Так,
в подоходном налогообложении физических
лиц впервые был осуществлен
переход от идедулярного налогообложения,
применявшегося достаточно длительное
время в республиках бывшего СССР, к глобальному
обложению доходов физических лиц на основе
определения совокупного годового дохода.
В
части юридических лиц изменения
коснулись следующих аспектов: отмена
дифференциация ставок налога на прибыль
и утверждены две ставки: 30% - для всех
юридических лиц и 45% - для банков и страховых
компаний.
Впервые
к числу налогоплательщиков стали
относиться бюджетные организации
в части доходов, полученных от предпринимательской
деятельности; были упорядочены льготы
(вместо действовавших ранее 30 осталось
6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших
в налоговой системе Республики Казахстан
в 1994 году, позволяют сделать вывод об
их преимущественно фискальном характере.
Между тем, несмотря на столь решительные
меры, удельный вес налоговых поступлений
в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8%
в 1993 году.
Исходя,
из того в качестве основных целей
налоговой реформы в Республике
Казахстан в последующие этапы
были выдвинуты:
- Стимулирование
рыночных отношений, а именно:
- активная
поддержка предпринимательства;
- стимулирование
индивидуальных налогоплательщиков вкладывать
получаемые доходы в предпринимательскую
деятельность;
- подведение
широкой законодательной базы под налогообложение;
- создание
механизма защиты доходов от двойного,
тройного налогообложения.
- Достижения
определенной справедливости в налогообложении,
а именно:
- обеспечение
социальной защиты малоимущих;
- создание
единой шкалы налогообложения независимо
от источника получения дохода;
- учет национальных
и территориальных интересов государства;
- стремление
к творческому использованию мирового
опыта построения системы налогообложения.
В
соответствии с этими целями была
сделана попытка изменить всю
налоговую систему Республики Казахстан
и приблизить ее к мировым стандартам.
2
этап.
Задачами
второго этапа были: снижение налогового
бремени, сокращение количеств налогов,
приближение налоговой системы
Казахстана к мировым стандартам.
В основном этим требованиям отвечало
принятие Указа Президента Республики
Казахстан имеющее силу закона «О
налогах и других обязательных платежах
в бюджет» от 24 апреля 1995 г.
Общегосударственные:
- Подоходный
налог с юридических и физических лиц
- Налог на
добавленную стоимость
- Акцизы
- Налог на
операции с ценными бумагами
- Социальные
платежи с недропользователей
- Земельный
налог
- Налог на
имущество юридических и физических лиц
- Налог на
транспортные средства
- Сбор за регистрацию
физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью и юридических лиц
- Сбор за право
занятия отдельными видами деятельности
- Сбор с аукционных
продаж
С
1 января 1999 г. в состав общегосударственных
налогов и сборов включаются: дорожный
налог, социальный налог, сбор на социальное
обеспечение и сбор за выезд автотранспортных
средств на территорию Республики Казахстан.
Ранее эти платежи выступали источниками
внебюджетных фондов, позже дорожный налог
и сбор на социальное обеспечение было
отменены.
Согласно
Закона Республики Казахстан от 16 июля
1999 г. №440-1 Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу закона «О налогах
и других обязательных платежах в бюджет»
от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус
Закона Республики Казахстан.
Налоговая
система РК в соответствии с вышеуказанным
документом включает в следующие
налоги, сборы и другие обязательные
платежи:
Налоги
и другие обязательные платежи в
бюджет:
- Подоходный
налог с юридических и физических лиц
- Налог на
добавленную стоимость
- Акцизы
- Сбор за регистрацию
эмиссии ценных бумаг и присвоение национального
идентификационного номера эмиссии ценных
бумаг, не подлежащих государственной
регистрации
- Специальные
платежи и налоги недропользователей
- Социальный
налог
- Сборы за
проезд автотранспортных средств по территории
Республики Казахстан
- Земельный
налог
- Налог на
имущество юридических и физических лиц
- Налог на
транспортные средства
- Единый земельный
налог
- Сбор за регистрацию
физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, и юридических лиц
- Лицензионный
сбор за право занятия отдельными видами
деятельности
- Сбор за аукционных
продаж
- Сбор за право
реализации товаров на рынках
- Сбор за использование
юридическими и физическими лицами символики
города Алматы в их фирменных наименованиях,
знаках обслуживания, товарных знаках
- Сбор за использование
юридическими лицами (кроме государственных
предприятий, государственных учреждений
и некоммерческих организаций) и физическими
лицами слов «Казахстан», «Республика»,
«Национальный» (полных, а также производных
от них) в их фирменных наименованиях знаках
обслуживания, товарных знаках.
3
этап.
Основной
задачей третьего этапа является усиление
правовых аспектов взаимоотношений между
государственными органами, имеющими
отношение к бюджету, фискальными органами
и налогоплательщиками. В целом, структура
налогов, которая была заложена в 1995 году,
достаточно оптимальна. На сегодняшний
день существует 17 видов основных налогов,
сборов и других обязательных платежей
в бюджет, которые нужно совершенствовать
и число которых также необходимо оптимизировать.
