Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:53, доклад
Сегодня велика роль НДС в Российской Федерации. Так, в 1992-1995 г. этот налог обеспечивал примерно 1/5 всех налоговых поступлений в стране. С 1996 г. значение НДС еще больше возросло: этот налог стал обеспечивать уже около половины всех налоговых поступлений в федеральный и более трети в консолидированный бюджет страны. Объяснялось последнее почти обвальным падением в налоговых поступлениях доли налога на прибыль.
Сегодня велика роль НДС в Российской Федерации. Так, в 1992-1995 г. этот налог обеспечивал примерно 1/5 всех налоговых поступлений в стране. С 1996 г. значение НДС еще больше возросло: этот налог стал обеспечивать уже около половины всех налоговых поступлений в федеральный и более трети в консолидированный бюджет страны. Объяснялось последнее почти обвальным падением в налоговых поступлениях доли налога на прибыль.
В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, в 2002 г. его доля составила 44,8%, в 2003 г. – 47,2%, а в 2004 г. – 48,9%, в 2007 г. его доля была – 37%, в 2008 г. – 39%, в 2009 г. – 39%. Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета.
Уровень налога на добавленную стоимость варьируется от 5% (Канада, Тайвань) до 26% (Исландия). НДС в России соответствует аналогичному платежу в Сербии, Испании, Турции (18%).
Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства – обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.
Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 2.
Рис. 2. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран
Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.
Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляет собой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл. 1.
Таблица 1
Структура государственного бюджета Франции
Вид налогов |
Удельный вес % |
НДС |
41,4 |
Подоходный налог на физических лиц |
18,1 |
Налог на предприятия |
106, |
Пошлины на нефтепродукты |
7,3 |
Прочие налоги |
15,2 |
В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений. Это видно из табл. 2.
Таблица 2
Структура доходов бюджета Дании
Статьи доходов |
Удельный вес |
Подоходный налог с физических лиц |
48 |
НДС |
19 |
Акцизы |
17 |
Налог на доходы корпораций |
8 |
Налог на имущество |
4 |
Отчисления на социальное страхование |
3 |
Таможенные пошлины |
1 |
Итого |
100 |
В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.
В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны21.
В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.
Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России, можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов.
Из вышесказанного
можно сделать следующие
За годы своего существования
НДС прочно укрепился в налоговой
системе России и стал одним из
важнейших федеральных налогов.
НДС, как наиболее значительный косвенный
налог, выполняет две
Анализ налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показал, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