Роль НДС в западных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:53, доклад

Описание работы

Сегодня велика роль НДС в Российской Федерации. Так, в 1992-1995 г. этот налог обеспечивал примерно 1/5 всех налоговых поступлений в стране. С 1996 г. значение НДС еще больше возросло: этот налог стал обеспечивать уже около половины всех налоговых поступлений в федеральный и более трети в консолидированный бюджет страны. Объяснялось последнее почти обвальным падением в налоговых поступлениях доли налога на прибыль.

Работа содержит 1 файл

Роль НДС.docx

— 114.65 Кб (Скачать)

Сегодня велика роль НДС в Российской Федерации. Так, в 1992-1995 г. этот налог обеспечивал примерно 1/5 всех налоговых поступлений в стране. С 1996 г. значение НДС еще больше возросло: этот налог стал обеспечивать уже около половины всех налоговых поступлений в федеральный и более трети в консолидированный бюджет страны. Объяснялось последнее почти обвальным падением в налоговых поступлениях доли налога на прибыль.

В структуре поступлений  налоговых платежей в федеральный  бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, в 2002 г. его доля составила 44,8%, в 2003 г. – 47,2%, а в 2004 г. – 48,9%, в 2007 г. его доля была – 37%, в 2008 г. – 39%, в 2009 г. – 39%. Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета.

 

 

Уровень налога на добавленную  стоимость варьируется от 5% (Канада, Тайвань) до 26% (Исландия). НДС в России соответствует аналогичному платежу  в Сербии, Испании, Турции (18%).

 

Наиболее перспективным  с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную  стоимость. Наличие НДС в налоговой  системе государства – обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.

 

Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 2.

 

 

 

Рис. 2. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран

 

Из приведенного рисунка  видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.

 

Например, во Франции налог  на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы  и обеспечивает 41% всех налоговых  поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляет собой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл. 1.

 

 

Таблица 1

 

Структура государственного бюджета Франции

Вид налогов

Удельный вес %

НДС

41,4

Подоходный налог на физических лиц

18,1

Налог на предприятия

106,

Пошлины на нефтепродукты

7,3

Прочие налоги

15,2


 

В структуре бюджета Дании  НДС занимает второе место после  подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых  поступлений. Это видно из табл. 2.

Таблица 2

Структура доходов  бюджета Дании

Статьи доходов

Удельный вес

Подоходный налог с  физических лиц

48

НДС

19

Акцизы

17

Налог на доходы корпораций

8

Налог на имущество

4

Отчисления на социальное страхование

3

Таможенные пошлины

1

Итого

100


 

В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие  доходы приносит государству налог  на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен  примерно 28% – второе место после  подоходного налога.

В Великобритании главное  место среди косвенных налогов  также принадлежит налогу на добавленную  стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного  налога и формирует примерно 17% бюджета  страны21.

В Российской Федерации НДС  играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

 

Анализируя данные о поступлении  НДС в федеральный бюджет России, можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС  и, в частности, через систему  построения ставок он влияет на ценообразование  и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму  налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне  этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов.

 

 

 

 

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

За годы своего существования  НДС прочно укрепился в налоговой  системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный  налог, выполняет две взаимодействующие  функции: фискальную, связанную с  обеспечением значительной доли поступлений  в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

Анализ налогообложения  добавленной стоимости в России и странах ЕС показал, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет  свои особенности, принципиальные отличия  и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Информация о работе Роль НДС в западных странах