Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:13, курсовая работа
Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).
Введение
1.Теоретические основы построения налоговой системы. 4
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура. 4
2. Исторический аспект развития налоговой системы в Российской Федерации 10
2.1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации 10
3. Проблемы и перспективы современной налоговой системы. 12
Заключение 15
Список литературы 16
Содержание
Введение
1.Теоретические
основы построения налоговой системы.
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура. 4
2. Исторический
аспект развития налоговой
2.1. Анализ состояния и развития торговой
отрасли в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы современной налоговой системы. 12
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).
Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том, какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Данная тема - «Эволюция налоговой системы в Российской Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Цель
данной работы – раскрыть налоговую
систему России, её сущность, проблемы
и перспективы развития.
1.Теоретические основы построения налоговой системы
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура
Понятие «система» является основополагающей категорией общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого языка – «целое, составленное из частей». Отсюда – можно дать следующее научное определение системы: «система – совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих некоторыми свойствами, которые не являются очевидными свойствами самих этих компонентов». Таким образом, характерной чертой системы является то, что объединение элементов приводит к появлению нового качества. Налицо закон диалектики, формулируемый как переход количества в качество. В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным. Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». В частности, п. 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом». Заметим, что закон «Об основах налоговой системы РФ» содержал понятие налоговой системы, под которой, понималась лишь «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке». Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. На мой взгляд, налоговая система- это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов. Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами: 1. уровнем экономического развития; 2. общественно-экономическим устройством общества; 3. господствующей в обществе экономической доктриной; 4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное); 5. историческим развитием налоговой системы. Безусловно, налоговые системы разных стран различаются, ибо они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются в составе применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчётах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции экономического развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются:
1. Направленность налогообложения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета; приверженность общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и эффективности налоговых платежей;
2. Устранение двойного обложения на разных
стадиях продвижения товаров или разных
уровнях административного управления;
ориентация налоговых льгот по отдельным
налогам с учетом приоритетов экономической
и фискальной политики.
Решающей качественной характеристикой любой системы налогообложения является ее тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества. Однако общепринятая методология ее исчисления в настоящее время отсутствует. Структура налоговых платежей (см. таблицу 1). В таблице показано, что в составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают косвенные налоги.
Мировой опыт свидетельствует, что налоговая
система, построенная на базе НДС, обеспечивает
высокую стабильность поступлений в бюджет
налогов и незначительную зависимость
его от характера экономической конъюнктуры.
Этот вид налога составляет устойчивую
и широкую базу формирования бюджета,
любое незначительное повышение его ставок
существенно увеличивает поступления
в бюджет. Более того, НДС обладает такими
свойствами, как универсальность и абсолютная
объективность, он практически не влияет
на относительные конкурентные позиции
секторов экономики. Следовательно, этот
налог всегда будет заслуженно занимать
одно из центральных мест в налоговой
системе государства. С момента зарождения
налоговой системы РФ – с 1992 г.– действовал
Закон «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» (Закон РФ от 27.12.1991
№ 2118-1), в котором определялись виды налогов
(сборов), но этот Закон не содержал понятия
«специальный налоговый режим», хотя такие
режимы фактически применялись. Еще к
середине 80-х годов появилась государственная
концепция развития свободных экономических
зон на территории СССР. В 1990 г. Верховный
Совет РСФСР принял решение о создании
11 свободных экономических зон с более
льготным режимом, а в 1992 г. был принят
Закон РФ о создании закрытых административно-
Впервые понятие «специальный налоговый режим» было введено в налоговое законодательство РФ в 1999 г., когда вступила в силу первая часть Налогового кодекса (Закон РФ № 146-ФЗ). В ст. 18 было определено, что «СНР - это система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом». Однако было оговорено, что данная статья вводится в действие со дня вступления в силу части второй Налогового кодекса (Закон РФ № 147-ФЗ). Спустя полгода - в июле 1999 г. в эту статью были внесены существенные изменения:
1. Было дано новое определение специального
налогового режима, под которым признавался
особый порядок исчисления и уплаты налогов
и сборов в течение определенного периода
времени, применяемый в случаях и в порядке,
установленных настоящим Кодексом и принимаемыми
в соответствии с ним федеральными законами.
2. Было предусмотрено, что при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
3. Был дан исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов, а именно:
А) упрощенная
система налогообложения
Б) система налогообложения в свободных экономических зонах;
В) система
налогообложения в закрытых административно-
Г) система
налогообложения при выполнении
договоров концессии и
Следует заметить, что в этот список не вошли все действующие на территории РФ специальные налоговые режимы, в частности, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, хотя соответствующие главы Налогового кодекса уже были приняты и вступили в действие. Через пять лет, в июле 2004 г. Законом РФ № 95-ФЗ в ст. 18 Налогового кодекса были внесены изменения, и, согласно, новой редакции этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Различают два типа СНР: территориальный и субъектный. Юрисдикция СНР территориального типа ограничивается по территориальному принципу, налоговое администрирование ориентировано на определенную территорию.
К территориальным СНР относятся: 1. Система
налогообложения в особых экономических
зонах (Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-ФЗ
«Об особой экономической зоне в Калининградской
области», Федеральный закон от 31.05.1999
№ 104-ФЗ «Об особой экономической зоне
в Магаданской области»); 2. Система налогообложения
для организаций, зарегистрированных
в качестве налогоплательщиков в налоговых
органах закрытых административно-
Информация о работе Проблемы и перспективы современной налоговой системы