФ Высший арбитражный суд Российской Федерации 6.
РСФСР Российская Советская 7.
ФЗ Федеральный Закон Список
использованной литературы Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12.21.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета 21.01.2009 г. №7. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 (в ред. от 28.12.2010) N 146-ФЗ // ГД ФС РФ 16.07.1998. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. "117-ФЗ // ГД ФС РФ 19.07.2000 г. 4. Федеральный закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред. Законов РФ от 27.11.2010 № 306-ФЗ) с изменениями, внесенными определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 г. № 130-О // ГД ФС РФ 25.04.2003. 5. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // Российская газета 10.03.1992 г. № 56. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 459 "об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе" (в ред. от 08.12.2010 г. № 1002) // Собрание Законодательства РФ, 2006 г. № 20. Учебно-научная литература 7. В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/ Серия "Учебники, учебные пособия" .-Ростов н/Д: "Феникс", 2002 г. С. 127 8. Налоги и налоговое право /Под ред. С.Г.Пепеляева. – М.: ФБК-Пресс, 2001. С. 114 9. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 191. 10. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003 С. 187 11. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001 С. 236 12. Сергиенко Р.А. Организация как субъект налогового права: Дис. к.ю.н. Воронеж, 2003. С. 124 13. Тарасенко О.А. Субъект Федерации как субъект налогового права: Дис. к.ю.н. М., 2002. С. 190. 14. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н. М., 2003. С. 184. Материалы юридической практики 15.
Постановление Пленума Высшего
Арбитражного суда Российской
Федерации от 20.02.2001 г. № 5 "О
некоторых вопросах применения
части первой Налогового Электронные ресурсы 16. Правовая информационная система Консультант Плюс: Версия проф. 17. Правовая информационная система Гарант. 18. Правовая информационная система Кодекс. |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично |
Работы, похожие на Курсовая работа:
Налоговые правоотношения, их объекты
и субъекты
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|