Современная характеристика местных налогов за рубежом (на примере нескольких стран)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:57, доклад

Описание работы

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги – это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.

Работа содержит 1 файл

доклад налоговое.docx

— 29.95 Кб (Скачать)
 
 
 

Доклад на тему:

Современная характеристика местных налогов  за рубежом(на примере нескольких стран) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.  Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги – это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.

      Одни и те же  виды  налогов   по-разному  проявляют  себя  в  различных

экономических условиях и для разных  экономических субъектов.  На  Западе основным плательщиком является средний класс населения, получающий доходы  в основном льготными путями – большей частью в виде  зарплаты,  перечисляемой безналичным путем на банковские счета граждан.  Кроме  того,  в  большинстве западных стран экономика находится на подъеме, доходы  населения  растут,  в них велика доля различного рода социальных пособий, поэтому  высокие  ставки налогов  оправданы  ситуацией  и  функционально  используются  властями  как

средство «охлаждения» рынка и сокращения избыточного  спроса.

      На практике оказывается, что   на  Западе  предприятия  должны  платить

налоги  только  тогда,  когда  доходы  изымаются  из  производства  на  цели

потребления  (на  зарплату  наемных  работников  и  на  выплату   дивидендов предприятия) или когда их хозяева решат окончательно  изъять  свои  капиталы из бизнеса. В остальных случаях они могут не беспокоиться о налогах,  и  это не временная поблажка, а всеми признанная и неизменная политика.

      Остановимся на налогообложении  нескольких стран. 

Местные налоги

В США насчитывается  почти 85 тыс. районов, входящих в юрисдикцию местных органов власти. Каждый орган  самоуправления может формировать  свой собственный бюджет, вводить  налоги и реализовывать различные  действия по обеспечению поступлений  в бюджет, а также устанавливать  величину расходов полученных средств. При этом функция по определению  налогов и всевозможных мероприятий  по сбору средств, которыми могут  воспользоваться местные органы власти, лежит на правительствах штатов. После установления руководящими органами штатов перечня налогов, сборов и  разнообразных пошлин и платежей, которые вправе взимать местные  органы самоуправления, последние могут  решать, какие налоги они будут  вводить на своей территории.

  Наибольшее  значение среди местных налогов  имеет поимущественный налог, который  является приоритетом исключительно  органов местного самоуправления.Дальнейший анализ структуры и ставок местных налогов в США позволяет классифицировать их по четырем основным группам.

   Первая  – это собственные налоги, которые  собираются только на данной  территории. Сюда относятся прямые  и косвенные налоги. Из прямых  налогов основными являются поимущественные  налоги, промысловые, поземельные,  местные налоги с наследств  и дарений. Косвенное налогообложение  весьма разнообразно, оно представлено  как универсальным акцизом, т.е.  налогом с продаж, так и специфическими  акцизами.

  Вторая  группа местных налогов включает надбавки к общегосударственным  налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет.

  Третья  группа – это налоги на транспортные средства, зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. Среди налогов на потребление можно отметить налог  на регистрацию и парковку автомобилей, налог на пользование автострадами. 
Последний делится между бюджетами штатов и городов.

  И четвертая  группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов  самоуправления. К ним относятся  экологические налоги, направленные на защиту окружающей среды.

  В отличие  от федеральных налогов налоги местных  органов самоуправления характеризуются  множественностью и регрессивностью. Их ставки едины и не учитывают  доходов налогоплательщиков. Но следует  отметить, что при приоритете федеральных  налогов местные налоги занимают весомое место в бюджетах городов  и других местных органах. Они  составляют основу доходов местных  бюджетов, дополняющуюся субвенциями  и дотациями из федерального и штатных бюджетов.

  Налогообложение населения США

  Подоходный  налог в США является частью и  федеральных налогов, и налогов  штатов, и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный  подоходный налог взимается с  суммы дохода с учетом его деления  на три вида:

  "валовый", т. е. общая сумма доходов из любых источников;

  "очищенный  доход", то есть валовый доход за вычетом расходов и стандартной скидки;

  "облагаемый  доход", т. е. очищенный доход  за вычетом ряда расходов и  необлагаемого минимума (он примерно  равен $2000).

  При подоходном налоге штатов ставки обычно не достигают  низших ставок федерального подоходного  налога и значительно ниже федеральных  ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения  является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при  расчете местного подоходного налога. Следующим по значимости следует  федеральный налог на социальное страхование. В США существует 2 системы  страхования: страхование по безработице  и страхование престарелых. Взносы уплачивают и предприниматели, и трудящиеся и равны 15,3%. Налоги на имущество, переходящее с порядке наследования или дарения и поимущественный налог также отчисляются в бюджеты штатов и местные бюджеты, что приемлемо и для нашей страны, поскольку бюджеты местных органов власти особенно скудны, а таким образом их можно хоть как-то увеличить.

  Налоговые реформы, происходившие в США  в 80-х годах и преследовавшие две  главные цели – обеспечение роста  экономического развития в результате сокращения обложения доходов и  упрощение налогообложения –  в целом имели противоречивые последствия.

  Положительные результаты. Налоговые стимулы, выразившиеся в значительном сокращении подоходного  налога и налога на прибыль корпораций, оказали позитивное влияние на процесс  производства. Был обеспечен относительно устойчивый и рекордный по длительности за весь послевоенный период циклический  подъем.

  Одновременно  произошло расширение потребительского спроса, обусловленного увеличением  занятости, ростом реальных доходов (в  определенной степени за счет снижения налогов), падением темпов инфляции, сокращением  процентных ставок.

  За счет сокращения темпов инфляции уменьшилось  налоговое бремя плательщиков. Если в 1980 г. семьи со средними доходами облагались налогом по ставке 24 %, то после реформы – по ставке 15 %.

  В результате повышения необлагаемого минимума, стандартной скидки и увеличения уровня доходов, при котором возникают  налоговые обязательства, были полностью  освобождены от уплаты налогов 6,5 млн. американцев, чьи доходы находились примерно на уровне "черты бедности".

  Отрицательные стороны. Снижение ставок подоходного  и корпорационного налогов, которое, по мнению авторов реформы, не должно было негативно отразиться на доходах  страны (они считали, что налоговые  потери компенсируют прибыли компаний и доходы населения в результате ускорения развития экономики). Однако фактически оно отрицательно повлияло на их уровень.

  Налоговые доходы, достигнув в 1980 г. своего максимума, так ни разу и не превысили этот уровень. Только в 90-х годах эта величина незначительно выросла.

  Налоговая реформа не решила проблему поляризации  общества (о чем утверждали ее идеологи), хотя по оценкам американских специалистов в конце 80-х годов около 80 % нaлогоплательщиков США облагались по минимальной ставке, а по данным "Экономического доклада президента 1989 г." доля налогов, уплачиваемых получателями крупных доходов, выросла с 34,9 % в 1981 году до 44,3 % в 1986 году. Однако существуют и другие оценки. Если в 1979 г. к категории лиц, имевших доходы ниже официально установленного индекса бедности, принадлежало 11,7 % населения, то к 1991 г. – уже 14,2 %. Положение низкооплачиваемых слоев населения стало еще более тяжелым. Средняя заработная плата американцев 90-х годов находилась на самом низком уровне за последние почти 30 лет. В ценах 1982 г. она составляла в 1991 г. 7,5 долл. в час против 8,5 долл. в начале 70-х годов. В 1990 г. среднечасовой заработок рабочих в текущих ценах равнялся 14,8 долл. против 21,5 долл. в ФРГ, 21,9 долл. в Швеции и 17,9 долл. в Дании.

  Вновь увеличивался разрыв в распределении личных богатств. В 1983 – 1989 гг. доля семей с доходами свыше 10 тыс. долл. в год увеличилась  с 19 до 20 %; доля состоятельных семей  с доходами свыше 50 тыс. долл. возросла с 17 до 20 %; доля семей со средними доходами в 20–30 тыс. долл. уменьшилась с 19 до 17 %.

  Таким образом, налоговая реформа не смогла решить важную социальную задачу – нивелирования  доходов и достичь экономического равенства между различными слоями населения. Изменения в налогообложении, которые привели к снижению ставок подоходного налога, обеспечили большие  преимущества состоятельным социальным группам.

  Итак, в 80-е  годы политика американского государства  в области налогообложения не смогла решить всех поставленных перед  ней задач, и в начале 90-х годов вопрос о проведении налоговых преобразований вновь стал актуальным.

  Новым экономическим  планом Клинтона предусматривалось  самое большое в истории страны сокращение за 1994–1997 гг. дефицита федерального бюджета – на 493 млрд долл. – и уменьшение его расходов на 247 млрд долл. Одна из ведущих ролей в предложениях администрации отводилась налоговым методам регулирования экономического развития. Наиболее крупные изменения предусматривались в области прямого налогообложения физических лиц, затрагивающие в основном состоятельные слои американского населения.

  Одновременно  новшества коснулись индивидуальных компаний и партнерств, не имеющих  статуса юридического лица, которые  в США облагаются по тем же ставкам  и правилам, как и граждане. К  действующим ставкам подоходного  налога 15, 28 и 31 % добавилась еще одна – на высокие доходы, равная 36 %. Кроме  того, на доходы свыше этих было предложено ввести пятую ставку 39,6 % (36 + экстраставка 3,6 %). Данная ставка должна затрагивать доходы свыше 250 тыс. долл. для одиноких лиц, глав семейств и супругов, заполняющих совместную налоговую декларацию. К доходам супругов, заполняющих раздельные декларации, ставка должна применяться начиная со 125 тыс. долл. По существу новые ставки налога прогрессивнее, так как затрагивают наиболее богатых лиц, составляющих 1,2 % общего числа налогоплательщиков, и совсем не касаются малообеспеченных и лиц со средними доходами.

  Важное  место в программе уделяется  стимулированию инвестиций в бедствующие  города и сельские местности. Предусматривается  определение 50 так называемых "предпринимательских  зон" для привлечения капитальных  вложений, среди них 30 городских, 15 сельских и 5 индейских резерваций, где будет  осуществляться льготное налогообложение. Такие районы указываются местными правительствами и правительствами  штатов. Разработаны определенные критерии с целью придания той или иной местности статуса особо нуждающейся в инвестициях (максимальный размер территории при минимальной численности населения, наличие большого числа безработных, общая потребность в помощи, доля нищих в общем количестве населения от 25 % и выше). Обозначенные зоны будут оставаться в действии 10 лет.

  Предложено  ввести два вида налоговых льгот: для лиц, работающих в "предпринимательской  зоне", и по инвестициям в данные районы. Льготы для работников данных зон подразделяются на два вида: по зарплате и определенным категориям работников. Льгота по заработной плате  будет предоставляться лицам, живущим  и работающим в "предпринимательской  зоне", при этом могут быть учтены некоторые расходы на обучение и  профессиональную подготовку. Расширяется  сфера действия преференции определенным категориям работников. Лицо, живущее  в такой местности, рассматривается  как принадлежащее к одной  из групп, на которые распространяется данная льгота.

  Налогообложение населения в Великобритании

  Источником  налоговых поступлений в доходы местных бюджетов 
Великобритании служил до 1990 г. налог, взимаемый с недвижимого имущества – земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик. Не подлежали(и не подлежат) налогообложению сельскохозяйственная земля и церкви. Базой налога являлась годовая чистая стоимость имущества.

  В марте  1990 г. правительство М. Тэтчер объявило об отмене поимущественного налога и замене его подушным налогом. Этот налог носил не местных характер, а национальный. Суммы налога распределялись между местными органами власти в зависимости от численности взрослого населения, проживающего на территории, контролируемой местным органом власти.

  Размер  налога определялся исходя из стоимости  собственности. Для этого была создана  своеобразная шкала соотношения  стоимости жилья и размера  налога. При этом расчет строился на том, что в каждом доме или квартире проживало два человека. Если жильцов  больше, то это в расчет не принималось, а если же всего один, то ему делалась скидка в размере 25%. 
Бурный протест населения против подушного налога заставил правительство принять решение о его поэтапной отмене. Этот налог был заменен налогом с недвижимости.
 

Информация о работе Современная характеристика местных налогов за рубежом (на примере нескольких стран)