Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:40, реферат
Конституция РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов». Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст. 30. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно конвенции Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.
Профсоюз
как субъект трудового
права.
Для выражения
и защиты своих интересов работники
объединяются в профсоюзы.
Конституция РФ
предусматривает «право создавать
профсоюзы для защиты своих интересов».
Конституция Российской Федерации
1993 г. – Ст. 30. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
Согласно конвенции Международной организации
труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций
и защите права на организацию» трудящиеся
имеют право создавать по своему выбору
организации, вступать в такие организации
для выражения и защиты своих интересов.
Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет
и предпринимателей.
Права профсоюзов
в России впервые были признаны законодательно
и закреплены в первом КЗоТ 1918 г.
Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже
самостоятельная глава о правах профсоюзов,
и советский законодатель эти права непрерывно
расширял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов
были предусмотрены гл. XV, содержащей 11
статей (ст. 225-235). Кроме норм данной главы
в КЗоТ были и другие статьи, также предусматривавшие
права профсоюзных комитетов на производстве
(ст. 22, 35, 46,51, 52, 54, 57, 61 и др.).
Правовой статус
профсоюзов теперь определяется Кодексом
и соответствующим Федеральным
законом Федеральный закон от
12 января 1996 г. «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности».
// СЗ РФ. – 1996. № 3. – Ст. 148. Данный закон
устанавливает правовые основы организации
и деятельности профсоюзов, содержит нормы,
обязывающие органы государственной власти
и управления, работодателей, должностных
лиц администрации производства содействовать
деятельности профсоюзов.
Закон предоставил
профсоюзам ряд социально-трудовых
прав на всех уровнях их деятельности,
начиная с производства и кончая
федеральным уровнем, и закрепляет
гарантии этих прав.
Профсоюз –
это добровольное общественное объединение
граждан, связанных общими производственными,
профессиональными интересами по роду
их деятельности, создаваемое в целях
представительства и защиты их социально-трудовых
прав и интересов.
Его основными
функциями (направлениями деятельности)
являются представительская (на всех уровнях
организации) и защитная – по защите и
повышению социально-трудовых прав и интересов
трудящихся. Профсоюзы возникли впервые
в мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее
тогда промышленно развитой стране, с
защитной их функцией для отстаивания
профессиональных интересов работников.
Статья 11 закона
РФ о профсоюзах закрепляет их право
на представительство и защиту социально-трудовых
прав и интересов работников, а также на
участие в нормотворчестве, при котором
они проявляют обе свои функции.
Представительская
функция означает, что все проекты законодательных
актов, затрагивающие социально-трудовые
права работников, рассматриваются федеральными
органами вместе с общероссийскими профсоюзами
и их объединениями (ассоциациями), а проекты
нормативных правовых актов рассматриваются
и принимаются органами законодательной
власти, органами местного самоуправления
с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать и с предложениями
о принятии законов и иных нормативных
правовых актов, касающихся социально-трудовой
сферы.
Защитная
функция профсоюзов – это целенаправленная
правовая деятельность (на правовой основе)
по защите социально-трудовых прав работника
на всех этапах правового регулирования
труда: при создании норм трудового права,
применении важнейших норм администрацией,
профилактике трудовых правонарушений,
профсоюзном контроле за соблюдением
трудового законодательства, восстановлении
нарушенных трудовых прав и привлечении
к ответственности нарушителей.
Закон РФ о профсоюзах
состоит из 32 статей, объединенных в
6 глав. Он устанавливает правовые основы
создания профсоюзов, их права и
гарантии деятельности.
Данный закон регулирует
отношения профсоюзов с органами государственной
власти, местного самоуправления, работодателями,
их объединениями, другими общественными
объединениями, юридическими лицами и
гражданами Федеральный закон от 12 января
1996 г. «О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. – 1996.
№ 3. – Ст. 1.
Надо отметить,
что хотя Закон о профсоюзах
вступил в силу с 20 января 1996 г.,
но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в соответствие
с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил
силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах
профсоюзов, которые у них давно отобраны
(о праве на законодательную инициативу,
на управление государственным социальным
страхованием и на надзор за трудовым
законодательством).
Новый Трудовой
кодекс РФ также не предоставляет эти
права профсоюзам. Представительская
функция профсоюзов отражена в разделе
II о социальном партнерстве во всех его
главах. При этом профсоюз осуществляет
также и защитную функцию – в настоящее
время главную функцию российских профсоюзов.
Профсоюзы у
нас строятся по производственно-
Все профсоюзы
пользуются равными правами и
равно осуществляют свою представительную
и защитную функции.
Как массовая общественная
организация профсоюзы входят в
политическую систему российского
общества. В советское время они
были единой общесоюзной членской организацией,
ныне представлены несколькими десятками
общероссийских профсоюзов, каждый со
своим Уставом, в котором закреплены задачи
и функции профсоюза. Наиболее крупные
из них – это федерация Независимых профсоюзов
России (ФНПР), Соцпроф и Единение.
В последние
годы «упала роль профсоюзов как законных
представителей работников и защитников
их трудовых прав. Исходя из этого нужно
изменить отношение государства к ним,
представить право более активного участия
в законодательной деятельности, наделить
техническую и правовую инспекции профсоюзов
правом принимать решения о привлечении
к юридической ответственности должностных
лиц, допустивших нарушение трудового
законодательства». Доклад о деятельности
уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации в 2011 г. М.: «Юридическая
литература», 2001. С. 50. С этим трудно не
согласиться, поскольку такие права у
профсоюзов и не следовало отбирать и
тем самым ослаблять их главную защитную
функцию.
Все права
профсоюзов можно классифицировать
по сфере их деятельности и по объему компетенции
в правах.
По объему компетенции в правах различают:
а) права самостоятельного
характера:
участвуют в
обеспечении мер по содействию занятости
и трудоустройству;
участвуют в
коллективных переговорах, заключают
коллективные договоры и соглашения
от имени работников;
представляют
и защищают права и интересы работников
на всех уровнях правового регулирования
труда;
осуществляют
общественный контроль за исполнением
трудового законодательства, правил
охраны труда;
обладают правом
требовать наказания (вплоть до увольнения)
должностных лиц администрации,
нарушающих трудовое законодательство,
коллективные договоры, соглашения, права
профсоюзов;