Правовой
статус и функции министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь
Государственная
налоговая служба в республике создана
постановлением Совета Министров БССР
от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов
БССР в составе - Главная государственная
налоговая инспекция Минфина БССР и 185
государственных налоговых инспекций
по областям, городам, районам и районам
в городах.
Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой
службы» (утратило силу) в Главной
государственной налоговой инспекции
создано управление налоговых расследований
и соответствующие подразделения в государственных
налоговых инспекциях по областям и г.
Минску и в городах с численностью населения
свыше 90 тыс. человек.
Указом
Президента Республики Беларусь от 17.10.1994
№ 150 (утратил силу) Главная государственная
налоговая инспекция при Министерстве
финансов переименована в Главную государственную
налоговую инспекцию при Кабинете Министров
Республики Беларусь и наделена правами
министерств и самостоятельных ведомств.
Указом
Президента Республики Беларусь от 11.01.1997
№ 30 (утратил силу) Главная государственная
налоговая инспекция при Кабинете
Министров Республики Беларусь была преобразована
в Государственный налоговый комитет
Республики Беларусь, который вошёл в
систему республиканских органов государственного
управления, подчинённых Правительству
Республики Беларусь.
Указом
Президента Республики Беларусь от 11.02.1998
№ 71 (утратил силу) Главное управление
налоговых расследований, входящее
в состав Государственного налогового
комитета, преобразовано в Государственный
комитет финансовых расследований Республики
Беларусь.
Указом
Президента Республики Беларусь от 03.08.1999
№ 456 (утратил силу) при Государственном
налоговом комитете Республики Беларусь
создан Комитет по контролю за производством
и оборотом алкогольной, непищевой
спиртосодержащей продукции, спирта этилового
из непищевого сырья и табачных изделий.
Указом
Президента Республики Беларусь от 24.09.2001
№ 516 утратил силу) Государственный
налоговый комитет преобразован
в Министерство по налогам и сборам
Республики Беларусь, а Комитет по
контролю за производством и оборотом
алкогольной, непищевой спиртосодержащей
продукции, спирта этилового из непищевого
сырья и табачных изделий при Государственном
налоговом комитете в департамент по контролю
за производством и оборотом алкогольной,
непищевой спиртосодержащей продукции,
спирта этилового из непищевого сырья
и табачных изделий Министерства по налогам
и сборам без прав юридического лица. С
16 августа 2004 г. департамент преобразован
в управление контроля за подакцизнымитоварами
главного управления организации контрольной
деятельности. В 2009 году было создано главное
управление контроля подакцизных товаров
и электронных технологий.
Деятельность
налоговых органов в республике
регламентируется Положением о Министерстве
по налогам и сборам Республики Беларусь,
утверждённым постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы
Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь»1 (далее
- Положение о МНС), Указом Президента Республики
Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании
контрольной (надзорной) деятельности
в Республике Беларусь»2, Налоговым
кодексом Республики Беларусь3. Для обсуждения
и выработки решений по наиболее важным
вопросам утверждена коллегия МНС в составе
15 человек.
В структуру
МНС входят 157 инспекций МНС, из них
7 - по областям и г.Минску, 150 - по районам,
городам, районам в городах.
Согласно Положению о МНС
основными задачами МНС являются:
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), иных обязательных платежей в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды (далее - бюджет);
- осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
- учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
- разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
5. осуществление в пределах своей компетенции
валютного контроля;
6. предупреждение,
выявление и пресечение нарушений законодательства
в пределах своей компетенции;
7. разработка
(участие в разработке) международных
договоров
Республики Беларусь по вопросам налогообложения.