Отсюда вытекает необходимость в реформировании
налогового законодательства. С 1 января
2002 года вводится в действие Кодекс РК
«О налогах и других обязательных платежах
в бюджет» (Налоговый Кодекс), который
был принят 12 июня 2001 года №209-II.
Структура
нового Налогового Кодекса состоит
из трех больших частей:
- Общая
- Особенная
- Налоговое
администрирование
Общая
часть – «конституция» налогового
законодательства. В ней четко
определены принципы формирования налогового
законодательства, введены жесткие
принципы, в соответствии, с которыми
любые изменения в законодательстве
могут допускаться только с принятием
бюджета, а вводиться в действие с началом
календарного года. Однако, это не относится
к акцизам и ставкам таможенных пошлин,
регулирующих текущие изменения и конъюнктуру
рынка. Данные принципиальные положения
должны стать основной налогового законодательства
в общей части, которая не должна претерпевать
никаких существенных изменений в последующие
годы.
Что
же касается Особенной части, то необходимо
отметить, прежде всего, тот факт, что
государство является сторонником
стабильности, и преемственности действующего
налогового законодательства в части
методики и базы налогообложения.
В
части налогового администрирования
определяются процессуальные вопросы.
Очень сложно говорить на сегодняшний
день о четкой формулировке всех положений
и требований по данному разделу, так как
назревает второй этап правовой реформы.
Многие
аспекты Гражданского кодекса, его
Особенной части, других законов, регулирующих
отдельные сферы хозяйственной
жизни нашего общества, в ближайшие
2-3 года не могут не претерпевать существенных
изменений. Это, несомненно, найдет отражение
и в процессуальных взаимоотношениях
между налогоплательщиками и государством,
особенно в процесс апелляции.
Виды
налогов и других
обязательных платежей
в бюджет (вводятся
в действие с 01.01.2002
года)
Налоги
- Корпоративный
подоходный налог
- Индивидуальный
подоходный налог
- Налог на
добавленную стоимость
- Акцизы
- Налоги и
специальные платежи недропользователей
- Социальный
налог
- Земельный
налог
- Налог на
транспортные средства
- Налог на
имущества
Сборы
- Сбор за государственную
регистрацию юридических лиц
- Сбор за государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним
- Сбор за государственную
регистрацию радиоэлектронных средств
и высокочастотных устройств
- Сбор за государственную
регистрацию механических транспортных
средств и принцип
- Сбор за государственную
регистрацию морских, речных и маломерных
судов
- Сбор за государственную
регистрацию гражданских воздушных судов
- Сбор за государственную
регистрацию лекарственных средств
- Сбор за проезд
автотранспортных средств по территории
Республики Казахстан
- Сбор за государственную
регистрацию индивидуальных предпринимателей
- Сбор с аукционов
- Гербовый
сбор
- Лицензионный
сбор
- Сбор за выдачу
разрешения на использование радиочастотного
спектра телевизионным радиовещательным
организациям
Платы
- Плата за
пользование земельными участками
- Плата за
пользование водными ресурсами поверхностных
источников
- Плата за
загрязнение окружающей среды
- Плата за
пользование животным миром
- Плата за
лесные пользования
- Плата за
использование особо охраняемых природных
территорий
- Плата за
использование радиочастотного спектра
- Плата за
пользование судоходными водными путями
- Плата за
размещение наружной (визуальной) рекламы
Государственная
пошлина
- Государственная
пошлина с подаваемых в суд исковых заявлений,
заявлений (жалоб) по делам особого производства,
с кассационных жалоб, а также за выдачу
судом копий (дубликатов) документов.
- Государственная
пошлина за совершение нотариальных действий,
а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально
удостоверенных документов
- Государственная
пошлина за регистрацию актов гражданского
состояния, а также за выдачу гражданам
повторных свидетельств о регистрации
актов гражданского состояния и свидетельств
в связи с изменением дополнением и восстановлением
записей актов гражданского состояния
- Государственная
пошлина за оформление документов на право
выезда за границу и приглашение в Республику
Казахстан лиц из других государств, а
также за внесение изменений в эти документы
- Государственная
пошлина за выдачу визы к паспортам иностранцев
или заменяющим им документам на право
выезда в Республику Казахстан
- Государственная
пошлина за оформление документов о приобретение
гражданство Республики Казахстан, восстановление
гражданство Республики Казахстан и прекращение
гражданство Республики Казахстан
- Государственная
пошлина за регистрацию местожительства
- Государственная
пошлина за выдачу разрешений на право
охоты
- Государственная
пошлина за выдачу паспортов и удостоверений
личности граждан Республики Казахстан
- Государственная
пошлина за выдачу разрешений на хранение
или хранение и ношение, транспортировку,
ввоз на территорию Республики Казахстан
и вывоз из Республики Казахстан оружия
и патронов к нему
- Государственная
пошлина за регистрацию и перерегистрацию
гражданского оружия (за исключением холодного
охотничьего, пневматического и газовых
аэрозольных устройств)
Таможенные
платежи
- Таможенная
пошлина
- Таможенные
сборы
- Платы
- Сборы
1.2.
Основные направления
в реформе налоговой
системы РК и
ее влияние на развитие
экономики