Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:48, контрольная работа
Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания был свойствен всей передовой научно-педагогической мысли Нового времени, начиная от X. Вивеса, Я.А. Коменского и Дж. Локка. Во второй половине XVIII века этот интерес, резко обострившийся в связи с подъемом экономической жизни и потребностью в новых формах образования, запечатлели труды Ж.-Ж. Руссо и И. Песталоцци. Последний прямо указывал, что хочет построить весь процесс обучения на психологической основе. Но такая основа еще не была подготовлена наукой.
Однако
большой интерес и в наше время имеют мысли
Меймана об умственном воспитании, его
соображения о гигиене школьной работы
и о влиянии на ученика школьной и внешкольной
жизни.
Постановка вопроса о необходимости создания
экспериментальной дидактики также заслуживает
внимания. Но сам Мейман не изучал все
же ребенка в целом, он рассматривал изолированно
психические функции детей (внимание,
память и т. д.); при этом он полагал, что
школьников должны изучать не учителя,
а по преимуществу психологи (иначе говоря,
педологи); это отрывало учителя от повседневного
изучения учащихся в процессе их воспитания
и обучения. В начале первой мировой войны
Мейман выступил со статьями шовинистического
и расистского характера.
В США экспериментальная педагогика получила
широкое распространение. Видным представителем
этого направления является Эдуард Торндайк
(1874--1949). Он исходил из учения бихевиоризма,
согласно которому поведение человека
-- чисто внешние реакции организма, механически
вызываемые стимулами и закрепляемые
многократными механическими упражнениями.
Таким образом, все воспитание сводится
к дрессировке -- развитию желательных
реакций на определенные стимулы.
Экспериментальную педагогическую работу
Торндайк и его последователи фактически
свели к тестам. Наряду с существовавшими
тестами для определения умственной одаренности
были еще установлены и тесты успеваемости,
которыми определялась степень развития
ребенка по данному предмету. Этот подход
к изучению детей широко распространился
в 40--50-х годах XX века в США, Англии, ФРГ.
Тесты, претендующие на «объективную доказательность»,
на самом деле служат зачастую средством
отбора для продолжения образования тех,
кто нужен буржуазии, средством затруднения
доступа в школы повышенного типа детям
трудящихся.
Экспериментальная педагогика способствовала
в известной мере движению вперед в вопросах
изучения ребенка. При помощи эксперимента
и использования специальных приборов
были выяснены некоторые закономерности
роста и развития детей: соотношения развития
отдельных органов в разном возрасте детей,
изменения в области дыхания, кровообращения.
Была установлена неравномерность в развитии
детей, ускорение в одном возрасте, замедление
в другом. Важные положительные результаты
получены при изучении зрения, слуха, осязания,
что дало возможность установить ряд положений
для сенсорного воспитания и решения проблемы
наглядности. Определенные результаты
достигнуты в изучении внимания, памяти
детей, отдельных вопросов умственной
работы (упражнения для воспитания памяти),
а также в отношении цветовых представлений
детей.
Педагогическая психология.
МЕЙМАН ЭРНСТ (1862-1915), немецкий педагог, психолог, основатель экспериментальной психологии и педагогики, один из основателей журналов "Архив общей психологии" (1903), "Журнал экспериментальной педагогики" (1905). До сих пор не потеряло своего значения исследование ученым приемов заучивания, "умственной гигиены", типологии представлений, обучения детей рисованию и др.
Идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализация обучения, более широкое привлечение к научным исследованиям педагогов- практиков сохраняет свою актуальность и сегодня. В русском переводе известны его работы: "Экономика и техника памяти" (1913); "Лекции по экспериментальной педагогике" (ч.1-3, 1914-1917); "Интеллигентность и воля" (1917); "Очерки экспериментальной педагогики" (1922).
Биография.
Учился в университетах Тюбингена, Берлина,
Галле, Бонна. В 1893 - 1894 гг. работал ассистентом
В.Вундта в Лейпциге. С 1897 г. - профессор
философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге,
Мюнстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один
из основателей журнала "Архив общей
психологии" (1903) и "Журнала экспериментальной
педагогики" (1905). В 1911 г. основал в Гамбурге
Институт экспериментальной педагогики.
Исследования. Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. Был сторонником теории развития как функции наследственности и среды. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Методами экспериментальной педагогики являются не только широко понимаемый эксперимент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, а также собирание и анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.). Педагогика должна использовать знания и др. наук (психологии, этики, логики, антропологии и т. д.).До сих пор не потеряли значения исследования М. приемов заучивания, "умственной гигиены", типологии представлений, обучения детей рисованию и др. Вместе с тем дать целостное представление о развитии ребенка М. не удалось. Придерживаясь механистической теории развития как функции наследственности и среды, М. противопоставлял естественное созревание обучению (воспитанию).
Исследования физической и духовной сторон развития, а также отдельно взятых психических процессов оказались оторванными друг от друга. Такое механическое объединение знаний о различных сторонах развития было характерно для педологии, в становлении которой М. сыграл свою роль. Однако идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям
Мейман уделил много внимания прикладному аспекту детской психологии и педологии. Его трехтомник "Лекции по экспериментальной педагогике" (1907) представлял своего рода энциклопедию педагогической психологии, в которой не только было собрано все накопленное к тому времени этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития.
В своих теоретических подходах Мейман стремился соединить ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции Холла. Исходя из этого он предложил свою периодизацию, критерием которой являлись уже не абстрактные способы добывания пищи, а этапы интеллектуального развития.
Нейман считал, что детская психология должна изучать не только возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, детскую одаренность и отсталость, врожденные склонности детей. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и на понимании индивидуальных различий психики конкретного ребенка.
При
лаборатории Неймана была организована
экспериментальная школа, которая просуществовала
более двадцати лет и где разрабатывались
различные программы обучения детей.