МНС
в соответствии с возложенными
на него задачами осуществляет
следующие функции:
1. осуществляет
в соответствии с законодательством
контроль за:
1.1. соблюдением
налогового законодательства, законодательства
о
предпринимательстве, лицензировании
отдельных видов деятельности,
ремесленной деятельности, деятельности
по оказанию услуг в сфере
агроэкотуризма, декларировании физическими
лицами доходов и имущества, а также правильностью
исчисления, своевременностью и полнотой
уплаты иных обязательных платежей в бюджет;
1.2. соблюдением
установленного порядка приема наличных
денежных средств при реализации товаров
(работ, услуг), использования кассовых
суммирующих аппаратов, специальных компьютерных
систем,
билетопечатающих машин, таксометров,
расчетов между юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями
в Республике Беларусь;
- соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);
- игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
- соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;
1.6. соблюдением
установленного порядка использования
иностранной
безвозмездной помощи, а также имущества
и средств, полученных от
реализации такой помощи;
- целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, а также в государственные внебюджетные фонды;
- полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;
- соблюдением законодательства: регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий; регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями; по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения; устанавливающего особые режимы налогообложения; о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками; о ведении кассовых операций; об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров; об обращении нефтяного жидкого топлива;
- осуществляет валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты);
- организует деятельность инспекций МНС по вопросам осуществления контроля в сферах, указанных в подпунктах 1 и 2, а также по: обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет; ведению Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта; регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своей деятельности Национальным банком, банками), применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг); обеспечению учета изъятого, арестованного или выявленного ими имущества, подлежащего обращению в доход государства либо на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, а также осуществлению контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, подлежащих перечислению в бюджет за полученное для иного использования имущество; обеспечению ими возмещения организациям, индивидуальным предпринимателям расходов по хранению имущества, ца которое обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, в том числе транспортных расходов по доставке имущества к месту хранения, и других расходов, связанных с организацией его реализации и реализацией или иным использованием, в том числе в случае возврата такого имущества собственнику, иных расходов в случаях, предусмотренных законодательными актами;
4. изучает
и анализирует складывающуюся ситуацию
на рынке
алкогольной продукции и табачных изделий,
обобщает практику применения
законодательства, регулирующего производство
и оборот алкогольной
продукции и табачных изделий, вырабатывает
предложения о
совершенствовании государственного
регулирования и контроля в сфере
производства и оборота алкогольной продукции
и табачных изделий, координирует деятельность
других республиканских органов государственного
управления, местных исполнительных и
распорядительных органов по этим вопросам;
- ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;
- проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларировании физическими лицами доходов и имущества, издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также отчетов инспекций МНС;
- рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее - обращения);
- по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения инспекциями МНС и государственными организациями, подчиненными МНС, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным инспекциям МНС и организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;
- осуществляет проверки соблюдения в инспекциях МНС и государственных организациях, подчиненных МНС, порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;
- по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения инспекциями МНС и государственными организациями, подчиненными МНС, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;
11. проводит
анализ отчетных данных, результатов проверок,
осуществляемых налоговыми органами,
на основании которого разрабатывает
предложения о совершенствовании деятельности
инспекций МНС;
12. осуществляет
в пределах своей компетенции подготовку
предложений об упрощении налоговой системы,
в том числе о совершенствовании порядка
исчисления и уплаты налогов, упрощении
порядка налогового учета и
налогового контроля и других предложений
о совершенствовании налогового
законодательства, налоговой политики,
законодательства о
предпринимательстве, декларировании
физическими лицами доходов и
имущества, об унификации налогового законодательства,
осуществляемой в
рамках интеграционных процессов Республики
Беларусь и Российской
Федерации;
13. разрабатывает
или участвует в разработке международных
договоров Республики Беларусь по вопросам
налогообложения;
14. по вопросам,
отнесенным к его компетенции: заключает
в
соответствии с законодательством международные
договоры
межведомственного характера; осуществляет
согласно законодательству
функции по реализации международных
договоров Республики Беларусь;
осуществляет подготовку предложений
и реализацию планов по участию
Республики Беларусь в интеграционных
процессах в рамках Союзного
государства, Евразийского экономического
сообщества, Содружества
Независимых Государств;
- взаимодействует с налоговыми органами иностранных государств, участвует в работе Внутриевропейской организации налоговых администраций, Координационного совета руководителей налоговых служб стран - участников Содружества Независимых Государств, Совета руководителей налоговых служб государств - участников Евразийского экономического сообщества, иных международных организаций и межгосударственных образований, создаваемых в целях координации деятельности налоговых органов Республики Беларусь и иностранных государств;
- обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров;
17. осуществляет
мероприятия по созданию и внедрению
информационных систем, автоматизированных
рабочих мест и других средств автоматизации
и компьютеризации работы налоговых органов;
- планирует и распределяет ассигнования на содержание инспекций МНС, контролирует их использование;
- определяет на основании актов законодательства для государственных организаций, подчиненных МНС, порядок управления государственным имуществом;
- осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за деятельностью инспекций МНС и государственных организаций, подчиненных МНС, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;
- заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС о деятельности инспекций МНС, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт работы;
- принимает меры по обеспечению защиты сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;