Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:09, реферат
Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. -'1ля понимания пределов действия норм различных отраслей права, связанных с налоговым законодательством, важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг……….5
Глава 2. Становление налоговой системы современной России……...10
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………13
Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.
Налоговые законодательные и нормативные акты содержат основные экономические и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами.
Формирование
в России предпринимательских отношений,
разнообразие форм собственности, становление
общепризнанных принципов защиты прав
человека — все это требует
от налогового регулирования таких
путей и подходов, которые диктуются
не только потребностями государства
и бюджета, но и законами рыночной
экономики, основанными на борьбе за
выживание хозяйствующих
Процесс становления норм налогового законодательства выявил особую актуальность многих институтов налогового законодательства и сфер налоговых отношений. Налоговое законодательство становится важнейшим регулятором социально-экономического развития общества и непосредственно затрагивает жизненные интересы граждан и бюджетные интересы государства. В этих условиях особенное значение приобретает институт защиты прав налогоплательщиков как непосредственных участников предпринимательской деятельности. Именно они в процессе налоговой реформы и становления налогового законодательства испытывают на себе всю остроту проблем, связанных с неурегулированностью ключевых моментов имущественных и властных налоговых отношений.
Анализ норм налогового права, механизма их действия и проблем кодификации необходим для осмысления перспектив становления налогового права как отрасли в системе финансового права и базового кодифицированного акта — Налогового кодекса РФ.
Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. -'1ля понимания пределов действия норм различных отраслей права, связанных с налоговым законодательством, важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.
Отсутствие
всестороннего законодательного регулирования
властных и имущественных налоговых
отношений вынуждает практиков
прибегать к аналогии права, принципам
справедливости и целесообразности,
что не всегда допустимо в налоговых отношениях.
Глава
1. Реформы налоговой
системы в СССР в 1985—1991
гг.
В
1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная
трудовая деятельность граждан. Поэтому
в соответствии с положениями
Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном
предприятии (объединении)»
В
соответствии с указом Президиума Верховного
Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане
до начала занятия индивидуальной трудовой
деятельностью обязаны были получить
регистрационное удостоверение
или приобрести патент в финансовом
отделе исполкома Совета народных депутатов
по постоянному месту жительства.
Виды деятельности, на которые мог
быть приобретен патент, и размеры
ежегодной платы за него устанавливали
советы министров союзных республик.
За выдачу регистрационного удостоверения
и патента взималась
Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.
Были
внесены изменения в
В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».
В
1990 г. в составе Министерства финансов
СССР была образована Главная государственная
налоговая инспекция, которая через
год стала Государственной
Эпоха
перестройки и постепенный
Вносятся
изменения в законодательство, устанавливающее
порядок налогообложения
Уже в конце 1980-х гг. предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.
Августовские
события 1991 г. ускорили процесс формирования
политически самостоятельного государства
с самостоятельной системой налогообложения.
Именно в этот период была осуществлена
широкомасштабная комплексная налоговая
реформа, были подготовлены и приняты
основополагающие налоговые законы:
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации», Закон РФ от 27 декабря 1991
г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий
и организаций», Закон РФ от 6 декабря
1991 г. № 1992-I «О налоге на добавленную
стоимость», Закон РФ от 7 декабря 1991
г. «О подоходном налоге с физических
лиц». И хотя почти все перечисленные
законы прекратили свое действие, все
они послужили прочным фундаментом нынешней
налоговой системы России.
Глава
2. Становление налоговой
системы современной
России
Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.
Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.
Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства РоссийскойФедерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В
марте 2004 г. в результате системного
изменения структуры
Заключение
Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
Так же, с помощью налогообложения
государство может вести
Информация о работе Современный период российского налогообложения (переходный период)