Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Автор: Анна Р., 08 Декабря 2010 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших функцией налогов является фискальная, благодаря которой государство обеспечивает свои потребности в финансовых ресурсах для выполнения возложенных на него задач. Поэтому в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ закреплено, что каждое лицо обязано своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате. ……..4
ГЛАВА 2. Способы общего применения………………………………………..6
2.1.Пеня. …………………………………………………………………………..6
2.2.Приостановление операций по счетам налогоплательщика. …………..….8
2.3.Арест имущества. …………………………………………………………...11
ГЛАВА 3. Способы ограниченного применения. …………………………….16
3.1. Залог имущества. …………………………………………………………...16
3.2. Поручительство. ……………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. ……………………………...27

Работа содержит 1 файл

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     В ст. 74 НК РФ установлены также и  правовые последствия неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной поручительством. Указанные последствия адресованы налоговому органу и поручителю.

     Для государства и представляющего  его налогового органа большое значение имеет правило о солидарной ответственности поручителя и налогоплательщика. Исходя из указанного характера ответственности, налоговые органы вправе направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику. Если в отношениях налогового поручительства участвуют несколько поручителей, требование об уплате налогов (сборов) может быть предъявлено к каждому из них (полностью или частично).

     После исполнения поручителем в полном объеме обязательств налогоплательщика  к поручителю переходит право  требовать получения от налогоплательщика  уплаченных им сумм и процентов по ним, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. В этом случае, как указано в п.18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами, проценты на основании ст.395 ГК РФ начисляются на всю выплаченную поручителем за должника сумму, за исключением предусмотренных договором поручительства сумм санкций, уплаченных поручителем в связи с собственной просрочкой.

     Ст. 74  НК РФ не устанавливает случаи прекращения поручительства, поэтому  должны применяться общий порядок  прекращения поручительства, установленный  ГК РФ.

     Налоговое поручительство не противоречит принципам  налогового регулирования. Во-первых, в НК РФ нет нормы о том, что налоговая обязанность исполняется только лично налогоплательщиком. Во-вторых, поручитель возлагает на себя соответствующие обязанности добровольно в силу договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Пеня  как способ обеспечения  исполнения обязательств по уплате налогов  и сборов.

     Сумма   пеней  уплачивается  независимо  от  применения  других   мер  обеспечения исполнения обязанности  по уплате налога (сбора), а  также  мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

     Пеня  начисляется за каждый календарный  день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ

     Пеня  не начисляется на сумму недоимки,  не  погашенной  в  результате приостановления операций  по  счетам  налогоплательщика (по  решению суда, налогового органа) или наложения ареста на его имущество

     Пени  могут быть  взысканы  принудительно  за  счет  денежных  средств  налогоплательщика на счетах в  банке,  а  также  за  счет  иного  его  имущества в определенном порядке Принудительное взыскание пеней с организаций производится в  бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке              

     Приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента)-организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. 

     Приостановление   операций  по  счетам  в   банке   применяется   для  обеспечения исполнения решения  налогового органа о  взыскании  налога(сбора) в случае:

1) неисполнения налогоплательщиком - организацией (плательщиком  сборов, налоговым агентом) обязанности по  уплате  налога  в  установленные сроки (решение может быть принято только одновременно с  вынесением решения о взыскании налога)                             

2) непредставления   налогоплательщиками - организациями (плательщиками сборов,    налоговыми    агентами)    и    налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в  налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного  срока  или отказа от ее представления.

                                        

     В случае такого решения банк:

1) прекращает все расходные операции по данному счету (кроме платежей, очередность  исполнения которых в соответствии   с   гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по  уплате налогов и сборов)                                                 

2) безусловно исполняет решение, которое действует с момента получения его и до отмены (не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговому органу документов, подтверждающих выполнение решения)- не вправе открывать этой организации новые счета.

     Согласно   п.  2  ст.  76  НК  РФ  в  отношении  налогоплательщика  - индивидуального  предпринимателя  приостановление  операций  по   его счетам в банке может быть применено только в  случае  непредставления или отказа от представления в налоговый орган налоговой декларации, в отношении же налогоплательщика-организации эта мера применяется также и в целях обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки и пеней.

     Поскольку ст. 76 НК РФ  не  содержит  специальных  правил  о  порядке применения  указанной  меры  к  налогоплательщикам-индивидуальным предпринимателям, при разрешении споров, связанных с приостановлением операций по их банковским счетам, судам необходимо  руководствоваться положениями данной статьи, регламентирующими порядок  приостановления операций по банковским счетам налогоплательщиков-организаций. 

     Залог имущества и поручительство как способы обеспечения  исполнения обязанностей по плате налогов  и сборов. 

     Залог имущества  и  поручительство  применяются  в  случае  изменения  оков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

     Залог оформляется договором между  налоговым органом  и  залогодателем (налогоплательщиком,    плательщиком    сборов,    третьим    лицом).

     Поручительство  оформляется  договором  между  налоговым  органом   и поручителем (юридическим или физическим лицом).

