Принципы налоговой системы Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость. Облик налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

Содержание

Введение
1. Принципы налоговой системы Республики Казахстан
2. Налог на добавленную стоимость
3. Облик налогоплательщика
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

хозяйственное право.docx

— 38.16 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение 

  1. Принципы налоговой системы Республики Казахстан
  2. Налог на добавленную стоимость
  3. Облик налогоплательщика

Заключение

Литература

Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

         Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

При этом, возводя налоговую политику в  ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом  развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру.

       Следовательно, среди экономических инструментов государственного регулирования важное значение имеет налоговая система.

Механизм  налогообложения - один из самых сложных  в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим  методом государственного регулирования, от его эффективности зависит  успех социальной и экономической  политики.

        Налоговый механизм нашей республики в настоящее время находится как бы в промежуточном состоянии: его содержание не отражает административно-распределительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством прямого косвенного государственного регулирования экономики. Практика последних лет рыночных реформ показала, что основной источник бюджетного финансирования, каковым является налоги, явно оскудел. И не от того, что налогов стало меньше или их совокупная сумма уменьшилась, просто стало больше случаев так называемого " уклонение" от налогов.

Сама  система налогообложения дает тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными  путями.

         Существует устойчивое мнение, что государство посредством налогов обирает нас, поэтому необходимо любым способом  защититься от него.

К тому же  последнее время налоговый  процесс резко усилился.

Ставка  на усиление налоговой политики оправдывается  стремлением преодолеть инфляцию и  дефицит государственного бюджета.

        Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности.

И главная  из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический  характер.

Даже  если уровень инфляции, дефицитность бюджета удастся снизить, без  позитивных изменений в производстве - это окажется кратковременным и  обязательно за счет ухудшения социальной политики. 

  

1.  ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

Налог – установленный государством (в  лице уполномоченного органа) в одностороннем  порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которыми обеспечивается мерами государственного принуждения.

Налог – это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов:

      Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

    Условно можно выделить три  системы принципов:

  - экономические  принципы налогообложения

  - юридические  принципы налогообложения (принцип  налогового права)

  - организационные  принципы налоговой системы.

    Экономические принципы налогообложения:

  1- принцип  справедливости

  2- принцип  соразмерности

  3- принцип  максимального учета интересов  и возможностей налогоплательщиков

  4- принцип  экономичности (эффективности).

   Рассмотрим каждый принцип в  отдельности.

1. Нравственная  категория справедливости как  понятие о должном, как соответствие между деянием и воздаянием является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. Уже в течении 200 лет она является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.

   В экономическом плане принцип  справедливости означает, что государственные  налоги и расходы должны влиять  на распределение доходов, возлагая  бремя на одних людей и представляя  привилегии другим.

     Принцип горизонтальной справедливости  предполагает, что плательщики, находящиеся  в равном экономическом положении,  должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности).

     В основе этого принципа лежит  идея о том, что сумма взимаемых  налогов должна определяться  в зависимости от величины  доходов плательщика.

     А согласно принципу вертикальной  справедливости, лица которые находятся  в неравном положении, должны  находится в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).

     Следует отметить, что выделение  " вертикальной" и " горизонтальной" справедливости все же не решает  одну из главных проблем, существующих  в налоговой сфере сегодня: как определить степень справедливости налогообложения?

     Действия принципа справедливости  можно продемонстрировать на  примере кривой Лоренца (см. приложение 1).

Кривая  Лоренца показывает, что прогрессивные  налоги делают распределение  после  налоговых доходов (сплошная линия) более равномерным, чем распределение  предналоговых доходов (точечная линия).

     Кривая Лоренца подтверждает, что  прогрессивное налогообложение  более справедлива, так как  обеспечивает большее равенство.

     С юридической точки зрения, принцип  справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует  порядок изъятия собственности  у плательщиков, а также каким  образом соотносятся между собой  государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.

2. Принцип  соразмерности заключается в  соотношении наполняемости бюджета  и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.

     Данный принцип можно также  сформулировать как принцип экономической  сбалансированности интересов налогоплательщика  и государственной казны.

     Принцип соразмерности ярко иллюстрируется  кривой Лэффера (см. приложение 2).

Артур Лэффер - американский экономист, профессор  Калифорнийского университета при  построении своей кривой показал  зависимость налоговой базы от повышения  ставок налога, а также зависимость  бюджетных доходов от налогового бремени.

Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось  Д). Поскольку уменьшение базы (ось  В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета  возрастают.

       Однако при достижении определенного  предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается.

 Так  как люди не могут работать  только для того, чтобы заплатить  налоги, начинается спад экономической  активности, а уклонение от налогов  приобретает массовый характер.

      Происходит перемещение валового  национального продукта в сферу  теневой экономики.

     Следовательно, задача законодателя - на основе экономически обоснованных  предложений установить такой  режим налогообложения, который  не подавлял бы экономическую  активность налогоплательщика и  в то же время обеспечивал  необходимый уровень налоговых  поступлений в бюджет.

     Налогообложение - как экономическая   категория имеет свои пределы,  определенные в соответствии  с принципом соразмерности.

         Сдвиг условной точки в ту  или иную сторону порождает  противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические  конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная  для плательщиков и государственной  казны доля валового национального  продукта, перераспределяемого через  бюджетную систему.

3. Принцип  максимального учета интересов  и возможностей налогоплательщиков.

     В соответствии данным принципам  налогообложение должно характеризоваться  определенностью и удобством  для налогоплательщика. Другим  проявлением этого принципа является  информированность налогоплательщика  - обо всех изменениях налогового   законодательства.

    Налогоплательщик должен быть  проинформирован заранее, - а также  простота исчисления уплаты налога  

4. Принцип  экономичности (эффективности).

    Он означает, что суммы сборов  по каждому отдельному налогу  должны превышать затраты на  его сбор и обслуживание. Не  случайно некоторыми специалистами  выдвигалось предложение установить  в налоговом или бюджетном  законодательстве норму, согласно  которой при установлении нового  налога должно быть обоснованно,  что доходы от его сборов  будут превышать расходы десятикратно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ 

НДС (налог  на добавленную стоимость) представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами НДС, начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

        Плательщикам НДС являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по НДС. По импортируемым товарам плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана.

       Объектом обложения НДС является облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных в пределах республики. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работ или услуг исходя из применяемых цен и товаров, без включения в них НДС. Облагаемым импортом является импортируемые товары.

Информация о работе Принципы налоговой системы Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость. Облик налогоплательщика