Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа
Уголовный кодекс содержит уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления, совершаемые в сфере налогообложения физических и юридических лиц. К группе этих преступлений уголовный закон относит уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) и уклонения от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ).
В данной курсовой работе я попыталась раскрыть понятие преступления, какими признаками оно обладает, раскрыть эти признаки.
ГЛАВА 3. Соотношение со смежными составами преступлений в сфере экономической деятельности. Проблемы квалификации.
Налоговые преступления имеют существенные отличия от общественных, например насильственных преступлений. Целью преступления выступает расчет в рамках экономических отношений получить имущественную выгоду незаконными способами. Подробная противоправная деятельность направлена не против конкретных лиц или организаций, а против государства.
Под налоговыми преступлениями понимаются предусмотренные уголовными законами общественно-опасное деяние, осуществляемые в рамках хозяйственной деятельности субъекта и посягающие на финансовые интересы государства в части формирования бюджета от сбора налогов с физических и юридических лиц. В уголовном кодексе Российской Федерации они предусмотрены в ст.194, 195, 196, 197, 198, 199, 199.1, 199.2.
Разграничение
налоговых преступлений от иных посягательств
в процессе квалификации преступлений
может быть проверено по целому ряду
признаков. Основными критериями такого
разграничения является в первую
очередь непосредственный объект преступного
деяния, которым у налоговых
Разграничение также можно провести по специфике объективной стороны налоговых преступлений и субъекта, который является специальным.
Объективные и субъективные признаки состава налоговых преступлений в научно-практической литературе на сегодняшний день проанализированы и описаны достаточно подробно.
В связи с этим проблема соотношения налоговых преступления с иными смежными составами сводится, по сути, к проблемам конкуренции норм и квалификации налоговых преступлений по совокупности.
Под конкуренцией уголовно-правовых норм в правовой науке подразумеваются те случаи, когда одно преступное деяние охватывается несколькими статьями Особенной части УК.
Наиболее часто в юридической литературе выделяются следующие виды конкуренции уголовно-правовых норм:
В первом случае согласно правилам конкуренции применению подлежит специальная норма. При конкуренции части и целого должна применяться та норма, которая охватывает все фактические признаки современного деяния.
Случаи
конкуренции с налоговыми преступлениями
может иметь место при
Объективная сторона данного преступления заключается в действиях по регистрации заведомо незаконных сделок с землей.
Искажению данных государственного земельного кадастра, а равно умышленном занижении размеров платежей за землю при совершении их соответствующим должностным лицом органа обязанного проверить указанные действия. В конкуренции с налоговыми преступлениями данная норма вступает при умышленном занижении налоговых платежей за землю, поскольку возникает вопрос о возможности квалификации данного деяния как соучастие в совершении налогового преступления.
Хотя формально данное деяние и попадает под признаки ст. 33 и ст. 199 УК РФ, в соответствии с правилами квалификации при наличии соответствующих оснований должна наступать по ст. 170 УК РФ
Проблема
совокупности налоговых преступлений
с иными преступными
Прежде чем определить, как решается данный вопрос в российском законодательстве, необходимо отметить, что корень его уходит в сущность преступления.
Уклонение
от уплаты налогов возможно лишь тогда,
когда виновный нарушил возложенные
на него законодательством обязанности
по уплате налогов. В действующем
налоговом законодательстве вопрос
о налогообложении незаконных доходов
не рассматривается в ст. 38 Налогового
кодекса РФ «Объект налогообложения».
Говорится об имуществе, прибыли, доходе,
стоимости реализованных
Не содержится прямого указания на законность приобретения объектов налогообложения и в законах о конкретных налогах
Тем
не менее, позиция большинства
В ч.1 ст.51 Конституции РФ закреплено, что «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого…». Лицу же осуществлявшему преступную деятельность, уклонение от уплаты налогов с доходов, полученных от этой деятельности, будет представлять собой не что иное, как попытку обвинить его в том, что он не сообщил государству, налоговым органам о совершенном или совершаемом им преступлении, поскольку избегал уклонения и уплатить налоги не может только лишь продекламировав источник дохода. А это и есть не что иное, как «свидетельство против себя самого». На практике часто возникают ситуации, вызывающие трудности в квалификации деяния, в связи с необходимостью ограничения уклонения от уплаты налогов (взносов) от незаконного предпринимательства.
Осуществление
предпринимательской
Следовательно, доход, полученный в результате этой преступной деятельности, также является преступным.
В
качестве одного из способов совершения
налогового преступления могут выступать
и такие преступления; как незаконный
оборот драгоценных материалов, драгоценных
природных камней или жемчуга (ст.
191 УК РФ), а также нарушение правил
сдачи государству драгоценных
материалов и драгоценных камней
(ст. – 192 УК РФ). Данное преступление является
специальным составом незаконного
предпринимательства, а поэтому
квалифицируются
К
числу преступлений, которые посягают
на интересы государства в сфере
формирования бюджета, относится неправомерные
действия при банкротстве, а также
предпринимательское и
Федеральным законом РФ от 8.12.03г. №162 – Ф3 «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» внесены изменения и дополнения в статьи, предусматривающие уголовную ответственность за налоговые преступления.
Федеральным законом от 8.12.03г. №162 –Ф3 изменены диспозиции и санкции ст.198 и ст. 199 УК РФ
Способы
совершения преступления унифицированы
путем исключения из диспозиций уголовно-правовых
норм, таких форм уклонения от уплаты
налогов, как «иным способом», и
включения в бухгалтерские
В новой редакции ст. 198, 199 УК РФ преступлением признается только преднамеренное непредставление налоговой декларации или других документов, либо намеренное искажение данных в декларации. Это означает, что правоохранительные органы не смогут возбуждать уголовные дела на одном только основании, что организация или гражданин (физическое лицо) вовремя не перечислил налог.
Кроме
того, в соответствии с новой редакцией
уголовных норм по налоговым преступлениям
исчисление крупного или особо крупного
размера, а также штрафа производится
в санкциях и в приложениях
указанных статей. Данная новелла
является результатом разрешения многолетних
дискуссий в судебно-
В правоприменительной практике по налоговым преступлениям необходимо учитывать особенности применения наказания, назначенного в виде штрафа. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» от 8 декабря 2003 г. № 162 –Ф3.
В
новой редакции уголовно –правовых
норм за налоговые преступления увеличивается
сумма, за неуплату которой может
последовать уголовное
Для руководителей организации, бухгалтеров и т.д. наказание снижено с четырех до двух лет лишения свободы (с семи до шести лет за неуплату налогов в особо крупном размере, либо группой лиц)
Таким
образом, законодателем учтены проблемные
вопросы, которые имели место
при разрешении споров между налогоплательщиками
и правоприменителями. Относительно
объективной стороны ранее
Введение
новых редакций статей о налоговых
преступлениях УК позволит в определенном
степени избежать необходимости
перечисления конкретных способов совершения
уголовно наказуемых деяний в сфере
налогообложения указанные. Указанные
новеллы позволят также расширить
границы применения уголовно правовых
норм данных статей в отношении налоговых
агентов, руководителей предприятий
– должников и так называемых проблемных
банков.
Заключение
Налоговая
преступность – это общественно
опасное, социально –правовое явление
находящееся в тесной взаимосвязи,
с рыночной экономической системой,
возникающее в результате существования
конфликта по поводу бюджетно-налогового
перераспределения денежных средств
связанного с конституционной обязанностью
платить налоги и действиями контролирующих
органов по учету результатов
финансово-экономических