     При неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора)  обязанности по уплате налога (сбора)  и  соответствующих  пеней  налоговый  орган осуществляет исполнение этой обязанности, обеспеченной:

    1.залогом -  за  счет  стоимости  заложенного  имущества  в порядке, установленном гражданским законодательством РФ

    2.поручительством  -  в  принудительном  порядке  с   поручителя (в судебном  порядке).  При   этом   поручитель  и налогоплательщик (плательщик сборов)  несут солидарную ответственность 
     

     Арест имущества организации как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. 

     Арест имущества  предприятия  -  действие  налогового  или таможенного органа  с  санкции  прокурора  по   ограничению   права   собственности  налогоплательщика-организации (плательщика сборов, налогового агента) в отношении его имущества.

     Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком   сборов,   налоговым   агентом)   -   организацией   в установленные  сроки обязанности по уплате  налога  и  при  наличии  у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать,  что указанное лицо предпримет  меры,  чтобы  скрыться  либо  скрыть  свое  имущество.

     Арест имущества может быть:

    • полным   (владение  и  пользование  имуществом   осуществляются   с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа)
    • частичным   (владение,  пользование   и   распоряжение имуществом осуществляются  с  разрешения  и  под  контролем   налогового   или таможенного органа)

     Аресту  подлежит только то имущество, которое необходимо и  достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.  Арест  производится  на основании  постановления  налогового   или   таможенного   органа   в присутствии понятых. Орган, производящий арест,  не  вправе  отказать налогоплательщику   (его   законному    и    (или)    уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

       Отчуждение   (за  исключением   производимого  под  контролем   либо  с разрешения налогового  или таможенного  органа,  применившего  арест), растрата  или  сокрытие  имущества,  на  которое  наложен  арест,  не допускаются.   Несоблюдение    установленного    порядка    владения, пользования и распоряжения  имуществом,  на  которое  наложен  арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

     Решение об аресте  имущества  отменяется  уполномоченным  должностным лицом  налогового  или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.

                     

     В НК РФ закреплены конкретные способы  обеспечения исполнения обязательств, которые следует понимать как специальные меры, направленные на побуждение налогоплательщика к безусловному исполнению своих обязанностей. Указанные меры по своему предназначению выполняют вспомогательную роль и, за исключением пени, не являются мерами налоговой ответственности, хотя создают новые обременения для налогоплательщика. Несмотря на существенные различия в порядке применения, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов выступают в качестве самостоятельного правового института налогового законодательства Российской Федерации.

     Согласно  данным, приведенным в Решении  расширенного совещания УФНС России по г. Москве от 18.02.2005 г. в 2004 году недоимка в консолидированный бюджет уменьшилась на 0,9 млрд. руб или 3,4%; в федеральный бюджет (по г. Москве) – 0,8 млрд. руб (5,4%); в бюджет г. Москвы – 0,1 млрд. руб, несмотря на наличие в структуре задолженность (70%) недоимки, безнадежной ко взысканию, а также на значительные суммы доначислений по результатам контрольной работы. В Управлении и инспекциях города созданы рабочие комиссии по сокращению задолженности. В 2004 году резко увеличилось количество инкассовых поручений, выставленных налогоплательщикам – 115 тыс. на сумму 24 млрд. руб (в 2003 году на сумму 13,1 млрд.).

     Из  всего вышесказанного, а также  приложений 1 и 2 напрашивается неутешительный вывод, что в настоящее время  существующая налоговая система  России ориентирована в большинстве  своем на взыскание, а не на предотвращение задолженности или ориентацию налогоплательщиков на своевременность и полноту уплаты налогов. Конечно, многое можно списать на «молодость» самой налоговой системы, экономическую и политическую ситуацию в стране в конце 90-х гг. (до принятия НК РФ). Да, в это время налоговым органам приходилось делать упор именно на взыскание, но на сегодняшний день существует очевидная необходимость смены приоритетов. Ведь если грамотно и своевременно использовать такие способы обеспечения как приостановление операций по счетам или арест имущества, стимулирующих налогоплательщиков к своевременным расчетам с бюджетом, не придется потом прибегать к мерам принудительного воздействия. На мой взгляд, рациональнее, логичнее, да и проще направить, например, решение о приостановлении операций по счетам в банке, чем возбуждать исполнительное производство, тем более что многие постановления о взыскании налога, сбора за счет имущества налогоплательщика возвращаются судебными приставами «в связи с невозможностью взыскания». На сегодняшний момент в полной мере из всех 5 способов обеспечения исполнения используются лишь пени, в меньшей степени, да и то не везде применяются наложение ареста и приостановление операций по счетам, а залог и поручительство8  либо совсем не применяются, либо  в очень редких случаях.

     Конечно, для полноценного претворения в  реальность положений НК РФ в отношении  залога и поручительства необходимо принятие соответствующих Методических указаний, также было бы логичнее расширить  уж слишком узкие условия их применения, заимствуя определенные составляющие из положений ГК РФ. При этом не утратился бы властный характер налоговых правоотношений, а налоговые органы получили бы возможность более гибко, с учетом различных факторов, строить свою работу с налогоплательщиками. Рациональнее всего было бы переориентировать налоговую систему на широкое применение главы 11 НК РФ что называется «сверху», к тому же подобная политика нисколько не повредила бы существующей фискальной направленности работы налоговых органов.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов