Противоречия действующей налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития
рыночной экономики ………………………………………………………4
1.1 Сущность налога ……………………………………………………4
1.2 Функции налогов …………………………………………………….6
1.3 Виды налогов ………………………………………………………..6
1.4 Налоговая система России ……………………………………….7
2. Основные принципы построения налоговой системы в
экономике с развитым рынком ……………………………………………..9
3. Структура действующей налоговой системы
Российской Федерации ………………………………………………….…11
4. Противоречия действующей налоговой системы России ……………….13
Заключение …………………………………………………………………….14
Список используемой литературы …

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

     3. Каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для  плательщика ...

     4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".

     Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в  них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

     Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени.

     Современные принципы налогообложения таковы:

     1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

     2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

     3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа. 

     4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

     5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

     6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

 

3. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации 

     Законом "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" впервые  в России вводится трехуровневая система налогообложения.

     1. Федеральные налоги взимаются  по всей территории России. При  этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны  зачисляться в федеральный бюджет  Российской Федерации.

     2. Республиканские налоги 0являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

     3. Из местных налогов (а их  всего 22) общеобязательны только 3 - налог на имущество физических  лиц, земельный, а также регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью. 

     И еще один важный в условиях рынка  налог - на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

     Основные  налоги, собираемые на территории Российской Федерации 

     1. Индивидуальный подоходный налог  (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица.

     В последние два десятилетия заметна  тенденция понижения ставок подоходного  налога. Многие экономисты полагают, что  для "справедливой" налоговой  системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.

     2. Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается  юридическим лицом. Однако для  некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

     Обложению налогом подлежит чистая прибыль  фирмы (валовая выручка за вычетом  всех расходов и убытков).

     3. Социальные взносы 0(социальные налоги) охватывают взносы предприятий  на социальное обеспечение и  налоги на заработную плату, и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.

     4. Поимущественные налоги, прежде  всего налоги на имущество,  дарения и наследство. Размер  этих налогов определяется задачей  перераспределения богатства. В  некоторых странах налоги на  имущество, дарения и наследство  включаются в акцизные сборы,  взимаемые при совершении сделок.

     5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины,  акцизы, и налог на добавленную  стоимость (НДС).

     Налог на добавленную стоимость взимается  в России и во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), кроме Австралии, США, Швеции. Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 38% стоимости их товара и распространяется на наиболее "ходовые" товары и услуги.

     Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

 

4. Противоречия действующей налоговой системы России 

     Действующая в течение последних трех лет  в России налоговая система создавалась  практически заново. Отечественный  опыт функционирования такой системы  в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

     Характерной особенностью созданной в нашей  стране налоговой системы является то, что в отношении иностранных  инвесторов принят практически национальный режим налогообложения.

     К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. В 1992 году в законодательство по налогу на прибыль серьезные изменения вносились дважды, а в порядок уплаты налога на добавленную стоимость - трижды.

     Нестабильность  налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

     Не  удивительно, что к существующей налоговой системе ныне предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и "качеству" налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.

 

Заключение 

     Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или  во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и  косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

     Основные  функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при  помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

     Одним из главных элементов рыночной экономики  является налоговая система. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

     Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

     На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

     На  Западе, в большинстве стран с  развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение  физических лиц, и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

 

Список  используемой литературы 

  1. Белялов А.3. "Рекомендации: как избежать больших  российских налогов",Москва:МВЦ "АЙТОЛАН",1994 г.
  2. Закон "Об изменениях в налоговой системе России". "Э. и Ж.",№4 1994
  3. Киперман Г.Я..Белялов А.3. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации",Москва,МВЦ "АЙТОЛАН',1992 г.
  4. Налоговый Кодекс России. Проект.Москва, "Ридас", 1996
  5. Приложение к журналу "Консультант". Налоговая система России. Москва ,1996 г.
  6. Сборник законодательных актов РФ о налогах. 1991, 1992,1993

Информация о работе Противоречия действующей налоговой системы России